18 января 2008 г. Приказ Минздравсоцразвития №605 «Методические рекомендации по введению новых систем оплаты труда»

18.01.2008



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Минздравсоцразвития России)

П Р И К А З
от 22 октября 2007 г. № 663
Москва

О Методических рекомендациях по введению в федеральных
бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда

В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007,№41, ст. 4893) приказываю:
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда.

Министр Т.А. Голикова

Утверждено приказом
Минздравсоцразвития России
от 22 октября 2007 г. № 663
 
Методические рекомендации по введению в федеральных
бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда
 

Раздел 1. Общие положения


 
1.         Настоящие Методические рекомендации подготовлены с целью оказания методической помощи федеральным органам исполнительной власти, иным государственным органам и организациям, а также подведомственным им федеральным бюджетным учреждениям по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда работников в соответствии с Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 41, ст. 4893).

2.         Основополагающими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с которыми устанавливаются новые системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, являются:

      Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 3; № 30, ст. 3014, ст. 3033; 2003, № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 18, ст. 1690; № 35, ст. 3607; 2005, № 1 (ч. 1), ст. 27; № 19, ст. 1752; 2006, № 27, ст. 2878; № 52 (ч.1), ст. 5498; 2007, № 1 (ч.1), ст. 34; № 17, ст. 1930; № 30, ст. 3808; № 41, ст. 4844);

      постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений»;

      другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

3.         Новые системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статьи 135, 143,144 Трудового кодекса Российской Федерации.

4.         Новые системы оплаты труда устанавливаются с учетом:

      единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (статья 143 Трудового кодекса Российской Федерации);

      государственных гарантий по оплате труда, предусмотренных статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации, включая:

- величину минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (с 1 сентября 2007 г. статьей 1 Федерального закона от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 17 ст. 1930) установлена в сумме 2300 рублей в месяц);

-  меры, направленные на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы;

-  ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

-  ограничение оплаты труда в натуральной форме;

-  обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

-  государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;

-  ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

-  сроки и очередность выплаты заработной платы;

      минимальных размеров выплат компенсационного характера, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации;

      базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации);

      перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях (постановление Правительства, Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. № 605);

      перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях (постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. № 605);

      рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации);

      мнения соответствующих профсоюзов (статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

5.         Заработная плата (оплата труда) работника состоит из:

      окладов (должностных окладов), тарифных ставок, ставок заработной платы;

      выплат компенсационного характера;

      выплат стимулирующего характера.

6.         Оклад (должностной оклад) — фиксированный размер оплаты труда
работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной
сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих
и социальных выплат (статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Тарифная ставка — фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации).

7.         Выплаты компенсационного характера — выплаты, обеспечивающие
оплату труда в повышенном размере работникам, занятым на тяжелых работах,
работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, в
условиях труда, отклоняющихся от нормальных, на работах в местностях с
особыми климатическими условиями, на территориях, подвергшихся
радиоактивному загрязнению (статья 129 Трудового кодекса Российской
Федерации).

8.         Выплаты компенсационного характера работникам, занятым на
тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми
условиями труда устанавливаются в соответствии со статьей 147 Трудового
кодекса Российской Федерации.

9.         Выплаты устанавливаются к окладу (должностному окладу), тарифной
ставке, ставке заработной платы работника, если иное не установлено
федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, иными
нормативными правовыми актами.

При этом работодатели принимают меры по проведению аттестации рабочих мест с целью разработки и реализации программы действий по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

10.    Выплаты компенсационного характера работникам, занятым в
местностях с особыми климатическими условиями, устанавливаются в
соответствии со статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации.

Выплаты компенсационного характера работникам в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, устанавливаются в соответствии со статьей 149 Трудового кодекса Российской Федерации.

11.    Условия труда в обязательном порядке указываются в трудовом договоре работника (необходимое условие для установления ему выплат компенсационного характера) и являются его неотъемлемой частью.

12.    Выплаты стимулирующего характера — выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы.
 
 

Раздел 2. Рекомендуемые подходы к новым системам оплаты труда


 
13.    Подготовку предложений по размерам базовых окладов (базовых
должностных окладов), базовых ставок заработной платы по
профессиональным квалификационным группам федеральным органам
исполнительной власти рекомендуется осуществлять на основе группировки
должностей специалистов по категориям различных работ, являющихся
равноценными, по следующим параметрам:

      набору исполняемых трудовых функций;

      сложности труда;

      интенсивности труда;

      результативности труда;

      требованиям к профессиональной квалификации (наличию специального образования и профессионального опыта, в том числе с учетом требований, отраженных в порядке лицензирования отдельных видов деятельности).

