ПРИОРИТЕТАМИ ВЛАСТИ ДОЛЖНЫ СТАТЬ НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА

25.02.2005

Источник: Парламентская газета,АЛЕКСАНДР РЖЕШЕВСКИЙ

Самые разнообразные проблемы обсуждали российские ученые и политики, которые собрались на форум "Интеллектуальные ресурсы России" во всемирно известном наукограде, подмосковной Дубне. А начали с телевидения, которое, по мнению участников форума, работает против страны

Самые разнообразные проблемы обсуждали российские ученые и политики, которые собрались на форум "Интеллектуальные ресурсы России" во всемирно известном наукограде, подмосковной Дубне. А начали с телевидения, которое, по мнению участников форума, работает против страны.
"На государственных телеканалах развязана разнузданная антигосударственная, антипрезидентская кампания", - заявил, выступая на форуме, Председатель Совета Федерации Сергей Миронов. В частности, он пояснил, что даже те видеокартинки и репортажи, которые подаются как пропрезидентские и государственнические, на самом деле работают со знаком "минус". "Это делается очень тонко и умно, у нас уже научились это делать профессионально..." При этом глава Совета Федерации заметил, что репетиция "революции на майдане" в нашей стране кому-то не дает покоя. И особо подчеркнул, что в Украине прошла именно репетиция... При этом Сергей Миронов прямо признал, что сегодня в России не существует информационной государственной политики. В этом Председателя СФ поддержали и ученые. Собственно этой проблеме было посвящено практически все время заседания Клуба главных редакторов научных журналов и комиссий Национального комитета по разработке национальной программы "Медиасфера общества знаний". Отойдя от намеченного плана, ученые стали критиковать телевидение, обвинив его в том, что это главный инструмент ведения войны против России. Ее, по их словам, ведут политические силы, которые уже давно отвели нашей стране роль сырьевого придатка индустриальных стран, лишенного будущего и самостоятельной судьбы. По общему мнению интеллектуальной элиты России, отечественное ТВ не является национальным по сути и уже давно не выражает точку зрения большинства россиян.
Кстати, специалисты провели независимый опрос среди российских граждан, создав перечень претензий к телевизионщикам. Так, наибольшее неприятие у людей вызывает обилие рекламы. Вторым пунктом значатся сцены насилия, которые заполонили не только художественные фильмы и сериалы, но и новостные программы, и даже мультфильмы. Сегодня в одном из московских судов слушается дело по иску родителей восьмилетнего мальчика, который после просмотра мультфильма "Симпсоны" стал бросаться на родителей с ножом. К сожалению, процесс проходит при полной информационной блокаде, а канал "REN TV", на котором идет мультсериал, нанял лучших адвокатов для своей защиты. Поэтому возникают серьезные сомнения в том, что родители травмированного малыша сумеют выиграть дело. Но уже сам факт такого процесса говорит о многом. Третьим пунктом стало засилье иностранной продукции на российских каналах. Например, член-коррес-пондент РАН Алексей Васильев вспомнил законодательство Франции, где официально запрещено отдавать свыше 50 процентов времени для трансляции зарубежных программ и фильмов. По его словам, у нас эта цифра порой достигает аж 80 процентов. Также серьезную обеспокоенность вызывают у людей катастрофизм в новостях, засилье грубой эротики, неуважение к российской истории, искривление реальности, дурное поведение и исковерканный русский язык ведущих и поп-звезд, а также некорректная пропаганда тех или иных идей и личностей.
Главный вывод ученых после такого анализа ТВ в том, что оно асоциально. Причем телевидение начисто лишено воспитательной роли. На наших телеканалах нет образовательных программ, сетовали ученые, практически исчезли программы научного характера. Чтобы исправить ситуацию, было предложено создать научный канал "Мир знаний", где интеллектуальная элита страны могла бы популяризировать науку, помогать людям определиться в тех или иных вопросах, просвещать молодежь. По мнению ученых, необходимо ужесточить выдачи лицензий на телевещание, где специально оговаривать пункты, по которым научным и учебным программам должно отводиться определенное количество эфирного времени. Кроме того, нужно строго оговаривать время на культурные программы, квоты на отечественные фильмы и ограничить рекламное время.
Критике также подверглись и неэлектронные СМИ. Кроме того, участники форума высказали ряд предложений по изменению законодательства, которые могли бы способствовать улучшению ситуации. Для начала, по мнению ученых, необходимо ввести налоговые льготы для образовательных программ и исключить из закона о СМИ пункт, по которому редакции имеют право не отвечать на письма зрителей и читателей, поскольку обратная связь чрезвычайно важна. Помимо этого необходим и механизм общественного влияния на СМИ. Так, Сергей Миронов сделал предположение, что эту роль на себя вполне могут взять создаваемая Общественная палата и общественные советы на телевидении, хотя и высказался против введения цензуры. Эти функции, по его мнению, должна взять на себя общественность.
Помимо телевидения на форуме поднимался и вопрос о нынешнем состоянии российской науки и инновационных технологий. Например, по словам Алексея Васильева, сегодня Индия поставляет на мировой рынок в десять раз больше информационных технологий, чем Россия. Такое положение для великой научной державы просто недопустимо. При этом чиновники, по мнению ученых, прямо саботируют инициативы Президента страны по созданию наукоградов. Так, только за один год Владимир Путин лично дал статус четырем наукоградам, но после этого процесс опять застопорился. При этом, по словам организаторов форума, стоит очередь из территорий, которые готовы принять на себя этот статус под конкретные программы, которые в будущем принесут миллиардные прибыли. Однако чиновники придумывают все новые и новые препоны, которые в итоге не позволяют развиваться российской науке.
Другой, не менее серьезной проблемой для нашей науки и образования является так называемая "утечка мозгов". Подводя итоги работы форума, Сергей Миронов заметил, что на подготовку одного специалиста в той или иной области уходит от 800 тысяч до миллиона долларов. При этом многие ученые заключают контракты с зарубежными фирмами и уезжают за границу, где им предоставляется более высокая зарплата. Такая ситуация недопустима, считает глава Совета Федерации. Государство несет колоссальные потери, обучая студентов в большинстве случаев бесплатно, при этом в итоге не получая необходимого количества специалистов. По сути, это прямое финансирование других государств. Также он привел красноречивый пример, когда из всего выпуска Санкт-Петербургского педагогического универститета имени Герцена ни один выпускник не пошел работать по своей специальности. Также Сергей Миронов подчеркнул, что государство должно внятно сказать о своих приоритетах: врачи и учителя России должны быть приравнены к государственным служащим со всеми необходимыми социальными гарантиями. И заметил, что если мы сегодня не сумеем решить проблемы, поставленные на форуме, то уже через 40 лет амбициозные экономические планы по удвоению ВВП будут никому не нужны, поскольку попросту не для кого будет удваивать внутренний валовой продукт. Причем он заявил, что законодатели вместе с учеными просто обязаны бить в набат, чтобы привлечь внимание общественности к этим проблемам. По его мнению, в качестве приоритетов российской власти должны стать наука, культура и образование. На что и следует делать главный упор в государственной политике. Дубна - Москва

Подразделы

Объявления

©РАН 2024