У алмаза обнаружили необычайно сверхъяркое свечение

03.09.2020

Источник: ИНДИКАТОР, 03.09.2020 , Александра Медведева

Российские ученые обнаружили чрезвычайно яркие вспышки, которые испускал искусственный алмаз, содержащий примеси германия. Необычное по характеристикам излучение исследователи связали с переходом германиевых центров к своеобразному коллективному состоянию. В результате вероятность поглощения и излучения света увеличивалась в разы. Результаты работы опубликованы в журнале Physical Review.

По структуре алмаз представляет собой кристаллическую решетку, в которой каждый атом углерода связан с четырьмя ближайшими соседями, расположенными в вершинах правильного тетраэдра. Алмаз очень прочен, нетоксичен для живых организмов и достаточно прост для синтеза, при этом сохраняется возможность замещения нескольких узлов кристаллической решетки атомами других элементов. Подобные замены называют точечными дефектами кристалла. Такие примеси, как азот, кремний и германий позволяют алмазам эффективно поглощать и испускать свет, что обеспечивает характерный цвет кристалла. Оптические свойства алмазов с примесями зависят от внешних условий: температуры, давления, параметров электрических и магнитных полей, а потому их можно использовать в качестве сенсоров...(читать полностью)