При подготовке предложений по формированию базовых окладов по профессиональным квалификационным группам, группировке работ по сложности рекомендуется учитывать уставные цели, требования к стандартам оказываемых федеральными бюджетными учреждениями государственных услуг и работ.

14.    Размер базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых
ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам
определяется с учетом установленной федеральными законами, иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации для каждой
категории работников продолжительности рабочего времени (нормы часов за ставку заработной платы) из расчета полной занятости в течение расчетного периода — календарный месяц, год.

15.    Формирование новых систем оплаты труда работников федеральных
бюджетных учреждений осуществляется с применением базовых окладов
(базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по
профессиональным квалификационным группам.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы являются основой для установления окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников, определяемых на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, а также с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы являются обязательством работодателя перед работником и не могут быть пересмотрены в одностороннем порядке.

Сложность работ может устанавливаться путем аттестации (сертификации) работ и услуг (на основе экспертной оценки).

Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений, в которых введены новые системы оплаты работников, устанавливаются руководителем учреждения с учетом мнения соответствующих органов первичной профсоюзной организации и фиксируются в трудовых договорах.

16.    Выплаты компенсационного характера в соответствии с перечнем
видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных
учреждениях, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального
развития Российской Федерации, рекомендуется устанавливать к окладам
работников, установленным в трудовых договорах, в виде надбавок и доплат,
если иное не установлено федеральными законами и указами Президента
Российской Федерации, а также путем применения к заработной плате
районных коэффициентов, коэффициентов за работу в пустынных и безводных
местностях, коэффициентов за работу в высокогорных районах, процентных
надбавок к заработной плате работникам, работающим в районах Крайнего
Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока,
Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в
Республике Хакасия.

Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

До установления минимальных размеров повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, минимальных размеров повышения оплаты труда за работу в ночное время и размеров других компенсационных выплат размеры выплат, устанавливаемые коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Указанные выплаты осуществляются в пределах ассигнований, выделенных главными распорядителями бюджетных средств на оплату труда работников федеральных бюджетных учреждений.

17.    Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, определяются учреждениями самостоятельно в пределах фонда оплаты труда и устанавливаются локальными нормативными правовыми актами.

Наименования выплат стимулирующего характера, не предусмотренные в перечне видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, не могут применяться в федеральных бюджетных учреждениях.

При установлении выплат стимулирующего характера рекомендуется рассматривать целесообразность их установления как в абсолютных размерах, так и в процентном отношении к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы, установленным в трудовом договоре.

Для целей стимулирования труда работников к качественным результатам труда и поощрения за качественно выполненную работу объем средств на указанные выплаты рекомендуется предусматривать в размере не менее 30 процентов от общих поступлений в фонд оплаты труда.

При этом начиная с 1 января 2010 г. объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.

18.    Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и
главных бухгалтеров состоит из должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором и составляет 3 размера средней заработной платы работников основного персонала возглавляемого им учреждения согласно перечню должностей, профессий работников учреждений, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти (иным государственным органом или организацией), в ведении которого находится учреждение, по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10–30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.

Выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров учреждений в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Выплаты стимулирующего характера руководителю учреждения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти (иным государственным органом или организацией), в ведении которого находится учреждение. Размеры выплат стимулирующего характера определяются с учетом результатов деятельности учреждения.

Руководителю учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, выплаты стимулирующего характера устанавливаются Правительством Российской Федерации.
 
 

Раздел 3. Рекомендуемые подходы по подготовке к введению новых систем оплаты труда

 

19.    В рамках подготовительной работы к введению новых систем оплаты труда в федеральных бюджетных учреждениях федеральным органам исполнительной власти (иным государственным органам или организациям), в ведении которых находятся учреждения, рекомендуется:

      подготовить и представить в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации согласованные с соответствующими профсоюзами предложения по формированию профессиональных квалификационных групп;

       оказывать подведомственным федеральным бюджетным учреждениям методическую и организационную помощь при установлении критериев и условий осуществления выплат стимулирующего характера с учетом эффективности работы. В целях координации деятельности подведомственных учреждений рекомендуется разработать систему показателей оценки эффективности труда работников бюджетных учреждений;

      увязать объем бюджетных ассигнований, направляемых на формирование фонда оплаты труда работников, с функциями, задачами и объемами работ, выполняемыми подведомственными федеральными бюджетными учреждениями;

      разработать график введения в подведомственных федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда;

      подготовить и представить в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложения об утверждении перечней видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях;

