Постановления Президиума Центрального совета Всероссийского Профсоюза работников РАН от 17-18 июня 2019 г.

01.07.2019




PROFRAN

В С Е Р О С С И Й С К И Й    П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н Ы Й    С О Ю З 
Р А Б О Т Н И К О В    Р О С С И Й С К О Й    А К А Д Е М И И    Н А У К
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ
ПРЕЗИДИУМ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Москва 17-18 июня   2019 г.  № 12-01

Предложения по корректировке
системы оплаты труда

Заслушав и обсудив информацию В.П. Калинушкина, М.Ю. Митрофанова, В.А. Юркина, А.Н. Зиновьева Президиум Центрального совета Профсоюза работников РАН ОТМЕЧАЕТ

За последние годы в подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации научных учреждениях (институтах) сложилась требующая скорейшего исправления ситуация с оплатой труда. Помимо регионального дисбаланса в оплате труда и дисбаланса в оплате научных сотрудников и других категорий работников, которые являются следствием выполнения Указа Президента Российской Федерации № 597 от 07 мая 2012 года (Указ № 597) в условиях недостаточного финансирования, появились дисбалансы в самой структуре зарплаты. В течение последних 10 лет, несмотря на существенное увеличение средней зарплаты, не было индексации окладов. В результате во многих институтах доля окладов стала меньше 30 % и даже 20 % от средств, затрачиваемых на зарплату работников. Величина оклада для ряда должностей и рабочих профессий стала меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного законодательством. Отличия в гарантированной части заработной платы работников рабочих профессий, имеющих разные квалификационные категории, практически нивелировались.

Положения о выплате стимулирующих надбавок и премий, на основании которых сейчас выплачивается 60-80 % заработной платы, делались в институтах в спешном порядке. В коллективах они вызывают серьезные нарекания. Нет стабильности в выплате надбавок: работники не знают, какую надбавку они получат не только через 3-4 месяца, но и в следующем месяце. Это вызывает напряженность в коллективах. Из многих институтов поступают просьбы о необходимости корректировки нынешней системы оплаты труда. В основном, правда, в них говорится о необходимости увеличения размеров окладов. При этом большой оклад, установленный по должности, зачастую воспринимается как долговременная гарантия финансирования деятельности, как самого работника, так и организации в целом. Однако на самом деле ситуация намного сложнее.

До 2010 года финансирование институтов состояло из сметного, «базового» финансирования и т.н. внебюджетных средств (гранты, контракты, хоздоговора и т.д.). Размер «базового» финансирования был достаточно жестко связан со штатным расписанием и был, как бы разделен в части фонда оплаты труда на две части: обеспечивающую в полном объеме выплату окладов и обязательных доплат (степенные, вредность, секретность, региональные) и фонд стимулирующих выплат. Первая часть платилась людям за должность и отработанное согласно табелю время. Фактически людям платили за прошлые заслуги. Вторая часть должна была платиться за активность в текущей работе. Выплаты из внебюджетных средств, в большинстве случаев, платились в виде надбавок, устанавливаемых за выполнение конкретных работ, и часто на их размер в малой степени влияла занимаемая должность.

Федеральным законом № 83-фз от 08 мая 2010 года были внесены изменения  в законодательство, сметное финансирование прекратилось, и мы перешли на финансирование гос.заданий. Размер субсидии на выполнение  гос.заданий напрямую не связан с утверждаемым самим институтом штатным расписанием. То, что до 2018 года финансирование не сильно отличалось для каждого института от старого сметного – это результат "сдерживающего" фактора управления РАН, действий Профсоюза и возникшего после событий 2013 года организационного вакуума, который стал заканчиваться. В результате все теперешние средства (как субсидии по гос.заданию так и внебюджетные поступления) не связаны со штатным расписанием институтов и выделяются не на содержание институтов и оплату труда всего его коллектива, а на выполнение конкретных работ. Сложилась следующая ситуация:

1)  Финансирование может различаться в разы для организаций со схожим числом занятых и той же структурой должностей. Положение усугубило выполнение Указа № 597 и возникший вследствие него региональный дисбаланс в средствах на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета. Сейчас есть институты, которые могут в два-три раза увеличить оклады, а есть те, которые с трудом выплачивают принятые сейчас. Поэтому желаемое линейное повышение всех окладов создаст угрозу массового сокращения в ряде институтов. В первую очередь это коснется регионов из-за регионального дисбаланса в финансировании гос.заданий.

2)  Все финансирование стало нестабильным. Сейчас никто не может быть уверен в стабильности финансирования гос.заданий на протяжении ряда лет. Внебюджетные же поступления всегда носили изменчивый характер. В результате, директорский корпус не хочет брать на себя бессрочно или на долгий период обязательства по выплате в составе зарплаты значительной гарантированной части и, тем более, высоких окладов.

3)  В силу того, что теперь все финансирование институтов (и средства гос.заданий, и внебюджетные поступления) получено на выполнение конкретных работ и его размер зависит от результативности их выполнения, то будет постоянно усиливаться тенденция платить людям не за занимаемые должности и за проявленную активность воообще, а за конкретно выполненную работу. При этом не исключено, что эту позицию поддерживают многие сотрудники институтов.

Таким образом ситуация с системой формирования заработной платы сложная и неоднозначная. Фактически такой системы сейчас не существует. Это, конечно, приводит к напряженности в коллективах. Минобрнауки России, наконец, то (после ряда обращений Профсоюза) по имеющимся сведениям, готово начать работу по корректировке действующих сейчас рекомендаций по формированию зарплаты сотрудников и приглашает Профсоюз участвовать в этой работе.
Президиум Центрального совета Профсоюза работников РАН ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Начать совместную с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и партнерскими профсоюзами работу по разработке примерного положения по оплате труда в подведомственных министерству организациях (Примерное положение).
Отв. Калинушкин В.П., Юркин В.А., Онищенко Е.Е.,  Митрофанов М.Ю.,    Чучева Г.В.

2. Провести детальный анализ возможности общего увеличения размеров окладов при нынешнем уровне финансирования и его распределении по регионам и институтам. На основании анализа разработать предложения по возможной общей индексации окладов в институтах. Обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением гарантированно увеличить оклады всех категорий работников.
Отв.  Калинушкин В.П., Митрофанов М.Ю..
Срок – 15 августа 2019 года.

3. В работе над Примерным положением руководствоваться следующими принципами:

-  корректировки системы оплаты труда не должны создавать угрозы массовых сокращений  и приводить к разным по величине окладам по одной должности в разных регионах и институтах;

- для увеличения доли «гарантированных выплат» в структуре заработной платы следует использовать систему временных  дополнительных соглашений к трудовым договорам всех категорий работников на сроки, когда определено стабильное финансирование (дополнительные соглашения).

-  на обеспечение гарантированной части заработной платы должны быть направлены 70% средств фонда заработной платы, формируемого из средств, выделенных на выполнение определенной в дополнительном соглашении работы.

3. Использовать следующие правила заключения и требования к содержанию дополнительных соглашений:

- Дополнительные соглашения заключаются по оплате труда за счет любых источников финансирования. Дополнительное соглашение на выполнение работ по гос.заданию заключаются на срок, когда определено финансирование конкретной темы. Дополнительное соглашение на выполнение работ, финансируемых из других источников, заключается на время соответствующее условиям предоставления средств.

