Коронакризис: что предлагает правительству Институт экономики РАН?

02.07.2020

Источник: ПОЛИТ.РУ, 02.07.2020, Андрей Прокофьев



Масштабы падения ВВП в этом году – не главный вопрос. Важнее другое – как страна будет выходить из кризиса. Это определяется эффективностью проводимых антикризисных мер и от того, насколько продуманы будут шаги по переходу к новой модели развития и новому качеству роста. Эксперты Института Экономики подготовили свои предложения.

Затраты России

К настоящему времени еще трудно оценить затраты на реализацию объявленных мер по борьбе с коронавирусом в России. С учетом выплат населению и медперсоналу, субсидий предприятиям и кредитных ставок, закупки лекарств и медоборудования, инвестиций на переоборудование и расширение новых и высокотехнологичных коечных мест, их объем вряд ли будет меньше 3% российского ВВП, однако это в десятки раз меньше, чем в экономически развитых странах. Для сравнения, масштабы антикризисных мер в процентах от ВВП составляют: в Германии – 37%, Италии – 20%, Великобритании – 16%, Франции – 14%, США – 12,4%.

Что можно сделать с налогами и кредитами

На наш взгляд, в краткосрочном периоде могли бы быть задействованы дополнительные меры налоговой политики:

Снижение до 0% федеральной составляющей ставки налога на прибыль организаций, относящихся к группе отраслей, в наибольшей степени пострадавших в условиях коронавирусной инфекции, в 2020-2021 гг.

В 2020 году на фоне падения не только реальных, но и номинальных доходов населения представляется целесообразным дополнительное (двукратное) увеличение стандартного налогового вычета на детей (с 1400 рублей в месяц на первого и второго ребенка до 2800 рублей, и такое же увеличение по иным позициям) по налогу на доходы физических лиц.

Погашение и пролонгация просроченной кредитной задолженности россиян перед банками. В результате пандемии COVID-19 эта задолженность существенно возрастет. Поэтому Банку России необходимо разработать комплекс первоочередных мер, направленных на поддержку (списание безнадежных ссуд и пролонгацию ссуд до 25% среднемесячной зарплаты) граждан-заемщиков, столкнувшихся с сокращением доходов в результате пандемии.

Что можно сделать с проблемой безработных

Должны быть расширены возможности не просто получения статуса безработного, а права на получение пособия, причем в максимальном размере – 12130 рублей. Нужно увеличить сроки выплаты – для части наших граждан пособие на период кризиса должно стать гарантированным минимальным доходом. Разумно было бы использовать незадействованный трудовой потенциал населения на общественных работах – при тушении лесных пожаров, проведении экологических мероприятий, для работы в домах престарелых, детских домах, приютах для животных и т.д. Для лиц, участвующих в этих социально значимых видах работ, государство могло бы увеличить выплаты до 2-4 размеров МРОТ в зависимости от социальной значимости, тяжести и опасности труда.

Что можно сделать с развитием малого и среднего предпринимательства

Отраслевая структура российского МСП остается почти неизменной с середины 1990-х годов. В 2018 году в объеме оборота МСП доля оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов составляла 57,2%. На обрабатывающее производство приходилось 10,2%, на строительство – 10,8%, на транспортировку и хранение и на операции с недвижимостью – по 4%; на профессиональную, научную и техническую деятельность – 3,3%; на сельскохозяйственную деятельность – 2,45%; на добычу полезных ископаемых, электроснабжение, снабжение газом и паром, кондиционирование воздуха – 1,2% и на прочие виды деятельности – 6,9%.

Однако от МСП высокоразвитых стран российские МСП сильно отличает низкая инновационность. Так, по данным Росстата за 2017 год, лишь 5,2% российских малых предприятий осуществляют технологические инновации (для сравнения в ЕС доля таких МСП составляет более 30%).

В то же время все принятые в текущем году решения о поддержке МСП относятся к мерам тактического характера; они направлены на компенсацию ущерба МСП. В таких условиях дополнительные средства, получаемые населением, уйдут преимущественно не в сферу МСП, а в крупные сетевые торговые структуры.

Акцент должен быть сделан на индикаторы, характеризующие степень зрелости и хозяйственной устойчивости субъектов МСП и, соответственно, на инструменты, обеспечивающие эту устойчивость. Прежде всего, эта такие показатели, как:

доля субъектов МСП, осуществляющих хозяйственную деятельность более 10 лет (устойчивая демография субъектов МСП);

«детеневизация» хозяйственной деятельности МСП;

инвестиционная активность МСП и капитальные ресурсы в расчете на 1 субъекта МСП;

количество постоянно занятых работников на 1 субъекта МСП;

расходы на НИОКР в расчете на 1 субъекта МСП и/или доля инновационной продукции, производимой в секторе МСП;

ареал хозяйственной деятельности субъектов МСП и объем их кооперационных взаимодействий с крупным бизнесом;

доля субъектов МСП, действующих в пределах территорий с особым режимом хозяйствования и пр.