      проводить работу по согласованию штатной численности работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений с учетом ее оптимизации исходя из необходимости выполнения установленных федеральному бюджетному учреждению функций, задач и объемов работ;

      внести в установленном порядке в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложения по соответствующим разделам единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

      разработать критерии эффективности работы подведомственных федеральных бюджетных учреждений;

      разработать примерную форму дополнительного соглашения к трудовому договору с руководителем подведомственного федерального бюджетного учреждения;

      разработать показатели и условия стимулирования труда руководителей подведомственных федеральных бюджетных учреждений для учета в дополнительном соглашении оснований установления стимулирующих выплат в зависимости от эффективности работы учреждения и их размеров;

      разработать и утвердить по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации перечень должностей, профессий работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности;

      определить размер централизации ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на оплату труда работников подведомственных учреждений, на выплаты стимулирующего характера руководителям указанных учреждений, в пределах размеров, определенных пунктом 9 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. № 605, в зависимости от размера фонда оплаты труда, планируемой суммы на выплаты стимулирующего характера руководителям с учетом результатов деятельности учреждений, объемов работ, их сложности и социальной значимости.

20.    В целях конкретизации размеров и условий оплаты труда работников в их трудовых договорах рекомендуется с 1 сентября 2007 года до введения новых систем оплаты труда провести предварительную подготовку.

Руководителям федеральных бюджетных учреждений в целях приведения содержания трудовых договоров в соответствие с требованиями статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации конкретизировать условия оплаты труда работников в их трудовых договорах, в том числе размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы доплат, надбавок и иных стимулирующих выплат.

При этом в соответствии с Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений»:

      размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем федерального бюджетного учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, а также с учетом сложности и объема выполняемой работы (пункт 3 Положения);

      размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (пункт 6 Положения).

Реализация такого подхода позволяет руководителю федерального бюджетного учреждения более точно учесть специфику выполняемой работы персоналом возглавляемого им учреждения, значительно детализовать условия оплаты труда работников. В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и иные стимулирующие выплаты) являются обязательными для включения в трудовой договор.

21.    В целях совершенствования организационной работы по оформлению трудовых отношений с работниками рекомендуется на начальном этапе персонифицировать оплату труда работников, конкретизировав размеры и условия оплаты труда работников в их трудовых договорах. В этих целях рекомендуется заключить с работниками дополнительные соглашения к трудовым договорам, в которых необходимо структурировать условия оплаты их труда (взамен отсылочных норм к положению об оплате труда работников учреждения и иным локальным актам учреждения), предусмотрев в них размер:

      оклада (должностного оклада), ставки заработной платы;

      выплат компенсационного характера;

      выплат стимулирующего характера.

Примерная форма дополнительного соглашения к трудовому договору с работником приведена в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.

До введения новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников устанавливаются в размерах окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по разрядам Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, определенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. № 256 «О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и о межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 18, ст. 2015; № 41, ст. 4249).

При установлении компенсационных выплат необходимо указать в трудовых договорах работников, что они применяются для каждого конкретного рабочего места.

Выплаты стимулирующего характера необходимо увязать с результатом работы.

22.    Рекомендуется учитывать, что заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой до введения этих новых систем оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

23.    Федеральным органам исполнительной власти необходимо подготовить, и представить в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации согласованные с соответствующими профсоюзами предложения по формированию профессиональных квалификационных групп на основе критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. № 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 сентября 2007 г. № 10191).

С учетом срока утверждения Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации профессиональных квалификационных групп (до 31 марта 2008 г.) рекомендуется представить указанные предложения не позднее 1 февраля 2008 г.

Рекомендуется следующий порядок формирования профессиональных квалификационных групп:

      составление перечня профессий рабочих и должностей служащих, относящихся к соответствующему виду экономической деятельности;

      анализ квалификационных характеристик профессий рабочих и должностей служащих и отнесение их к профессиональным квалификационным группам в соответствии с критериями отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. № 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам»;

      принятие решения о целесообразности структурирования профессий рабочих и должностей служащих по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп;

      принятие решения о целесообразности отнесения профессий рабочих и должностей служащих к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп;

      обсуждение подготовленных предложений с соответствующими отраслевыми профсоюзами;

      при необходимости доработка предложений по формированию профессиональных квалификационных групп с учетом мнения профсоюза;

      представление предложений по формированию профессиональных квалификационных групп, согласованных с соответствующим профсоюзом, в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

24.    В целях оказания помощи при установлении подведомственными федеральными бюджетными учреждениями условий осуществления выплат стимулирующего характера с учетом эффективности работы федеральным органам исполнительной власти рекомендуется разработать для подведомственных федеральных бюджетных учреждений методические документы по установлению выплат стимулирующего характера, включая рекомендации о критериях оценки результатов работы.