- Содержанием соглашения являются размеры гарантированной зарплаты на время соглашения, правила выплаты дополнительных надбавок и премий, работа, которая выполняется в этот период, источник финансирования (субсидия на гос.задание, гранты, договора и т.д.), порядок распределения рабочего времени, учитывающий необходимость выполнения данной работы.

- Гарантированная заработная плата состоит из оклада, выплачиваемого в соответствии с указанным в соглашении рабочим временем и установленных в строгом денежном размере на время соглашения выплат за интенсивность и высокие результаты работ.

- В состав гарантированной части также включаются компенсационные доплаты при совмещении должностей (профессий), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной.

- Оставшиеся средства (из 30 % от общего фонда) начисляются в виде премий и стимулирующих выплат за качество выполняемых работ и реальный вклад в работу.

4. При установлении величины гарантированных стимулирующих выплат учитывается размер оклада и объем данной выполняемой работы, определяемой дополнительным соглашением, а для выполнения работ по гос.заданию также учитывается результативность работы в последние годы.

5. Рекомендовать институтам провести изменения в своих системах оплаты труда, таким образом, чтобы итоговая гарантированная заработная плата работников по должностям и рабочим профессиям составляла не менее величины, полученной от умножения МРОТ на повышающий коэффициент, соответствующий каждому из квалификационных уровней. 

6.  Провести работу по конкретизации вклада во все виды надбавок и премий: размера оклада, результативности работы в последние годы и участия в конкретной выполняемой работе.
Отв. Калинушкин В.П., Митрофанов М.Ю.
 срок – 01 ноября 2019 года

Председатель  профсоюза  В.П. Калинушкин


PROFRAN

В С Е Р О С С И Й С К И Й    П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н Ы Й    С О Ю З 
Р А Б О Т Н И К О В    Р О С С И Й С К О Й    А К А Д Е М И И    Н А У К
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ

ПРЕЗИДИУМ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Москва, 17-18 июня 2019 г. №12-02

О плане действий Профсоюза по реализации требований
 об увеличении финансирования российской науки


Заслушав и обсудив предложения заместителя председателя Профсоюза Е.Е. Онищенко о плане действий Профсоюза по реализации требований об увеличении финансирования российской науки, президиум Центрального совета Профсоюза работников РАН ОТМЕЧАЕТ:
В результате активных действий Профсоюза, обращений к руководству и членам РАН, Общее собрание РАН приняло решение рекомендовать Правительству РФ существенно увеличить объем бюджетного финансирования фундаментальных исследований в 2019 и 2020 годах. Хотя данные рекомендации не были своевременно представлены в Правительство РФ, изменение официальной позиции РАН налицо. Это дает основания активизировать борьбу за увеличение бюджетного финансирования науки, по возможности согласовывая позиции и действуя совместно с РАН.
В частности, следует совместно с РАН представлять согласованные предложения по увеличению финансирования науки и выйти на комитет Государственной Думы РФ по образованию и науке с целью проведения Круглого стола по вопросам финансового обеспечения выполнения национального проекта Наука.
Однако основные усилия должны быть сосредоточены на коллективных действиях центральных органов Профсоюза, региональных и первичных профсоюзных организаций, направленных на увеличение бюджетного финансирования науки, сглаживание межрегиональных и внутриинститутских  дисбалансов в оплате труда. Выработка плана действий, в свою очередь, требует понимания готовности региональных и первичных профсоюзных организаций к различным вариантам активных действий (обращения в органы власти, работа со СМИ, массовые акции и т.п.).
Президиум Центрального совета Всероссийского профсоюза работников  РАН  П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

1. Продолжить взаимодействие с руководством РАН с целью определения оптимального пути действий, направленных на увеличение бюджетного финансирования науки.

               Отв. Калинушкин В.П., Вдовин В.Ф.

2. Совместно с РАН добиваться проведения Круглого стола комитетом Государственной Думы РФ по образованию и науке по вопросам финансового обеспечения выполнения национального проекта Наука.

                 Отв. Калинушкин В.П., Вдовин В.Ф., Чучева Г.В.

3. По результатам опроса профсоюзных организаций определить оптимальный формат проведения осенней акции в поддержку предложений РАН об увеличении бюджетного финансирования фундаментальной науки.

                 Отв. Калинушкин В.П., Богомолов Я.Л., Онищенко Е.Е.

4. Разработать детализированный план скоординированных действий региональных организаций и работы Профсоюза с федеральными органами власти и СМИ, направленный на увеличение бюджетного финансирования фундаментальных исследований, на 2019-2020 гг.

              Отв. Калинушкин В.П., Богомолов Я.Л., Онищенко Е.Е.

Председатель профсоюза В.П. Калинушкин



Уважаемые коллеги!


 
После успешной акции Профсоюза работников РАН в 2017 году были выделены серьезные дополнительные средства на повышение зарплат научных сотрудников. Однако зарплаты научных сотрудников привязаны, согласно Указу Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 года, к средним зарплатам по региону, поэтому основную часть этих денег получили регионы с высоким уровнем оплаты труда (Москва, Санкт-Петербург и др.), а в регионы с типичными российскими зарплатами пришло мало дополнительных средств. И если к настоящему времени по статистике средние зарплаты научных сотрудников в Москве приближаются к уровню среднеразвитых стран Европы, то в большинстве регионов России даже учитываемые в статотчетах зарплаты научных сотрудников выросли незначительно. В результате появилось серьезное различие в оплате труда в Москве и области, Санкт-Петербурге, с одной стороны, и в большинстве регионов России, с другой. В реальном же выражении (с учетом инфляции) уровень оплаты труда научных сотрудников в большинстве регионов либо не вырос, либо даже снизился за последние 4-5 лет.

В случае, если такая ситуация сохранится в ближайшие годы, это будет стимулировать отток квалифицированных молодых кадров из регионов не только за рубеж, но и в Москву и Санкт-Петербург, что приведет к ослаблению интеллектуального, научно-технического потенциала российских регионов. Это коренным образом противоречит национальным интересам нашей страны, допустить снижения научно-технологического потенциала на Дальнем Востоке, в Сибири и на Урале, в Поволжье, Крыму и на Северном Кавказе нельзя.

Повышение зарплат коснулось только научных сотрудников, но остальные категории научных работников, административный и вспомогательный персонал практически ничего не получили. И никаких перспектив целевого выделения значительных средств для повышения зарплат этим категориям работников в настоящее время не видно: не хватает средств даже для полноценного исполнения президентского Указа по зарплатам научных сотрудников. Эта ситуация угрожает оттоком из науки, в первую очередь, квалифицированных инженерно-технических кадров и ростом социальной напряженности.

Вызывает много вопросов большой разрыв в уровне оплаты труда между наиболее высокооплачиваемыми и наименее высокооплачиваемыми сотрудниками научных институтов: одни работники «сидят на окладах» 10-20 тысяч рублей с мизерными нерегулярными надбавками, другие получают сотни тысяч рублей в месяц, причем размер оплаты труда далеко не всегда коррелирует с объемом и качеством выполняемой работы. Поэтому многие ставят вопрос о необходимости более справедливого распределения зарплатных средств, о необходимости значительного повышения должностных окладов. Однако при текущей законодательной базе невозможно централизованное повышение должностных окладов, обеспеченное финансированием в масштабах страны: размер окладов устанавливается организациями самостоятельно, исходя из имеющихся ресурсов. Соответственно, повышение окладов в реальности возможно только в случае серьезного увеличения объема финансирования государственного задания научных организаций, причем только в случае, если директора институтов будут уверены, что финансирование будет расти в ближайшие годы. В противном случае повышение окладов в текущем году может потребовать сокращений штата или перевода на неполную занятость в следующем.

