НАУКА ОТОДВИНУЛА ТРУБУ

08.11.2006

Источник: Гудок, Беседовал Владимир ГУБАРЕВ



Как принималось решение о переносе трассы нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан"

Подробности о том, как принималось решение о переносе трассы нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" "Гудку" рассказывает вице-президент РАН, председатель Комиссии по экологической безопасности России Николай ЛАВЕРОВ.

- Как удалось вам убедить власть в своей правоте?

- В 2004 году, когда впервые мы начали рассматривать проект трубопровода, наша экспертная комиссия приняла решение провести его на 400 км севернее Байкала. По нашему мнению, трубопровод должен проходить прямо по нефтеносным районам, что позволит привлечь к проекту нефтяников с их ресурсами. У нас двойная логика: с одной стороны, экологическая безопасность, а с другой - экономическая эффективность. В разработке проекта принимали участие многие институты Сибирского отделения РАН, крупнейшие ученые страны, и в 2004 году именно такой вариант трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" был согласован.

Поэтому для меня стало большой неожиданностью, когда руководители "Транснефти" сообщили РАН, что они принимают окончательное решение вести трубопровод по трассе Байкало-Амурской магистрали. В состав экспертной комиссии добавили 30 человек, в основном сторонников проекта "Транснефти". В результате голосования с перевесом в один (!) голос новая экспертная комиссия поддержала вариант "Транснефти".

- И какова была реакция ученых, когда стало известно об изменении трассы?

- Возмущение специалистов было очень сильным. Все Сибирское отделение РАН выступило единым фронтом. Ведь были попраны все разумные доводы, та же сейсмическая карта.

К счастью, во время встречи с президентом Путиным удалось передать ему нашу тревогу, обеспокоенность судьбой Байкала. Борьба вокруг вариантов трубопровода шла упорная и длительная, но, убежден, у президента давно было понимание, что к проекту нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" нужно подходить очень аккуратно, взвешенно. Ведь еще в 2003 году я был вместе с ним на Дальнем Востоке, Владимир Путин подчеркивал, что одна из главных задач науки - обеспечение экологической безопасности Приморья, а также районов, примыкающих к Китаю.

- Перенос трубы ведь и эффективнее "прибайкальской трассы"?

- Около миллиарда долларов экономии при обходном варианте. Труба идет вдоль месторождений по равнине и не требует никаких специальных сооружений, то есть не нужно делать "трубу в трубе", содержать специальный спасательный флот, и, более того, этот вариант прокладывать значительно проще. Как нам и было поручено президентом, в течение месяца мы сделали научное обоснование северного варианта проекта и разослали всем заинтересованным органам. Мне до сих пор не понятны мотивы тех, кто отстаивал "байкальский вариант".

Конечно, железнодорожная магистраль и идущий рядом трубопровод - это качественно новые условия для привлечения рабочей силы в зону БАМа. Трасса насыщается жизнью, а, следовательно, можно развивать какие-то производства. Кстати, уже обсуждался вопрос организации здесь лесопереработки, это было предложение железнодорожников и губернаторов. Конечно, такой проект имел бы социально-экономический смысл, если бы не было Байкала.

Вдоль БАМа разведано множество уникальных месторождений. Предусматривалось, что здесь появится мощный промышленный комплекс. Однако сегодня месторождения не осваиваются, эти богатейшие районы страны по-прежнему в запустении. Может быть, прокладка нефтепровода вернет внимание к этой части России.

Восточная Сибирь не только нефтеносный, но и газоносный район. Освоение этих ресурсов должно проходить согласованно, не разрываться ведомственными или корпоративными барьерами. К сожалению, пока этого нет. В настоящее время проектирование освоения газовых и нефтяных ресурсов осуществляется разными организациями без должного согласования между собой.

Необходим единый, системно организованный проект формирования Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса на основе взаимодействия государства, регионов и бизнеса. После истории с переносом трубы люди почувствовали, что РАН много может, что она нужна. Ведь в той же Сибири геологи каждый камень осмотрели, каждый метр земли прощупали. Наука - это та твердь, на которой в России все стоит.

***

Из документов Академии наук России:

"К рассмотрению принят наиболее благоприятный вариант "Усть-Кут - Ленек - Тында" с точки зрения экологической безопасности и эксплуатационной надежности, несмотря на то, что он имеет большую на 320 км протяженность по сравнению с вариантом "Усть-Кут - Бодайбо - Таксимо - Тында".

Проектируемый участок нефтепроводной системы проходит по территории следующих регионов: в Иркутской области - 445 км, Республике Саха (Якутия) - 1362 км, Амурской области - 112 км. На пути следования трасса пересекает естественные и искусственные преграды: водотоки шириной более 30м (около 50 пересечений), единственное пересечение с крупной рекой Леной, автомобильные дороги (4-5 пересечений) и железную дорогу (2 пересечения).

Предлагаемый проект исполнит поручение президента РФ об удалении трассы нефтепровода за пределы водосборной зоны озера Байкал".



Подразделы

Объявления

©РАН 2024