25.    Введение новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений предполагает отказ от принципа выделения финансовых средств на оплату труда работников федеральных бюджетных учреждений в зависимости от штатной численности и установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации окладов, повышений окладов, доплат и надбавок. С 1 сентября 2007 г. за федеральными бюджетными учреждениями закрепляются бюджетные ассигнования в фонд оплаты труда работников, которые могут быть уменьшены только при условии уменьшения объема предоставляемых федеральными бюджетными учреждениями государственных услуг.

Таким образом, оптимизация штатной численности или принятие федеральным бюджетным учреждением решения об отказе от установления какой — либо надбавки или доплаты не должны привести к уменьшению объемов бюджетного финансирования, а высвобожденные средства могут быть использованы для стимулирования работников.

В связи с этим федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся федеральные бюджетные учреждения, рекомендуется провести следующую работу:

      провести анализ функций, задач и объемов работ каждого из подведомственных федеральных бюджетных учреждений и формализовать их в соответствующем ведомственном нормативном правовом акте;

      закрепить за каждым подведомственным федеральным бюджетным учреждением объем бюджетных ассигнований в фонд оплаты труда работников;

      увязать объем бюджетных ассигнований, направляемых на формирование фонда оплаты труда работников, с функциями, задачами и объемами работ подведомственного федерального бюджетного учреждения.

В федеральном бюджетном учреждении формируется общий фонд оплаты труда работников исходя из объема ассигнований федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждения.

Средства на оплату труда, формируемые за счет ассигнований федерального бюджета, направляются федеральным бюджетным учреждением на выплаты по окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы и на выплаты    компенсационного характера, установленные работникам учреждения. После осуществления этих выплат оставшиеся средства могут направляться федеральным бюджетным учреждением на выплаты стимулирующего характера. Средства на оплату труда, поступающие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направляются федеральными бюджетными учреждениями только на выплаты стимулирующего характера.

26.    В соответствии с пунктом 10 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», штатное расписание учреждения утверждается руководителем учреждения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти (иным государственным органом или организацией), в ведении которого находится учреждение.

В федеральном бюджетном учреждении применяется одно штатное расписание независимо от источников формирования фонда оплаты труда учреждения, а также функций, возлагаемых на работников.

Бюджетных ассигнований на оплату труда должно быть достаточно для установления окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по всем штатным должностям, а также выплат компенсационного характера. Средства из иных источников для установления работникам окладов (должностных окладов), ставок заработной платы и выплат компенсационного характера не используются.

При формировании федеральным бюджетным учреждением нового штатного расписания (численности работников) необходимо учесть, что численный состав работников учреждения должен быть достаточен для гарантированного выполнения им функций, задач и объемов работ. Это может служить достаточным основанием для согласования штатного расписания (численности работников) федеральным органом исполнительной власти (иным государственным органом или организацией), в ведении которого находится учреждение.

Рекомендуется при согласовании штатного расписания наряду с его проектом запрашивать у федерального бюджетного учреждения обоснование к нему, содержащее необходимые расчеты и анализ как по структуре учреждения, так и по функциям его структурных подразделений, а также по профессионально-квалификационной структуре работников.
 
 

Раздел 4. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, федеральных бюджетных учреждений и профессиональных союзов


27.    В соответствии со статьей 35.1 Трудового кодекса Российской Федерации учет мнения профсоюзных организаций позволяет обеспечить принятие нормативных правовых актов, которые отражают в максимальной степени согласованные интересы работников и работодателей.
Федеральные органы исполнительной власти:

      обеспечивают условия для участия соответствующих комиссий по
регулированию социально — трудовых отношений в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти;

      направляют проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей);

      рассматривают решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов федеральных органов исполнительной власти.

28.    При взаимодействии федеральных органов исполнительной власти с профсоюзами рекомендуется следующий порядок:

      разработанные федеральным органом исполнительной власти предложения по профессиональным квалификационным группам направляются им на согласование во все соответствующие отраслевые профсоюзы;

      после получения замечаний и предложений от профсоюзов рекомендуется провести совещание с целью принятия взаимоприемлемого решения;

      после получения писем от соответствующих профсоюзов о согласовании предложений по профессиональным квалификационным группам указанные предложения направляются на утверждение в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

 

 


 

Источник: ПР РАН

©РАН 2024