Отдельный больной вопрос – материально-техническое обеспечение научных исследований, поддержание научной инфраструктуры. В национальном проекте «Наука» предусмотрены, на первый взгляд, достаточно серьезные средства на вложение в инфраструктуру научных исследований. Однако с учетом многолетнего недофинансирования российской науки их объем, безусловно, недостаточен. Более того, основная часть запланированных средств пойдет на финансирование установок мегасайенс и научное судостроение, т.е. эти деньги поступят в ограниченное число организаций. На оснащение современным оборудованием на 6 лет будет выделено примерно 85 млрд. рублей, которые поступят только в ведущие организации (академические институты первой категории, ведущие вузы и пр.).

Академические институты, не получившие первую категорию при оценке результативности, не смогут рассчитывать на получение средств на закупку научного оборудования, равно как им сложно будет рассчитывать на получение средств на капитальный ремонт.

Единственная возможность решить накопившиеся проблемы – резкое увеличение бюджетного финансирования науки. Если в институты поступит больше денег, чем необходимо для реального (без перевода сотрудников на доли ставки) выполнения Указа Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 года, то будут повышаться зарплаты тех, кто не являются научными сотрудниками. Будет возможность повысить зарплаты научных сотрудников в регионах. Если, вдобавок, директора будут понимать, что финансирование будет постоянно расти, то можно будет заметно увеличить постоянную часть заработной платы, в первую очередь – должностные оклады.

Только серьезный и планомерный рост финансирования позволит серьезно улучшить материально-техническое обеспечение исследовательских работ, откроет доступ не только институтам первой категории к получению средств на закупку оборудования и капитальный ремонт. Появится гораздо больше разных грантов и программ для лабораторий и научных групп, увеличатся размеры финансирования проектов.

Однако серьезное увеличение бюджетного финансирования возможно только в случае настойчивых и активных действий нашего Профсоюза, не ограничивающихся письмами наверх и общением с чиновниками, хотя это необходимо. Нужны статьи в СМИ, выступления на радио и телевидении, и, конечно, активные действия в регионах, включая массовые акции. Если действия руководства Профсоюза не будут поддержаны массовой активностью в регионах, убедить власти в том, что проблемы нашей науки серьезны и следует выделить большие дополнительные средства для их решения, будет исключительно трудно.

Если мы не готовы к активным действиям, тогда остается довольствоваться тем, что в случае благоприятной экономической ситуации науке будут 1-2 раза в год подбрасывать сверх плана 3-4 миллиарда рублей, реагируя на запросы министерства и обращения Профсоюза, но о ликвидации межрегиональных и внутриинститутских дисбалансов в оплате труда, о серьезном повышении должностных окладов можно забыть. Тогда не стоит тратить время на обсуждение задач, которые мы решать не готовы.


Уважаемые коллеги!

Высылаем вам три файла для опроса профсоюзных организаций о текущей ситуации в институтах с финансированием, выполнением Указа Президента и возможных путях действий по улучшению ситуации. В одном файле содержатся пояснения по поводу текущей ситуации и возможностях решения нынешних острых проблем, этот файл рассылается во все организации. Файл "анкета - июнь 2019 - первички" заполняется представителями первичных профсоюзных организаций, заполненные файлы оправляются первичными профсоюзными организациями в региональную/территориальную профсоюзную организацию либо, если первичная профсоюзная организация не входит в такие организации, - в Профсоюз. Территориальные/региональные профсоюзные организации, получив анкеты от первичных профсоюзных организаций, заполняют файл  "анкета - июнь 2019 - для региональных и территориальных организаций" и направляют его в Профсоюз.

Просьба к первичкам отослать заполненные анкеты не позднее 21 июля, региональным и территориальным организациям  - не позднее 11 августа.


Форма представления сведений о текущей ситуации в научных организациях

1

Наименование организации,

местонахождение

2

Численность:

- научных сотрудников

- общее число работников

3

Процент выполнения Указа Президента № 597 от 07.05.2012 г. (отношение среднемесячной зарплаты научных сотрудников к удвоенной среднемесячной зарплате по региону) в первом квартале 2019 г.

4

Процент выполнения Указа Президента № 597 от 07.05.2012 г. (отношение среднемесячной зарплаты научных сотрудников к удвоенной среднемесячной зарплате по региону) в апреле-мае 2019 г.

5

В случае невыполнения Указа: предпринимались ли в организации административные меры для улучшения ситуации (сокращение числа сотрудников, перевод сотрудников на режим неполной занятости, запрет на выплату надбавок ненаучным сотрудникам и т.д. - конкретизировать)?

6

Ухудшается ли или улучшается ситуация с оплатой труда и выполнением Указа Президента № 597 от 07.05.2012 г. в 2019 году по сравнению с 2018 г.?

7

Чувствуется ли в организации рост социальной напряженности и недовольства в сравнении с прошлым годом? (если да, укажите основные причины - дисбалансы в оплате труда, сокращение объема государственного задания и т.д. - и как напряженность проявляется)

8

Имеются ли случаи увольнения сотрудников по собственному желанию в связи с переездом на работу в другой регион или за границу, стало ли таких случаев больше, чем в прошлые годы?

9

Предпринимались ли профсоюзной организацией в 2019 году какие-то попытки способствовать улучшению финансовой ситуации (направление обращений в органы власти о необходимости увеличения финансирования, публикация материалов в СМИ/интервью на радио-телевидении об остроте проблем, проведение акций протеста)?

10

Какие действия, по вашему мнению, следует предпринять Профсоюзу для увеличения финансирования науки?

11

Готова ли ваша профсоюзная организация принять участие в массовых акциях (митинги, пикеты) с требованиями улучшения бюджетного финансирования науки и ликвидации межрегиональных и внутриинститутских дисбалансов в оплате труда вашем регионе в случае, если Профсоюз примет решение о проведении акций?

12

Контактная информация: ФИО заполнившего анкету лица, его телефон и адрес электронной почты.

Дополнительная информация

В данном разделе можно сообщить любую дополнительную информацию о ситуации с финансированием, выполнением Указа Президента № 597 от 07.05.2012 г., подробные предложения о возможных действиях и акциях Профсоюза, в том числе ранее не практиковавшихся и т.д.



Сводная информация по региональной (территориальной) организации

1

Наименование организации

2

Ухудшается ли или улучшается ситуация с оплатой труда и выполнением Указа Президента № 597 от 07.05.2012 г. в вашем регионе в 2019 году по сравнению с 2018 г.?

3

Чувствуется ли рост социальной напряженности и недовольства в сравнении с прошлым годом? (если да, укажите основные причины - дисбалансы в оплате труда, сокращение объема государственного задания и т.д. - и как напряженность проявляется)

4

Имеются ли случаи увольнения сотрудников по собственному желанию в связи с переездом на работу в другой регион или за границу, стало ли таких случаев больше, чем в прошлые годы?

5

Предпринимались ли региональной (территориальной) профсоюзной организацией в 2019 году какие-то попытки способствовать улучшению финансовой ситуации (направление обращений в органы власти о необходимости увеличения финансирования, публикация материалов в СМИ/интервью на радио-телевидении об остроте проблем, проведение акций протеста)?

6

Какие действия, по вашему мнению, следует предпринять Профсоюзу для увеличения финансирования науки?

