06 июня 2008 г. Информационное сообщение в связи с ситуацией, складывающейся с финансированием фундаментальной науки в России

06.06.2008

-

 

Информационное сообщение в связи с ситуацией, складывающейся с финансированием фундаментальной науки в России

В последние годы немало говорилось о необходимости перехода России на инновационный путь, о развитии экономики знаний и о российской фундаментальной науке как непременной основе этих процессов. Руководители страны широко декларируют намерения усиления поддержки государством российской науки, о небывалых деньгах, выделяемых на её развитие в ближайшей и более отдаленной перспективе. Трехзначные цифры миллиардов рублей завораживают, часто повторяемые заклинания могут ввести в заблуждение. Разберемся на примере РАН, что же на самом деле происходит с финансированием фундаментальной науки в России. Бюджет РАН составляет 2/3 финансирования фундаментальной науки и примерно 1/3 от общих расходов на гражданскую науку, он достаточно открыт и прозрачен для анализа.

Финансирование РАН составило – в 2007 г. – 36,5 млрд.р., 2008 г. – 44,5млрд.р.; план бюджета 2009 г. – 47 млрд.р., 2010 г. – 48,7млрд.р. (в эти суммы входит также часть средств, выделяемых не по статье «фундаментальные исследования»). На первый взгляд - деньги немалые. На что же этого хватает?. Примерно 70% этой суммы сейчас составляет фонд зарплаты с начислениями. Это, в расчете на без малого 100 тыс.сотрудников РАН и учтя начисления, дает с среднем по ~20,5 тыс.р в месяц на одного сотрудника. Но даже столь высокий процент зарплаты позволяет пока поднять заработки лишь ученых (это примерно 50% числа сотрудников РАН) до 30 т.р. в месяц и то только к концу 2008г. С нашей точки зрения, бюджетная зарплата ученых в 2009г. для нормальной работы должна составлять не менее 50 т.р. Как видно из приведенных выше официальных данных, средств на это в бюджетах 2009-2010г. нет. Зарплата же второй половины сотрудников РАН – инженеров, программистов, техников, рабочих, экономистов, бухгалтеров составит в конце 2008 г. вообще лишь 12т.р. Средств на ее увеличение в 2009-2010г. тоже пока нет. Найти на эту зарплату квалифицированных специалистов невозможно, поэтому приходится либо отбирать деньги у ученых, либо использовать внебюджетные, целевые средства (которые предназначены для решения конкретных задач, потребных заказчикам и, вообще говоря, для исправления ошибок бюджетного планирования не предназначены). Таким образом, утвержденный руководством Российской Федерации уровень финансирования РАН даже при аномально высокой доле фонда зарплаты не позволяет выйти на приемлемый уровень зарплат сотрудников Академии наук. Определенные надежды внушает обещание выделить наконец Академии дополнительное финансирование на увеличенные надбавки за степени ученым РАН и 14% доплату инженерам и специалистам. В сумме это должно принести Академии ~3,5 млрд.руб. дополнительно. Оптимистично веря, что обещание будет выполнено, мы отчетливо осознаем, что указанная сумма даст прибавку на душу населения в пределах 27 тысяч рублей или около 2 тыс. среднемесячных по году. Конечно, тоже неплохо, но погоды это не делает.

С другими статьями расходов академического бюджета дело обстоит еще хуже. Так, минимально необходимые эксплутационные расходы институтов покрываются в лучшем случае на 30-40%. Так, например, институт естественного профиля с численностью ~1000чел (это 5-6 корпусов) получает на покрытие коммунальных платежей и эксплутационных расходов всего  ~20 млн.руб. в год. Этой суммы в лучшем случае хватает только на оплату коммунальных платежей. Недостающие средства на содержание институтов приходится также изымать из внебюджетных средств. На реальные научные исследования денег в РАН остается совсем мало, это примерно 15-20% финансирования РАН. В результате выполнение фундаментальных исследований в значительной мере также обеспечивается за счет внебюджетного финансирования, которое формально предназначено для решения прикладных задач, за которые и платит заказчик.

