http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=07d9696d-52a4-4c49-9d86-156398ef2d07&print=1
© 2024 Российская академия наук

ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ АРКТИКИ — ОТРАЖЕНИЕ БУДУЩЕГО

12.09.2012

Источник: Пресс-служба САФУ

Международная конференция «История изучения и освоения Арктики — от прошлого к будущему»


В рамках международной конференции «История изучения и освоения Арктики — от прошлого к будущему» работала научная секция «История освоения Арктики». Маститые ученые презентовали доклады об актуальных проблемах изучения северного края и новых исследовательских ориентирах. Тема развития полярной авиации,освоения Северного морского пути, первичного заселения пространства Арктики людьми, вопросы картографирования, история рыболовных зимних промыслов — эти и другие, не только исторические, но и географические, геологические, и даже филологические аспекты были затронуты в научных работах.

Секцию открыл почётный полярник, доктор географических наук Владислав Корякин с работой «Российские ориентиры и приоритеты в истории освоения Арктики». Выступающий отметил значение Арктического региона для нашего государства, выделил основные ценные для науки исторические достижения: преодоление Северного морского пути, первое картографирование арктического побережья России Великой Северной (2-ой Камчатской) экспедицией, первые посадки на морские льды под руководством М.В. Бабушкина в Горле Белого моря, первые ледовые разведки в Карском море и др.

Ученый считает, что эти достижения обеспечили экономическое развитие российской Арктики и послужили основой для отношений с арктическими соседями.

Также на секции громко прозвучал вопрос о судьбе российской полярной авиации. Владимир Скоропупов, представитель Совета Федерации, автор многих публикаций об авиации, монографий по истории профсоюза авиаработников Якутии, в своем сообщении обозначил, что значение авиации для полярных исследований крайне принижено, судя по тому, как слабо она развивается. Докладчик на гордость архангелогородцам отметил, что Архангельск наряду с Москвой был одной из главных точек, задействованных в первых перелетах через Арктику. Самый первый перелет в истории Арктики, длительный и сложный был осуществлен в 1925 году по маршруту: Ленинград-Архангельск-Новая Земля.

Не менее интересным был филологический доклад ученого с кафедры теории литературы гуманитарного института северодвинского филиала САФУ — Эмилии Фесенко. Эмилия Яковлевна в советские годы увлеклась творчеством писателя Вениамина Каверина, автора знаменитого романа «Два капитана». Оказывается, географический материал, на котором основан сюжет книги, очень близок к действительности. Все потому, что некогда судьба привела писателя на Север, это было в годы Великой Отечественной войны. Тогда когда он в качестве корреспондента газеты «Известия» работал на главной базе Северного флота в городе Полярный, отчего был частым гостем Архангельска, Северодвинска и Мурманска. В основе книги Каверина — огромный документальный пласт, этим автор обязан тесному общению с опытными военными летчиками и моряками. Среди них он нашел людей, которые стали прототипами образов его двух капитанов.

Секция стала увлекательным экскурсом в историю покорения арктических просторов, участники отметили, что современным ученым необходимо регулярно обращаться к историческим источникам, как зеркалу, отражающему будущее.

Артур Чилингаров: «Студенты САФУ примут участие в уборке Арктики»

Об этом стало известно сегодня на научной конференции «История изучения и освоения Арктики — от прошлого к будущему». В своём выступлении спецпредставитель президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, член-корреспондент РАН, Герой Советского Союза и России уделил особое внимание Архангельску в освоении Арктики. Напомним, что крупное международное событие проходит 12—13 сентября на базе Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова.

«Неслучайно, что эта конференция проходит именно в столице Поморья, ведь моя научная и общественная деятельность началась в этом регионе, в поселке Амдерма, когда я был руководителем гидрометеорологической службы. Оттуда идёт понимание той роли, которую играет Архангельск в освоении Арктики», — подчеркнул полярный исследователь.

Артур Чилингаров отметил, что важно помнить и чтить память всех исследователей Арктики вне зависимости от их национальности. По его словам, международное сотрудничество является одним из приоритетов российской политики в этом стратегически важном регионе. Исторический опыт показывает, что особую роль в освоении этого сурового, но столь важного для страны региона всё-таки принадлежит русским исследователям и путешественникам.

Завершая выступление, Артур Николаевич вновь напомнил о роли Архангельска в освоении Арктики, и Северного морского пути в частности.

«Я поддерживаю идею, чтобы здесь была создана администрация Севморпути. Правительство региона и САФУ делают все, чтобы продвигать интересы России в арктическом регионе», — резюмировал исследователь.

Также Артур Николаевич отметил, что в следующем году 20 студентов САФУ смогут принять участие в качестве волонтёров в экспедиции по очистке арктических территорий от железных бочек. На данный момент заканчивается уборка на о. Александров, далее работы будут продолжены на о. Гринбелт. По предварительным подсчётам там скопилось около 300 тыс. использованных железных бочек.