7

Готова ли региональная (территориальная) профсоюзная организация принять участие в массовых акциях (митинги, пикеты) с требованиями улучшения бюджетного финансирования науки и ликвидации межрегиональных и внутриинститутских дисбалансов в оплате труда вашем регионе в случае, если Профсоюз примет решение о проведении акций?

10

Контактная информация: ФИО заполнившего анкету лица, его телефон и адрес электронной почты.

Дополнительная информация

В данном разделе можно сообщить любую дополнительную информацию о ситуации с финансированием, выполнением Указа Президента № 597 от 07.05.2012 г., подробные предложения о возможных действиях и акциях Профсоюза, в том числе ранее не практиковавшихся и т.д.


PROFRAN

В С Е Р О С С И Й С К И Й    П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н Ы Й    С О Ю З 
Р А Б О Т Н И К О В    Р О С С И Й С К О Й    А К А Д Е М И И    Н А У К
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ
ПРЕЗИДИУМ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Москва  17-18 июня  2019 г.  №12-03

О совершенствовании
информационной работы

Обсуждение вопроса о повышении эффективности информационного взаимодействия в Профсоюзе РАН началось на заседании президиума ЦС Профсоюза 27-28 февраля 2019 года. Было поддержано предложение председателя Информационной комиссии Н.В. Волчковой о необходимости завершить формирование сети интернет-сайтов (страниц) профорганизаций всех уровней. Другие  предложения было рекомендовано обсудить в рамках Рабочей группы президиума ЦС Профсоюза по повышению результативности работы центральных органов профсоюза (Рабочая группа).
В результате Рабочей группой:

- Поддержано предложение активизировать использование современных методов коммуникации, позволяющих формировать сетевые сообщества. Для этого в развитие работающей с начала текущего года группы профсоюза в Facebook рекомендовано создать аналогичные группы (страницы) территориальных (региональных) организаций. Рабочая группа отметила, что расширение «профсоюзной соцсети» даст возможность сотрудникам академических структур общаться в широком кругу, обращаться с вопросами к руководству профсоюза, советоваться с коллегами по актуальным проблемам, договариваться о солидарных действиях. Активная деятельность Профсоюза в режиме «онлайн» будет прочнее связывать находящиеся в разных регионах страны профорганизации, продемонстрирует жизнеспособность и сплоченность сообщества. В перспективе на совершенствование этой сети планируется  привлечь средства грантов Президента Российской Федерации для НКО.

- Признано необходимым получение дополнительной информации  по предложению осуществлять рассылку в территориальные (региональные) организации газеты «Научное сообщество», печатного органа Московской региональной организации Профсоюза работников РАН (МРО ПР РАН) представляющего информацию о работе не только МРО ПР РАН, но и всего Профсоюза. Нужно установить потребность регионов в получении газеты и согласовать вопрос с МРО ПР РАН.

- Одобрено предложение о создании полноценной интернет-версии «Научного сообщества», позволяющей скачивать отдельные материалы и делать на них прямые ссылки. Необходимо согласовать этот вопрос с МРО ПР РАН и определить объемы и источники финансирования этой работы.

- Поддержано предложение о применении для улучшения качества внутренних коммуникаций корпоративного мессенджера (пример -  Битрикс у профессоров РАН). Рекомендовано опросить членов президиума ЦС профсоюза, нужен ли им канал для оперативного обсуждения текущих вопросов в онлайн-режиме.

- Признано целесообразным проведение обучающих семинаров по современным методам информработы. Рекомендовано провести пробный семинар в рамках заседания ЦС Профсоюза.

- Принято решение продолжить обсуждение других важных аспектов информработы и представить их президиуму ЦС и ЦС Профсоюза на последующих заседаниях. В числе тем: работа со СМИ, обеспечение своевременного публичного реагирования профсоюза на значимые события, совершенствование механизма проведения еженедельных оперативных совещаний и т.д.

По итогам обсуждения представленных вопросов Президиум Центрального совета Профсоюза работников РАН ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить деятельность Рабочей группы по рассмотрению вопросов информационной политики и рекомендовать продолжить эту работу.

2. Территориальным (региональным) организациям Профсоюза рекомендовать завести страницы  на сайтах своих научных центров (ФИЦ, ФНЦ и т.п.) или независимых информационных ресурсах.

Страницы должны содержать следующую информацию об организации:

-  название, местонахождение, электронный адрес, телефон организации, ФИО председателя, его заместителей, членов выборного руководящего органа (совета), представленные ими контактные данные

-  Устав организации (или документ, на основании которого осуществляется деятельность организации), решения высшего органа управления (конференции) и выборного руководящего органа (совета) организации

-  ссылка-банер на сайт Профсоюза РАН

-  список состоящих на учете в территориальной (региональной) организации первичных профсоюзных организаций, ссылки на их интернет страницы.
Срок  – октябрь 2019 года
Отв. руководители территориальных (региональных) организаций.

3. Территориальным (региональным) организациям и работникам Профсоюза провести подготовительную разъяснительную работу с первичными профсоюзными организациями, состоящими на учете в территориальных организациях или в Профсоюзе о содержании интернет-страниц первичных профсоюзных организаций. Помимо указанных в п.2 данных (за исключением списка первичных организаций) рекомендовать им помещать информацию о действующем представительном органе работников и порядке его формирования, а также о коллективном договоре с приложениями.
Срок – октябрь 2019 года
Отв. Калинушкин В.П., руководители территориальных (региональных) организаций.

4.  Просить Московскую региональную организацию Профсоюза работников РАН проанализировать вопрос об организации рассылки газеты «Научное сообщество» по регионам  и о создании интернет-версии газеты, обсудить эту тему на заседании Совета МРО ПР РАН и направить решение совета в Профсоюз.
Отв.  В.А.Юркин

5. Рекомендовать территориальным (региональным) организациям назначить ответственных за работу в социальных сетях (предпочтительно использование Facebook, но возможны и другие варианты), запустить работу групп (желательно объединяющих организации региона), довести информацию о новых новостных и коммуникационных ресурсах до своих институтов и первичных организаций, а также до центрального офиса Профсоюза. Включить вопрос о рассмотрении промежуточных итогов этой деятельности в повестку дня ближайшего заседания ЦС Профсоюза.
Отв. Волчкова Н.В., руководители территориальных (региональных) организаций.

 Рекомендовать Рабочей группе и Комиссии ЦС Профсоюза по работе с органами власти Российской Федерации, руководством РАН и общественными организациями протестировать в практической деятельности возможности использования мессенджеров. Информационной комиссии с учетом результатов тестирования подготовить рекомендации для ЦС Профсоюза.
Отв. Волчкова Н.В., Онищенко Е.Е., Чучева Г.В.

Председатель  профсоюза В.П. Калинушкин



PROFRAN
В С Е Р О С С И Й С К И Й    П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н Ы Й    С О Ю З 
Р А Б О Т Н И К О В    Р О С С И Й С К О Й    А К А Д Е М И И    Н А У К
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ
ПРЕЗИДИУМ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Москва, 17-18  июня  2019 г. №12-04

Ситуация с выполнением Указа
Президента  РФ № 597


Президиум ЦС профсоюза заслушав и обсудив информацию В.А. Юркина о выполнении Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 ОТМЕЧАЕТ:
В 2018 году практически во всех регионах РФ по отчетам обеспечено (с учетом финансирования грантов от РФФИ) увеличение средней заработной платы научных сотрудников до 200 % по отношению к региональной. Но уже в первом квартале 2019 года эта цифра во многих регионах находилась на уровне 160 %, а в г. Москве 150 %. Уменьшение показателей возможно связано с неравномерным распределением дополнительного финансирования в 2018 г. , когда в 1 квартале организации получили большее финансирование по отношению к следующим кварталам.
Президиум ЦС профсоюза работников РАН ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Научно-производственной комиссии, совместно с региональными организациями проводить постоянный мониторинг по выполнению Указа Президента России № 597. В случае явного невыполнения академическими организациями данного указа и угрозы массовых сокращений информировать руководство Профсоюза об этом.
Отв. В.А. Юркин, председатели региональных организаций.