Перейдем теперь к утверждениям о постоянном увеличении финансирования науки. Действительно, финансирование науки заметно возросло по сравнению со временем, когда в институтах не было денег на приборы и материалы, на оплату коммунальных услуг, когда нередки были задержки выплат даже тех мизерных зарплат, на которую нельзя было прожить одному, не говоря уже о содержании семьи; когда размер «хорошего» гранта для работы группы экспериментаторов был меньше 10 тысяч долларов в год. Сейчас нет угрозы отключения институтов от воды или электроэнергии, появились средства на закупку научного оборудования (хотя и не достаточные), зарплата выплачивается регулярно, и ее размеры позволяют научным сотрудникам как-то жить. Появились гранты, размеры которых позволяет вести серьезные исследования. Безусловно, это позитивные моменты, которые нельзя не заметить. Однако и  нынешнее финансирование РАН и всей российской науки, как показано выше, абсолютно недостаточно для решения задач, поставленных перед ней руководством России.  Причем можно уверенно констатировать, что дела в отраслевой и ВУЗовской науке обстоят еще хуже.

Другой важный момент состоит в следующем. Так как вплоть до недавнего времени финансирование науки не обеспечивало даже ее выживания, а не то, что развитие или хотя бы нормальную работу, существенно состарилась приборная база и вся научная инфраструктура, углубился кадровый кризис, ощущается недостаток научных контактов, информации и т.д. Сохранение в этих условиях РАН и российской науки – это огромная заслуга научного сообщества и, в первую очередь, тех, кто продолжал в это трудное время работать в своих институтах. Сегодня выйти из кризиса, в который поставило руководство страны науку России, невозможно без дополнительных больших вложений. По нашему мнению, руководство России не только еще не начало отдавать долги российской науке, но еще и не подошло к ее нормальному финансированию.

Перейдем теперь к тому, как обстоят дела с выполнением решения руководящих органов страны в части финансирования науки. В 2002 году на совместном заседании Совета Безопасности РФ, Президиума Государственного Совета РФ и Совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям был принят ряд серьезных решений по вопросам перехода страны к инновационному развитию на основе развития российской науки. В обеспечение укрепления роли научных исследований как стратегического национального приоритета был принят график ее финансирования до 2010 года, утвержденный  Президентом России. Этот график выражен как в процентах от расходной части бюджета, так и в абсолютных цифрах, привязанных к тем же процентам, но тот бюджета памятного 2002 года. Реальное финансирование российской науки на самом деле примерно в 1,8 раза ниже указанного графика в процентах от расходной части бюджета. Очевидно, что при принятии решения в 2002г. не предполагали огромного профицита бюджета, создания стабилизационного фонда и т.д. 

Посмотрим другой документ – Стратегию развития науки и инноваций на период до 2015 года, который рассматривает два варианта финансирования фундаментальной науки: минимально – допустимый и рациональный вариант расходов. В настоящий момент фундаментальная наука финансируется на уровне ~85-90% минимально – допустимого варианта и 75% от рационального. 

Наконец, пятилетняя программа фундаментальных исследований в государственных академиях наук, месяц назад утвержденная Правительством Российской Федерации, фактически предусматривает замораживание выделяемых академиям наук средств на уровне 2008 года. Учитывая благоприятную финансовую конъюнктуру в России и стратегическое значение науки для развития страны, Профсоюз работников РАН настаивает на полном выполнении решений, поддержанных Президентом России, о финансировании гражданских исследований именно в доле от расходной части бюджета, а также на осуществлении рационального варианта финансирования фундаментальной науки наряду с защитой от инфляции средств, направляемых на реализацию программы фундаментальных исследований. Только это обеспечит нашим ученым приемлемые условия труда и позволит российской науке решать поставленные перед ней большие задачи.

Мы обращаемся к Руководству РАН, всем ветвям исполнительной и законодательной власти России с требованием поддержать нашу позицию. Мы заявляем, что будем отстаивать наши требования всеми доступными способами, включая массовые акции протеста.

Председатель Совета профсоюза В.Ф.Вдовин

06 июня 2008г.

 

Источник: ПР РАН

Подразделы

Объявления

©РАН 2024