«Обеспечить жильем ученых не менее важно, чем военнослужащих, если мы хотим, чтобы наша страна имела будущее», - эту истину в очередной раз недавно пытался втолковать чиновникам Дмитрий Медведев. Речь шла о выполнении поручения главы государства по решению квартирных проблем сотрудников РАН, а «всплыл» этот вопрос на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике

12.08.2010



Быль о жилье

«Обеспечить жильем ученых не менее важно, чем военнослужащих, если мы хотим, чтобы наша страна имела будущее», - эту истину в очередной раз недавно пытался втолковать чиновникам Дмитрий Медведев. Речь шла о выполнении поручения главы государства по решению квартирных проблем сотрудников РАН, а «всплыл» этот вопрос на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, членом которого является Президент РАН. Юрий Осипов сообщил президенту страны, пожелавшему узнать, как идут дела со строительством обещанного ученым жилья, что «продвижение есть, но не очень большое». Это уклончивое заявление он далее расшифровал примерно так: Академия наук давно уже предоставила списки нуждающейся в жилье научной молодежи и всю необходимую документацию по пригодным для застройки участкам, находящемся в ведении РАН, а ответственные министерства все еще «решают вопросы». Причем решают отнюдь не так, как было договорено. «На пять тысяч молодых ученых (именно столько квартир значится в президентском поручении – ред.) надо 9 миллиардов рублей, но, к сожалению, пока эти деньги не предусмотрены», - поведал министр регионального развития РФ Виктор Басаргин. Судя по его выступлению, в бюджет заложено всего около 2,9 миллиарда рублей на три года.

Дмитрий Медведев, который на протяжении всего заседания выражал недовольство бессодержательными рапортами министров по итогам выполнения нацпроектов и «отсутствием практических действий по решению проблем», не поскупился на «теплые слова» и в связи с академическими затруднениями.

- Нам сколько нужно ученых обеспечить жильем, чтобы они не разъехались в разные страны? – с сарказмом спросил он. - Я напомню, мы вообще-то модернизацией занимаемся…

Президент поручил лично проследить за выполнением своего поручения зампредам правительства Алексею Кудрину и Александру Жукову. Так что велика вероятность того, что недостающие средства на жилье для молодых ученых РАН – как служебное, так и постоянное (на необходимости предоставления которого президент настаивал особо) все же будут изысканы.

Сотрудникам академии, не входящими в категорию «молодые ученые» бесплатных квартир не обещали. Но строгое указание Дмитрия Медведева перейти от разговоров к делу и развернуть, наконец, «строительство на тех землях, которые принадлежат Академии наук, с использованием принципов долевого финансирования и других существующих инструментов», касалось именно их. Применение заявленных президентом механизмов позволит им покупать жилье по себестоимости. Будем надеяться, что результаты президентского нагоняя не заставят себя долго ждать.

Очень интересно, какими будут последствия еще одного разговора, состоявшегося в рамках заседания. Министр сельского хозяйства Елена Скрынник вдруг во всеуслышание заявила, что Российская академия сельхознаук «занимается только фундаментальными исследованиями, а прикладные передает в другие институты, что является неприемлемым». Министр добавила, что Россельхозакадемия не имеет возможности внедрять научные разработки, потому что ей устав не позволяет. Некоторые члены совета выразили на этот счет большие и, надо сказать, обоснованные сомнения. Удивился и Дмитрий Медведев, заявивший: "А чем же они там занимаются, вопросами жизни во Вселенной?» Но ставить компетентность министра под сомнение он не стал, поручив первому зампредседателя правительства Виктору Зубкову разобраться в ситуации и дать предложения по дальнейшей работе, и, может быть, даже реформированию, Россельхозакадемии.

Надежда Волчкова, ПОИСК


Выдержки из стенографического отчёта о заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике

29 июля 2010 года, 18:00 Москва, Кремль

 

...Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо. Мы заговорили про молодых специалистов, и я вспомнил о том, что я давал поручение Правительству разобраться с жильём для молодых сотрудников Академии наук.

Юрий Сергеевич, Вы договорились с Правительством на эту тему?

Ю.ОСИПОВ: Министерство регионального развития сейчас представляет по этому поводу предложения. Мы с Виктором Фёдоровичем вчера ещё раз уточнили: на следующий год они предполагают выделить 2,2 миллиарда для строительства, это первое начало, общежитий гостиничного типа для молодых сотрудников. Параллельно обсуждается вопрос с Фондом развития жилищного строительства Бравермана, и Фонд готов тоже использовать наши площадки, для того чтобы строить жильё для молодых. Но продвижение есть, вчера мы с Виктором Фёдоровичем об этом говорили. Если мы построим на эти деньги несколько общежитий в стране, крупных, гостиничного типа, а мы это можем сделать на наших площадках, это будет на самом деле прорыв. Я думаю, более тысячи молодых специалистов получат такое жильё, гостиничного типа.

Д.МЕДВЕДЕВ: Но мы вроде говорили о другом жилье-то. Чтобы закрепить молодых сотрудников Академии наук, требуется постоянное жильё, а не гостиничное. Понятно, кто-то приезжает на временных началах преподавать или работать, но должно быть постоянное жильё. Мы об этом говорили, помните, когда было заседание президиума Академии наук?

Ю.ОСИПОВ: Дмитрий Анатольевич, Министерство регионального развития этот вопрос тщательно изучало. Они предложили на три года запланировать 9 миллиардов рублей для решения этой проблемы, но решения пока по этому вопросу нет.

Д.МЕДВЕДЕВ: Мы же тогда говорили о том, чтобы с чего-то начать, чтобы на тех землях, которые принадлежат вам как Академии наук с использованием принципов долевого финансирования, других существующих инструментов начать строительство новых домов, чтобы это было выгодно и Академии наук, и другим застройщикам. В этом смысле движения нет, или что?

Ю.ОСИПОВ: Не очень большое продвижение. Но по Вашему указанию все необходимые материалы по конкретным объектам, абсолютно конкретным, списки молодых учёных, в каких местах, что можно делать, в Правительство представлены.

Д.МЕДВЕДЕВ: У нас кто за жильё отвечает в Правительстве?

А.ЖУКОВ: Из министерств?

Д.МЕДВЕДЕВ: Из министерств я понимаю, что Минрегион. Да, я хочу, чтобы Минрегион высказался. Хорошо, что я вспомнил об этом. Пожалуйста.

В.БАСАРГИН: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Задача решается следующим образом. Всё, что касается постоянного жилья, мы решили вопрос с Фондом развития жилищного строительства, что на этих участках будет строиться жильё. Часть этого жилья будет выделяться для молодых учёных, как мы говорим.

По служебному жилью: почти 2,9 миллиарда рублей мы заложили для обеспечения жильём молодых учёных на ближайшие три года. И у нас остаётся по общежитиям квартирного типа нерешённой только одна проблема, связанная с тем, что мы обеспечиваем специалистов служебным жильём. На пять тысяч молодых учёных, которых предлагала Академия, надо 9 миллиардов рублей. К сожалению, пока эти деньги не предусмотрены. А все остальные механизмы сегодня уже запущены: и по обеспечению земельными участками, строительству постоянного жилья и обеспечению жильём типа общежитий.

Д.МЕДВЕДЕВ: Нам сколько нужно учёных обеспечить жильём, чтобы они не разъехались в разные страны? Я напомню, мы вообще-то модернизацией занимаемся.

Ю.ОСИПОВ: Дмитрий Анатольевич, когда обсуждали эту проблему с Вами, речь шла о пяти тысячах квартир, и Вы это поддержали.

Д.МЕДВЕДЕВ: Да, я отлично помню. Я даже давал поручение Правительству. Я только ответа не увидел. Значит, вот что. Поручаю и Вам, Александр Дмитриевич [Жуков], и Вам, Алексей Леонидович [Кудрин], рассмотреть этот вопрос и решить. Это не менее важно, чем жильё для военнослужащих, если вы хотите, чтобы наша страна имела будущее.

Е.СКРЫННИК, Министр сельского хозяйства РФ: Есть проблема в нашей работе с наукой, в частности с Россельхозакадемией. К сожалению, она занимается только фундаментальными исследованиями, не прикладными, Дмитрий Анатольевич. Это является для нас неприемлемым, так как необходимо обеспечить скорейшее внедрение научных разработок.

Д.МЕДВЕДЕВ: а что делать тогда? Какие предложения по академии?

Е.СКРЫННИК: Дать им возможность также заниматься и прикладными исследования.

Д.МЕДВЕДЕВ: А она не имеет таких возможностей?

Е.СКРЫННИК: Только фундаментальными исследованиями, к сожалению.

Д.МЕДВЕДЕВ: Это что, её уставная задача – только фундаментальные исследования?

Е.СКРЫННИК: Да, да, да, в уставе.

Д.МЕДВЕДЕВ: А кто прикладными должен заниматься по сельскохозяйственной теме?

Е.СКРЫННИК: Вот с этим у нас проблема.

Д.МЕДВЕДЕВ: Так может, просто академия не тем занимается?

Е.СКРЫННИК: Они занимаются фундаментальными исследованиями, а прикладные, к сожалению, передают в другие институты.

Д.МЕДВЕДЕВ: А нужна ли такая академия?

Е.СКРЫННИК: Она, конечно, нужна, Дмитрий Анатольевич.

Д.МЕДВЕДЕВ: А если нужна, так тогда в Ваших руках сделать так, чтобы она занималась практическими вещами. Я напомню, что у нас это не общественные организации в соответствии с действующим законодательством, а государственные академии. Это касается и большой академии, это касается и отраслевых академий. Давайте поменяем тогда правила действия этих академий. Если им чего-то не хватает, если у них не хватает полномочий, если у них не хватает в рамках той компетенции, которая у них имеется, возможностей – давайте это изменим. Просто мне это удивительно слышать: Сельхозакадемия может заниматься только фундаментальными проблемами!

В.ЗУБКОВ: Да нет, они занимаются.

Е.СКРЫННИК: Прикладными она не занимается.

Д.МЕДВЕДЕВ: Ну что, они занимаются вопросами жизни во Вселенной, что ли? Чем они занимаются-то? Просто это довольно грустная констатация. Раз Вы об этом сказали, тогда я Вам поручаю, естественно, Первому заместителю Председателя Правительства, дать предложения по дальнейшей работе Академии сельхознаук, нашей Сельхозакадемии. И ответьте тогда: может быть, её нужно каким-то образом упорядочить, реформировать? Вы про Сельхозакадемию? Скажите вслух тогда.

И.КЛЕБАНОВ: Я прошу прощения, дело в том, что никто академии не мешает этим заниматься. И никогда не мешал. Я не совсем понимаю, что сейчас было сказано.

Д.МЕДВЕДЕВ: Ладно, дискуссию на эту тему открывать не будем, но раз министр сказала, значит… Сказанное улетучивается, а то, что в протокол попадает, – остаётся. Verba volant, scripta manent. Есть такое. То, что Вы сказали, уже попало в анналы истории. Придётся поработать теперь. Продолжайте…

 

©РАН 2024