Председатель  профсоюза  В.П. Калинушкин


PROFRAN

В С Е Р О С С И Й С К И Й    П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н Ы Й    С О Ю З 
Р А Б О Т Н И К О В    Р О С С И Й С К О Й    А К А Д Е М И И    Н А У К
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ

ПРЕЗИДИУМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва,  17-18 июня 2019 г. №12-05

Совершенствование  системы  подготовки
научных  кадров  в  аспирантуре.


Заслушав и обсудив информацию М.Ю. Митрофанова о ходе выполнения Правительством Российской Федерации утвержденного по итогам заседания Совета при Президенте по науке и образованию, 27 ноября 2018 года поручения Президента Российской Федерации Пр-2558, п.2 а) и о разработке Минобрнауки России проекта изменений в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Законопроект)  и о процедуре его общественного обсуждения Президиум Центрального совета Профсоюза работников РАН ОТМЕЧАЕТ :

 
Совершенствования программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и отнесение обучения в аспирантуре по таким программам к научной деятельности призвано стать важным условием для обеспечения преемственности и залогом развития успешной научной карьеры молодых специалистов.

Вопросы, связанные с выполнением поручения Президента Российской Федерации уже за последнее время становились предметом обсуждения на совещании Председателя правительства с вице-премьерами 20 мая 2019 года и заседании Совета союза ректоров 30 мая 2019 года. Обсуждение этой темы состоялось и в рамках совместной конференции Ленинградской межрегиональной и Санкт-Петербургской региональной организаций Профсоюза 23-25 мая 2019 года. Для того чтобы подготовка в аспирантуре заканчивалась успешной защитой диссертаций и, одновременно, не было бы нареканий к качеству диссертационных работ, следует обратить самое пристальное  внимание на условия подготовки аспирантов.
Предусмотренные в рамках реализации национального проекта Наука целевые мероприятия по усовершенствованию механизмов обучения в аспирантуре в виде предоставления грантовой поддержки аспирантов не решают вопроса массовой подготовки специалистов высшей квалификации вытекающей из другой цели национального проекта по приросту доли молодых исследователей, работающих в эквиваленте полной занятости в 2024 г. относительно 2016 г на 25% (нарастающим итогом). Для этого должны быть произведены изменения в системе подготовки кадров.

Считаем необходимым предусмотреть меры, направленные на повышение качества научного руководства аспирантов для обеспечения подготовки аспирантов, успешно и в срок защищающих кандидатские диссертации. Считаем, что целесообразно провести детализацию должностных обязанностей научных руководителей и усилить контроль научного руководства аспирантами со стороны ученых советов.

Используемые в настоящее время для определения размера субсидии на оказание государственных образовательных услуг нормативы в недостаточной мере учитывают специфику подготовки аспиранта. При совершенствовании программ подготовки необходимо предусмотреть полное обеспечение в рамках данной субсидии научно-исследовательской деятельности аспиранта. В частности, должны быть созданы правовые гарантии  для существенного увеличения выплат аспирантам, действенного материального стимулирования научных руководителей аспирантских работ, повышения по сравнению с «обучением» средств на материально-техническое обеспечение полноценной самостоятельной исследовательской работы аспирантов, оплату расходов связанных с их проживанием и  служебными поездками.
Президиум Центрального совета Профсоюза работников РАН ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. На основании обращения совместной Конференции Ленинградской межрегиональной и Санкт-Петербургской региональной организаций Профсоюза 23-25 мая 2019 года и состоявшегося на заседании президиума ЦС Профсоюза обсуждения подготовить предложения Профсоюза к Законопроекту (Предложения). Включить в Предложения необходимость существенного увеличения размеров предоставляемых научным организациям в целях подготовки аспирантов субсидий, достаточных, в том числе, для увеличения стипендий до уровня 120% от МРОТ. Включить в Предложения  меры повышения качества научного руководства деятельностью аспирантов.
Срок  – 21 июня 2019 года
Отв.  Зиновьев А.Н., Митрофанов М.Ю., Тюрнина Н.Г., Филиппов А.П., Чучева Г.В.

2. Поручить Председателю Профсоюза от имени Профсоюза представить подготовленные Предложения разработчикам Законопроекта, используя процедуру его общественного обсуждения
Срок  – 24 июня 2019 года
Отв.  Калинушкин В.П.



Всероссийский профессиональный союз работников Российской академии наук (Профсоюз) рассмотрел проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Законопроект). Законопроект и текст пояснительной записки к нему, проблемы подготовки кадров в аспирантуре были обсуждены на заседании президиума Центрального совета Профсоюза 17-18 июня 2019 года. Принято решение об участии Профсоюза в общественном обсуждении Законопроекта.

Согласно пояснительной записке, представленные изменения в Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Закон об Образовании)  призваны достичь «смещения акцента с формальной оценки соответствия программ федеральным государственным образовательным стандартам к оценке уровня научной работы аспирантов и ее результативности, а также качества подготовленных диссертаций на соискание ученой степени».

Профсоюз отмечает, что такое смещение акцента потребует существенных изменений в самом процессе подготовки, которые, в свою очередь, смогли бы обеспечить ее результативность и качество. Считаем необходимым предусмотреть меры, направленные на повышение качества научного руководства аспирантов в целях обеспечения подготовки аспирантов, успешно и в срок защищающих кандидатские диссертации. Считаем целесообразным провести детализацию должностных обязанностей научных руководителей и усилить контроль научного руководства аспирантами со стороны ученых советов, научно-технических советов (НТС). Детализация обязанностей должна быть отражена в дополнительных соглашениях к трудовым договорам работников, осуществляющих такое научное руководство. Дополнительные соглашения следует заключать ежегодно, начиная от момента начала осуществления научного руководства и далее при переводе аспиранта на каждый следующий год подготовки.