«Постоянная грусть наших экономистов, социологов, что у нас малая доля малого бизнеса в валовом внутреннем продукте обусловлена просто тем, что у нас нет диверсифицированного большого бизнеса, – пояснил Руслан Гринберг, научный руководитель ИЭ РАН на одной из недавних научных конференций. – Но это не говорит о том, что нет людей, которые хотели бы реализовать свой дух предпринимательства. Хотя все равно будет оставаться большая разница между Западом и нами в низкой инновационной деятельности. По-моему, в шесть раз ниже у нас у малого и среднего бизнеса инновационная деятельность. Но опять-таки, это связано с тем, что у нас нет большого диверсифицированного бизнеса, который делал бы заказы для малого».

Он добавляет: «Мои друзья, хорошие экономисты, говорят: «Ты правильно считаешь, что нужны прямые выплаты для работополучателей, а работодателям нечего и давать». А почему нечего давать работодателям? Потому что наша экономика примитивная, она неправильная. Такая логика: если мы будем давать деньги бизнесменам, то они просто восстановят ту же структуру, которая была до пандемии».

Прогрессивный НДФЛ

Реализация социального приоритета должна быть поддержана переходом к прогрессивному налогообложению доходов физических лиц (НДФЛ) при введении необлагаемого налогом минимума на самого налогоплательщика и его детей (на уровне прожиточного минимума) – для снижения налоговой нагрузки на низкодоходные категории и поддержания спроса с их стороны на товары первой необходимости. Может быть предложена следующая шкала: ставка 13% применяется к годовым облагаемым доходам до 600 тыс. рублей, ставка 20% применяется к доходам в интервале 600 тыс. – 3 млн рублей, ставка 30% применяется к доходам свыше 3 млн рублей.

«На мой взгляд, движение в сторону прогрессивного налога пока несколько половинчатое в том виде, в котором оно прозвучало от президента. Во-первых, ставка все же повышается не очень сильно, и говорят потом, что эти деньги будут использоваться целевым образом. По нашим оценкам возможно было бы более существенное увеличение прогрессии», – считает заместитель директора Института Михаил Головнин. На вопрос о том, не слишком ли низкий порог для увеличения НДФЛ – 600 тысяч рублей, Головнин ответил, что это дискуссионный вопрос, и пороги можно менять.

Мягкая денежно-кредитная политика

После завершения активной фазы борьбы с коронавирусом Банку России необходимо некоторое время (ориентировочно – до начала 2023 года) осуществлять относительно мягкую денежно-кредитную политику, чтобы создать необходимые условия для скорейшего восстановления российской экономики и дальнейшего ее развития.

«Поскольку в докладе я писал непосредственно финансовый блок, в том, что касается денежно-кредитной политики я считаю, что позитивные изменения произошли: ставка была снижена, была определена линия на смягчение денежно кредитной политики, так что та критика, которая содержится у нас в докладе, явно или неявно, была учтена», – отметил Головнин.

Устранение монополизма в ТЭК

Монополизм и отсутствие реальных возможностей для развития малых и средних энергокомпаний в стране душат экономическую и инновационно-технологическую инициативу. Для повышения эффективности производства, снижения издержек и цен, внедрения новых технологий у монополии нет стимулов. Она получает свой доход и при низком техническом уровне производства.

Монополизм – одна из причин того, что «Газпром» не занимается переработкой газа, не развивает газохимию. Лишь конкуренция на мировых рынках может вынудить монопольные компании типа «Газпрома» к сокращению издержек, повышению эффективности производства, инновационному развитию и внедрению современных технологий.

В свою очередь, нефтяные компании России разделили страну по регионам и контролируют цены на топливо.

Нефтяные и нефтеперерабатывающие компании хорошо «освоили» внебиржевую торговлю наличным товаром, не имеют инфраструктуры и опыта работы на товарной бирже, и не стремятся повышать прозрачность операций на рынке для государства. Важным инструментом повышения эффективности работы ТЭК может стать ускоренная амортизация.

Несмотря на то, что амортизационные отчисления освобождаются от налога на прибыль и должны строго расходоваться на обновление основных фондов и расширенное воспроизводство, в ТЭК около 70% этих отчислений сегодня тратится не по назначению. Принятие закона по амортизационной политике может изменить сложившуюся ситуацию. В законодательстве по амортизационной политике необходимо предусмотреть:

сокращение действующих сроков обновления основных фондов;

жесткий контроль над целевым расходованием амортизационных отчислений.

«Что касается бюджета, в целом – позитивные сдвиги, но там самая главная проблема – структурная перестройка экономики, а здесь еще окончательного решения нет, на мой взгляд. Что будет после прохождения пандемии – точного ответа у нас пока нет. Какие-то подвижки есть, но каких-то кардинальных решений здесь не видно», – заключил Головнин.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024