Судьба Арктики — дело арктических государств

Конференция по истории освоения Арктики началась с выступления на одну из самых важных тем — о международном сотрудничестве. О современных подходах России к освоению арктических территорий и выстраивании отношении с другими арктическими государствами рассказал Антон Васильев, посол по особым поручениям Министерства иностранных дел РФ.

Позитивная, стабильная и предсказуемая — так охарактеризовал Антон Васильев современную ситуацию в высоких широтах. Арктические государства понимают, что все вопросы, связанные с развитием и освоением Арктики, можно и необходимо решать только мирным цивилизованным путем.

— Нет таких ситуаций, которые могли бы потребовать военного решения. 97 процентов всех известных и потенциальных запасов природных ресурсов Арктики находятся в зоне суверенных прав арктических государств. Иными словами: делить в Арктике нечего! Почвы для конфликта нет, разумеется, если не менять общих правил игры. Все национальные вопросы будут решаться в рамках международного права и доброй воли, — заверил Антон Всеволодович.

Попытки переиграть правила игры в Арктике постоянно предпринимаются неарктическими государствами. Однако, по мнению докладчика, эти попытки бесперспективны.

— Арктика — это неотъемлемая часть России и других арктических государств. Только они могут понять, какие вопросы следует поднимать на национальном уровне, какие должны быть взаимодействия с региональными партнерами и где возможно эффективное международное сотрудничество, — считает Антон Васильев.

Представитель Министерства по иностранным делам РФ привел примеры устойчивого и плодотворного международного сотрудничества арктических государств. Это работа Арктического совета, разработанные северными странами национальные стратегии международных взаимоотношений в высоких широтах. Они имеют много общего, но главный момент, который их объединяет — констатация того, что национальные интересы каждого государства могут быть реализованы лишь одним путем — путем сотрудничества. Успешным примером стал российско-норвежский договор о разграничении морских пространств и сотрудничества в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.

В последние годы международное сотрудничество серьезно продвинулось, прежде всего, в научных наблюдениях: в изучении факторов и последствий изменения климата, путей адаптации к этим изменениям, защита биоразнообразия, устранения источников загрязнения окружающей среды, сбережения культуры и традиций северных народов и т. д.

По словам Антона Васильева, сегодня арктические государства находятся на важном историческом рубеже: этап осмысления изменений в Арктике пройден, наступил этап практического освоения высоких широт. Это использование доступных запасов углеводородов, морских транспортных путей, освобождающихся от морского льда. Подписаны договоры с крупнейшими компаниями об освоении шельфа северных морей. В 2011 году произошел настоящий прорыв в возрождении мореплавания Северным морским путем: осуществлена 41 морская транзитная перевозка, а в этом году планируется удвоение этой цифры. Россией приняты важные решения по строительству новых ледоколов, модернизации портов и строительстве новых, в том числе, в Архангельской области. Предстоит укрепление системы поиска и спасания и другой береговой инфраструктуры СМП, системы связи и навигации.

Происходящие в Арктике перемены ставят новые задачи и открывают новые области международного сотрудничества. Северные границы в связи с новыми природными условиями становятся более проходимыми. Вблизи их начинается активная хозяйственная деятельность. Очевидно, что неизбежно укрепление береговых охран и сотрудничество между ними. Арктические государства должны заботиться о безопасности людей, попавших в беду в высоких широтах. В связи с этим, в прошлом году было подписано соглашение об арктическом сотрудничестве в авиационной и морской помощи в спасании в Арктике. Первые практические учения в 2011 году провела Канада, в дни конференции такие учения проводятся в Гренландском море в Дании.

Докладчик считает, что Арктический совет необходимо ориентировать на вопросы адаптации к переменам и социально-экономическим процессам в Арктике. Необходимо больше помогать северным регионам, чтобы закреплять людей на Севере, чтобы развивать и распространять специфические северные технологии, помогать коренным народам Севера адаптироваться к происходящим переменам. Такие возможности появятся с началом работы постоянного секретариата Арктического совета, решение о создании которого уже принято.

Антон Васильев не отрицает, что изменения в Арктике объективно требуют укрепления вооруженных сил и средств арктических государств Крайнего Севера. Это необходимо делать в целях реализации арктическими государствами своего суверенитета, для дальнейшего обеспечения стабильности, предсказуемости и даже эффективности всех протекающих процессов в Арктике. В этом направлении у России достигнута важная договоренность с Норвегией и с Канадой.

В приоритете у арктических государств обеспечение экологической безопасности Арктики, в первую очередь это связано с опасностью возникновения нефтеразливов и переговоры в этом направлении уже ведутся; обеспечение информационной безопасности в Арктике для реального освещения развития международного взаимодействия в высоких широтах; сохранение международного научного сотрудничества, в связи с чем, Антон Всеволодович одобрил инициативу САФУ провести в следующем году встречу ректоров арктических вузов.

В конце выступления представитель Министерства иностранных дел РФ подчеркнул, что арктические государства доказали свою высокую ответственность за положение дел в высоких широтах и могут самостоятельно договариваться в решении самых серьезных вопросов в арктическом регионе.