Вместе с тем, Профсоюз отмечает, что проблемой аспирантуры являлся не только неверный акцент в оценке, но и несоответствие желаемой цели подготовки высококвалифицированных кадров средствам, направленным на достижение такой цели. Используемые в настоящее время для определения размера субсидии на оказание государственных образовательных услуг нормативы в недостаточной мере учитывают специфику подготовки аспиранта. При совершенствовании программ подготовки должны быть созданы правовые гарантии для существенного увеличения выплат аспирантам, материального стимулирования научных руководителей аспирантов, предусмотрены значительно увеличенные по сравнению с «обучением» расходы на материально-техническое обеспечение полноценной самостоятельной исследовательской работы аспирантов, оплату их расходов, связанных с проживанием и служебными поездками. Стипендии аспирантов должны составлять не менее 120 % от установленного федерального Минимального размера оплаты труда. Помимо средств, выделяемых в рамках государственного
задания на подготовку аспирантов для представления и апробации ими своих научных результатов, было бы целесообразно восстановить для молодых ученых систему так называемых «тревел-грантов», предоставляемых научными фондами

Профсоюз отмечает, что предусматриваемая Законопроектом замена Федеральных образовательных стандартов (ФГОС) на Федеральные государственные требования (ФГТ) может только усугубить ситуацию. Доля расходов в составе государственного задания на подготовку аспирантов, приходящаяся на материальное обеспечение их исследовательской деятельности может остаться недостаточной. Механизмы, применяемые для обеспечения предпрофессионального образования в таких областях, как искусство, физическая культура и спорт, могут быть непригодны для широкой подготовки кадров высшей квалификации. ФГОС, согласно статье 11 п. 3 Закона об образовании, обязаны включать в себя требования к «условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям». Тогда как ФГТ в соответствии с действующей редакцией статьи 2 п.8 и статьей 83 п.5, статьей 84 п.4 Закона об образовании устанавливаются к «минимуму содержания, структуре, условиям реализации» программ подготовки. Предложенная в Законопроекте редакция статьи 2 п.8 отмечает специфику подготовки кадров в аспирантуре только тем, что не предполагает для них устанавливать «минимумы содержания». Профсоюз считает, что «минимумы содержания» программ, напротив, могли бы быть оставлены во всех типах ФГТ, но ФГТ для подготовки кадров в аспирантуре нуждаются, прежде всего, в расширении и детализации в иной части.

Предлагаем внести в Законопроект изменения и статью 2 п. 8 Закона о науке привести в следующей редакции
 «8) федеральные государственные требования - утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, а также обязательные требования к структуре программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям, и срокам обучения по этим программам;»

Текст статьи 11 часть 5.2 Закона о науке, вводимой Законопроектом, также должен быть приведен в соответствие со статьей 2 п. 8 в предложенной Профсоюзом редакции.

Профсоюз предлагает также дополнить статью 11 часть 5.2, вводимую Законопроектом словами:

 Условия, в том числе кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия, устанавливаемые для программ подготовки кадров в аспирантуре, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, устанавливаемыми ранее в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.

Профсоюз намерен в дальнейшем добиваться существенного улучшения условий подготовки, в том числе - осуществляемой за счет субсидий, предоставляемых из федерального бюджета.

Профсоюз считает недостаточно проработанной предложенную в Законопроекте схему итоговой аттестации.

С одной стороны, во вводимой Законопроектом части 3.1 статьи 59 Закона об образовании указано, что итоговая аттестация «проводится в форме представления научно-квалификационной работы (диссертации)». Там же пояснено, что порядок итоговой аттестации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. При этом далее по тексту предусмотрено, что досрочно защитившие диссертацию считаются уже успешно прошедшими аттестацию.

С другой стороны, во вводимой Законопроектом части 7.1. статьи 79 Закона об образовании указано, что, как проходящие, так и закончившие программу подготовки кадров в аспирантуре, но не защитившие диссертации, «представляют научно-квалификационную работу (диссертацию) к защите в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 4.1 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»». И во вводимой далее Законопроектом части 2.2 той же статьи указывается, в частности, что порядок представления диссертации устанавливается Правительством Российской Федерации

Отнесение в Законопроекте схожих, дублирующих друг друга функций (установление порядка представления квалификационной работы/диссертации) к компетенции двух различных уровней исполнительной власти представляется нецелесообразным.

Законопроектом предусмотрено дополнить сразу несколько частей статьи 60 Закона об образовании. Очевидно, эти дополнения призваны обозначить место подготовки кадров в аспирантуре в системе высшего образования. Профсоюз отмечает, что это сделано с разноименной терминологией и логическими противоречиями. Так, несмотря на то, что представление диссертации предполагается сделать тождественным итоговой аттестации, в п. 5 части 7 статьи 60 Закона об образовании сохраняются слова о том, что освоение программы подготовки «подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры)…». В других частях упоминается уже документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию по программам подготовки кадров в аспирантуре. Путаницу усугубляет то, что Законопроектом предполагается сохранить в части 9 статьи 60 упоминание отдельно освоения программы подготовки в аспирантуре и отдельно защиты диссертации. 

Независимо от того, как будет разрешена путаница с наименованием и подтверждающей силой документов, в уточнении нуждается сам порядок их получения. Поскольку, как это следует из вводимой Законопроектом части 7.1 статьи 79, защита диссертации может состояться, как досрочно, так и вовсе за пределами периода подготовки, следует обозначить в каком количестве, на каких условиях и кто будет предоставлять (выдавать) документы, исчерпывающе доказывающие образование и квалификацию.

Считаем, что наличие неразрешенных (или созданных) Законопроектом противоречий могут дискредитировать идею модернизации института аспирантуры.

Профсоюз предлагает предусмотреть широкое участие научной общественности, как и при разработке самого Законопроекта, так и при реализации отдельных его положений.

Помимо чисто технического дополнения подпункта «е» п. 1 части 2 статьи 29 Закона об образовании, водимого Законопроектом, Профсоюз считает необходимым внести изменения в подпункты «в» и «з» указанного пункта. Считаем, что вместе с информацией об учебных дисциплинах  (подпункт «в») должна быть открыта и доступна информация о направлениях научной деятельности по специальностям в соответствии с номенклатурой научных специальностей, об диссертационных работах, защищенных по этим специальностям. Считаем, что вместе с информацией о педагогическом штате (подпункт «з») должна быть открыта и доступна информация о работниках, осуществляющих научное руководство аспирантами, успешности их деятельности в качестве научных руководителей.

В дополнении к п. 4 части 1 статьи 34 Закона об образовании, вводимом Законопроектом, целесообразно отразить значительную степень самостоятельности проходящего подготовку аспиранта. При условии соблюдения ФГТ, следует предусмотреть возможность смены по обоснованной инициативе аспиранта его научного руководителя, изменения программы подготовки, привлечения для аргументации его предложений экспертного мнения Ученых советов, НТС, Советов молодых ученых (или аналогичных им органов).

Профсоюз предлагает предусмотреть обязательность отмеченных ранее мер по открытости  и доступности информации об условиях подготовки кадров в аспирантуре и участию аспирантов в процессе формирования программ подготовки и контроля качества научного руководства для всех организаций, занятых этой деятельностью.

Профсоюз отмечает, что изменения, которые будут внесены в лицензионные требования и условия, установленные в положении о лицензировании образовательной деятельности, предусмотренные вводимым Законопроектом в часть 15 статьи 91 Закона о науке п. 5, должны быть обсуждены в научном сообществе. При этом их введение должно сопровождаться существенным укреплением материально-технической базы научных исследований и социальной инфраструктуры, обеспечивающей условия труда и отдыха работников науки. Профсоюз выражает сомнение, что данные изменения могут быть проведены в срок до 01 января 2020 года. Профсоюз полагает, что законопроектом, по крайней мере, должны быть предусмотрены гарантии для имеющих лицензии организаций по продолжению ими подготовки аспирантов без необходимости нового лицензирования после утверждения вносимых Законопроектом изменений.

В той же мере высказанные предложения Профсоюза относятся и к мерам государственного контроля, осуществляемого за реализацией программ подготовки кадров в аспирантуре, предусмотренных вводимым Законопроектом редакцией п. 2 части 5 статьи 93 Закона об образовании. Принципиальным в таком случае становится содержание ФГТ и соблюдение  их программами подготовки, разработанными по научным специальностям в соответствие с утвержденной для них номенклатурой. При этом, согласно вводимой Законопроектом части 7.1 статьи 79 Закона об образовании  «порядок организации и осуществления образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности по программам подготовки» и «порядок осуществления контроля качества подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)», будут установлены  Правительством Российской Федерации.

Профсоюз отмечает, что без оценки содержания ФГТ и всех предусматриваемых Законопроектом «порядков» предугадать положительный, равно как и отрицательный эффект от реализации законопроекта представляется крайне затруднительным. Профсоюз предлагает широко привлекать научное сообщество к разработке этих упоминаемых в Законопроекте документов. 

Для Профсоюза очевидно, что сами по себе данные мониторинга в системе образования и  разработка ФГТ, не подкрепленных материальными ресурсами, не смогут дать эффект роста качества научной работы, в том числе качества научной (научно-исследовательской) деятельности проходящих подготовку аспирантов. 
Профсоюз работников РАН выражает надежду, что Законопроект будет доработан и готов участвовать в обсуждении положений Законопроекта, необходимых подзаконных актов, а также иных документов, служащих цели модернизации и совершенствования системы подготовки кадров для науки. 

Председатель Профсоюза работников РАН В.П. Калинушкин


PROFRAN

В С Е Р О С С И Й С К И Й    П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н Ы Й    С О Ю З 
Р А Б О Т Н И К О В    Р О С С И Й С К О Й    А К А Д Е М И И    Н А У К
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ
ПРЕЗИДИУМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва 17-18 июня 2019 г.  №12-06

О новом проекте закона «О научной и
научно-технической деятельности»

Российская наука существует в рамках Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» (Закон о науке), утвержденного еще в прошлом веке. Жизнь с тех пор изрядно изменилась. Ранее, в 2017 и начале 2018 года проходило обсуждение Проекта федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности». Комиссией ЦС Профсоюза по работе с органами власти Российской Федерации, руководством РАН и общественными организациями (Комиссия по работе с органами госвласти и РАН) были подготовлены и обсуждены с разработчиками законопроекта в Минобрнауки России предложения. Данные предложения, были рассмотрены и одобрены на заседаниях президиума ЦС Профсоюза 28-29 июня 2017 г. (Постановление № 05-01-02) и 04-05 октября 2017 г. (Постановление № 06-04). В соответствии с поручением президиума ЦС Профсоюза Предложения уточнялись в связи с корректировками законопроекта и были использованы при дальнейшем обсуждении законопроекта в Московской областной думе, Государственной думе и Совете Федерации. При рассмотрении упомянутого законопроекта Профсоюзом и другими участниками обсуждения высказывались рекомендации по его глубокой переработке, вплоть до возвращения к принятию концепции нового закона.

07 июня 2019 года Минобрнауки России объявило о «запуске обсуждения проекта будущего закона»:  https://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1519, теперь получившего название «О научной и научно-технической деятельности». Обозначена специальная площадка для этой дискуссии. Прямая ссылка на краудсосрсинговую платформу: https://www.preobra.ru/improject-14111. На сайте начато публичное обсуждение.
Согласно первой оценке, проект избавлен от ряда недостатков предыдущего, в нем нашли отражение ранее высказанные замечания, в том числе, и сделанные Профсоюзом. В большей степени по сравнению с предыдущим законопроектом усматривается преемственность с действующим Законом о науке. Однако глубоких изменений, очевидно, не произведено. В законопроекте появился ряд новых положений, требующих всесторонней оценки. Отдельные положения, сохраненные из прежнего законопроекта или впервые появившиеся в тексте, должны быть опротестованы Профсоюзом и заменены на свои альтернативные предложения.
Президиум Центрального совета Профсоюза работников РАН ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Комиссии по работе с органами госвласти и РАН продолжить с учетом ранее выдвинутых предложений работу над законопроектом, призванным заменить действующий Закон о науке, и активизировать в этих целях взаимодействие с обновленным Минобрнауки России, Российской академией наук и профильным комитетом Государственной думы.
Отв.  Чучева Г.В., Е.Е. Онищенко, М.Ю. Митрофанов

2. Региональным организациям организовать обсуждение законопроекта с привлечением авторитетных ученых, членов академии, профессоров РАН, а также публичное освещение формируемых предложений в печати и в сети.
Отв. Руководители региональных организаций, Чучева Г.В., Волчкова Н.В.

3.  Внести вопрос обсуждения законопроекта в повестку дня следующего заседания президиума ЦС Профсоюза.
Отв.  Калинушкин В.П., Чучева Г.В.

4. Рекомендовать программному комитету XXIV ассамблеи  Профсоюза (19-23 августа 2019 года,  г. Красноярск) включить обсуждение законопроекта в повестку мероприятия.
Отв.  Богомолов Я.Л., Вдовин В.Ф.

Председатель  профсоюза В.П. Калинушкин



PROFRAN

В С Е Р О С С И Й С К И Й    П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н Ы Й    С О Ю З 
Р А Б О Т Н И К О В    Р О С С И Й С К О Й    А К А Д Е М И И    Н А У К
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ
ПРЕЗИДИУМ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Москва, 17-18 июня 2019 г. №12-07

О  заключении  Межотраслевого
соглашения


Председатель профсоюза В.П. Калинушкин сообщил о том, что Министерство науки и высшего образования РФ подготовило приказ о составе комиссии по ведению переговоров по заключению  Межотраслевого соглашения. Кроме этого Министерством предложено заключить Межотраслевое соглашение с четырьмя профсоюзами, включая Профсоюз работников  народного образования и науки, что является определенной проблемой по согласованию содержания соглашения. Поэтому скорее всего первое заседание комиссии будет посвящено обсуждению данного вопроса.
Президиум Центрального совета  Всероссийского профсоюза работников РАН   П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

Принять информацию к сведению.

Председатель Профсоюза  В.П. Калинушкин


PROFRAN

В С Е Р О С С И Й С К И Й   П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н Ы Й   С О Ю З
 Р А Б О Т Н И К О В   Р О С С И Й С К О Й   А К А Д Е М И И   Н А У К
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ
ПРЕЗИДИУМ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Москва, 17-18 июня 2019 г. №12-08-01

Отчет о молодежной конференции
в Нижнем Новгороде


С 10 по 13 июня 2019 г. на базе отдыха ФИЦ ИПФ РАН "Варнавино" (Нижегородская обл.) прошли мероприятия IV Межрегиональной молодежной научно-практической конференции, включенной в план мероприятий Профсоюза работников РАН на 2019 год. В работе конференции приняли участие 62 участника, представлявших 24 организации из 11 регионов РФ. Основная программа мероприятия включала в себя 33 доклада, тематически разделенных на 4 категории: обзорные, научные, научно-популярные и социальные. В рамках междисциплинарного мероприятия наиболее представительно выглядела астрономическая секция, собравшая 7 докладчиков из 5 различных регионов. Специальное жюри выбрало победителей в отдельных номинациях и наградило их специальными призами. Жюри и оргкомитет отметили также высокий уровень представленных докладов как по научной, так и по социальной тематикам. На заключительном заседании конференция приняла резолюцию (Приложение).
Заслушав и обсудив сообщение заместителя председателя Профсоюза работников РАН Я.Л.Богомолова,
Президиум Центрального совета Всероссийского профсоюза работников  РАН ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять представленную информацию о IV Межрегиональной молодежной научно-практической конференции к сведению и признать успешным ее проведение как в плане представительства и активности участников, так и в плане профессиональной организации.

2. Выразить признательность Оргкомитету за хорошую организацию мероприятия.

3. Поручить молодежной комиссии ЦС Профсоюза проработать вопрос о целесообразности проведения совместных мероприятий молодежных научно-практических конференций и ежегодных всероссийских профсоюзных ассамблей и представить его на ближайшем заседании Центрального совета профсоюза.
Отв.: Тюрнина Н.Г., Богомолов Я.Л.  

ПРИЛОЖЕНИЕ:
Резолюция IV Межрегиональной молодежной научно-практической конференции (на 1 стр.). >>> (pdf, 278 Kб)

Председатель профсоюза  В.П. Калинушкин


PROFRAN

В С Е Р О С С И Й С К И Й   П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н Ы Й   С О Ю З
 Р А Б О Т Н И К О В   Р О С С И Й С К О Й   А К А Д Е М И И   Н А У К
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ
ПРЕЗИДИУМ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Москва,  17-18 июня 2019 г.  №12-08-02


"О проведении XXIV Всероссийской (Сибирско-Поволжской) Ассамблеи
Профсоюза работников РАН"


Заслушав и обсудив информацию, представленную Оргкомитетом XXIV Всероссийской (Сибирско-Поволжской) Ассамблеи, Президиум Центрального совета Всероссийского  профсоюза работников  РАН ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Оргкомитету  Ассамблеи  в  срок  до  25  июня  2019 г. подготовить 1 информационное сообщение
      Отв.: Оргкомитет Ассамблеи

2. Организационной и Информационной комиссии в  срок  до  26  июня  2019 г. разместить 1 информационное сообщение на сайте Профсоюза и обеспечить рассылку по региональным и первичным организациям.  
     Отв.: Т.Л. Рослякова, Н.В. Волчкова

Председатель профсоюза  В.П. Калинушкин



PROFRAN

В С Е Р О С С И Й С К И Й    П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н Ы Й    С О Ю З 
Р А Б О Т Н И К О В    Р О С С И Й С К О Й    А К А Д Е М И И    Н А У К
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ
ПРЕЗИДИУМ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Москва, 17-18 июня 2019 г. №12-08-03

О ситуации в ИСМАН РАН


Заслушав и обсудив информацию председателя Профсоюза В.П. Калинушкина о поступившем заявлении по постановке на учет в Профсоюз от первичной профсоюзной организации Профсоюза, созданной ранее в ИСМАН РАН, о решении Совета Московской региональной организации Профсоюза, рассмотревшей на своем заседании вопрос о постановке на учет этой первичной профсоюзной организации, о положениях Устава Всероссийского профессионального союза работников Российской академии наук (Устав Профсоюза), устанавливающих полномочия выборных коллегиальных органов Профсоюза, Президиум Центрального совета Профсоюза работников РАН   П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

1. На основании пункта 21 и пункта 24 статьи 54 Устава Профсоюза в связи с возникновением спорного случая, связанного с внесением изменений в реестр организаций Профсоюза и с разъяснением положений Устава внести вопрос о рассмотрении заявления по постановке на учет в Профсоюз от первичной профсоюзной организации Профсоюза, созданной ранее в ИСМАН РАН, в повестку ближайшего заседания Центрального Совета Профсоюза.
Отв.  Калинушкин В.П.

Председатель Профсоюза В.П. Калинушкин


PROFRAN

В С Е Р О С С И Й С К И Й    П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н Ы Й    С О Ю З 
Р А Б О Т Н И К О В    Р О С С И Й С К О Й    А К А Д Е М И И    Н А У К
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ
ПРЕЗИДИУМ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Москва  17-18 июня 2019 г. № 12-08-06

О  взаимодействии
с  газетой «Поиск»

Заместитель  председателя  профсоюза  В.Ф. Вдовин призвал профсоюзные организации организовать подписку на газету «Поиск».
Газета «Поиск», одним  из учредителей которой  является Российская академия наук, давно и активно участвует в информационном сопровождении деятельности Профсоюза РАН. В последнее время Поиск резко активизировал свою работу, реконструировал дизайн издания и вышел в режим более плотного взаимодействия с РАН, став по сути ее информационным рупором. Согласно договоренностям между руководством профсоюза и редакцией газеты на ее страницах  регулярно публикуются материалы о деятельности организации, интервью с представителями профсоюза. «Поиск» уделяет много внимания и освещению ситуации в академических организациях, первичные профсоюзные организации которых составляют основу профсоюза. Газета успешно решает одну из основных задач профсоюза -  оперативно доносить публикуемую актуальную для научного сообщества информацию до коллективов институтов.

Президиум Центрального совета Профсоюза работников РАН ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Рекомендовать региональным и первичным организациям организовать своими силами или совместно с администрациями институтов подписку на  как минимум пять (вариант 5-15 экз. в зависимости от масштаба института) экземпляров газеты «Поиск» на организацию для распространения по структурным подразделениям и публикации на информационных стендах и досках профкомов. Призвать активнее использовать в практической работе и электронную версию газеты, размещенной на сайте https://www.poisknews.ru/
Отв.   Руководители региональных и первичных организаций
Срок: до окончания подписной кампании

Председатель  профсоюза  В.П. Калинушкин


PROFRAN

В С Е Р О С С И Й С К И Й    П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н Ы Й    С О Ю З 
Р А Б О Т Н И К О В    Р О С С И Й С К О Й    А К А Д Е М И И    Н А У К
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ
ПРЕЗИДИУМ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Москва,  17-18 июня 2019 г. №12-08-07

О позиции профсоюза к вопросу создания
Совета научных руководителей учреждений РАН


 Президиум Центрального совета профсоюза работников РАН выражает заинтересованность инициативой Президиума РАН о создании Совета научных руководителей учреждений РАН, как одним из возможных инструментов обеспечения научно- методического и организационного руководства со стороны РАН над научными учреждениями академического сектора науки.   
Президиум Центрального совета профсоюза работников РАН П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

1. Предложить Президиуму РАН включить представителя профсоюза в состав рабочей группы по подготовке предложения и Положения о Совете. В качестве представителя профсоюза в рабочей группе предлагается В.П.Калинушкин.

2. Проработать и предложить РАН и Минобрнауки возможные механизмы эффективного контроля научного сообщества и его высшего экспертного органа - РАН над организацией научной работы, выполняемой в академических институтах.
        Отв. Калинушкин В.П., Вдовин В.Ф.

 Председатель Профсоюза  В.П. Калинушкин


PROFRAN

В С Е Р О С С И Й С К И Й    П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н Ы Й    С О Ю З 
Р А Б О Т Н И К О В    Р О С С И Й С К О Й    А К А Д Е М И И    Н А У К
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ
ПРЕЗИДИУМ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Москва,  17-18 июня 2019 г.  №12-08-08

О  начале работы
рабочей группы Минобрнауки России


Заслушав и обсудив информацию председателя  Профсоюза  В.П. Калинушкина о начале работы  рабочей группы по установлению единых требований к порядку формирования и утверждения государственного задания на проведение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований (далее - Рабочая группа),  Президиум ЦС профсоюза отмечает важность этой работы для обеспечения нормальной работы институтов и жизни их коллективов.
         Президиум Центрального совета Всероссийского профсоюза работников РАН ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.   Принять информацию к сведению.

2.   Использовать участие в работе Рабочей группы для реализации предложений профсоюза по распределению между институтами объема гос. заданий и средств, выделяемых на их выполнение.

Председатель  профсоюза В.П. Калинушкин



Источник: Всероссийский Профсоюз работников РАН

©РАН 2024