Ядерно-академический союз на службе академической науке

В заключение – еще несколько сюжетов, относящихся к самому концу 1940-х – середине 1950-х гг., свидетельствующих о реальности и эффективности ядерно-академического союза. Каждому из них придется уделить по одному абзацу.

Прежде всего, это – создание термоядерного оружия. Решающий прорыв здесь был осуществлен фиановской группой И.Е. Тамма, в которую входили А.Д. Сахаров, В.Л. Гинзбург, С.З. Беленький, Ю.А. Романов и др. В конце 1948 г. – первой половине 1949 г. Сахаровым и Гинзбургом были развиты основные идеи РДС-6с, т.е. так называемой «слойки», первого испытанного в августе 1953 г. отечественного варианта водородной бомбы. Конечно, и другие академические институты, одни раньше, другие позже, были подключены к этой проблеме (ИХФ, ИФП, МИАН и др.). Основной вариант термоядерного оружия, двухступенчатая водородная бомба РДС-37 была уже разработана целиком в КБ-11, хотя и здесь теоретики и математики МИАНа и др. академических институтов внесли свою не так уж малую лепту (РДС-37 была успешно испытана в ноябре 1955 г.). Документальная подборка по истории термоядерного оружия до 1953 г. содержится в «Атомный проект СССР. Документы и материалы» (Под общ. ред. Л.Д. Рябева. Т.III. Кн.1. М.: Изд. МФТИ, 2008), документированная история создания термоядерного оружия, свидетельствующая о важной роли АН СССР изложена в обстоятельной статье Г.А. Гончарова (1).

Второй сюжет относится к первой половине 1949 г. и связан с так называемым «несостоявшимся совещанием физиков», точнее с неожиданной отменой инициированного властями и тщательно (в течение трех месяцев) готовившегося Всесоюзного совещания физиков, на котором предполагалось устроить сокрушительный идеологический разнос физикам АН СССР за их идеализм и космополитизм. «Под обстрел» попали ведущие физики (в большей степени теоретики)

А.Д. Сахаров. Б.д.

АРАН. Р.Х. Оп.1С. Д.49. Л.1.

В.Л. Гинзбург. Б.д.

АРАН. Р.Х. Оп.1Г. Д.68. Л.1.

Страница 27
От создания Спецкомитета и ПГУ до первой советской атомной бомбы
  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд