ШАГИ В НАУКУ. СВЯЗЬ АКАДЕМИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ СО ШКОЛАМИ ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ

10.08.2018

Источник: Черноголовская правда, 10.08.18 Светлана КАЛАЧЕВА



Всего через пару месяцев в Черноголовке на базе ИСМАН РАН пройдет очередная, уже 16-я, Всероссийская с международным участием школа по структурной макрокинетике для молодых ученых. По уже сложившейся традиции в работе Школы, кроме молодых ученых и специалистов, с устными докладами примут участие школьники, занимающиеся учебно-исследовательской деятельностью. О значимости конференции рассказал председатель Совета молодых ученых научного центра в Черноголовке РАН Павел Бажин. Однако разговор получился не только о мероприятии…

Школа конференции

Для работы в 16-й Школе по структурной макрокинетике заявлено более 70 устных докладов молодых ученых, студентов, аспирантов. Ведущие ученые научных центров и ВУЗов России прочитают лекции по проблематике Школы, а также в области инновационной деятельности. В рамках конференции свои исследовательские работы представят также школьники из образовательных учреждений Подмосковья, в том числе из Черноголовки. И хотя официально сроки подачи заявок на участие в конференции уже закрыты, есть еще возможность включить в список участников школьников, желающих представить свои проекты.

О том, что дает молодым ученым участие в школах-конференциях, мы спросили у председателя совета молодых ученых НЦЧ РАН Павла Бажина. Помимо того, что он один из организаторов ежегодной школы-семинара по структурной макрокинетике, Бажин уже много лет ведет организационную научную работу: является экспертом по программе УМНИК по Московской области и РАН, экспертом по присуждению премии Правительства Москвы молодым ученым, входит в организационный комитет Междисциплинарного молодежного научного форума с международным участием «Новые материалы». Правительство Московской области и лично губернатор Московской области Андрей Воробьев неоднократно отмечали наградами непрекращающуюся организационную и научную деятельность Бажина.

По словам Павла Михайловича, за свою шестнадцатилетнюю историю Школа превратилась в традиционный форум молодых ученых, на котором научные сотрудники, аспиранты, студенты, проводящие исследования в области макрокинетики процессов горения и взрыва, самораспространяющегося высокотемпературного синтеза (СВС), а также в смежных областях материаловедения, термодинамики, химической кинетики и металлургии, не только обмениваются опытом, знаниями, идеями, представляют свои достижения, но и устанавливают новые научные контакты.

Занимающиеся учебно-исследовательской деятельностью школьники, участвуя в конференции, с одной стороны, знакомятся с актуальными научными работами, тем самым расширяют свой кругозор, с другой – накапливают опыт выступления перед научной аудиторией, учатся анализировать научные работы своих коллег, практикуются в ведении научной дискуссии, имеют возможность общения с исследователями разных поколений.

Кроме того, материалы тезисов докладов публикуются в научном сборнике, с присвоением ISBN, который входит в базу Российского индекса научного цитирования (РИНЦ). Таким образом, у школьников появляется научная публикация. Лучшим докладчикам вручаются почетные грамоты главы г.о. Черноголовка, дипломы директора ИСМАН чл.-корр. РАН М.И. Алымова и за особо выдающиеся результаты золотая медаль им. академика А.Г. Мержанова. Это прекрасное дополнение в личное портфолио, дополнительный бонус для поступления в престижный ВУЗ.

Лучшим докладчикам вручается золотая медаль имени академика мержанова

От теории к практике

Однако, как считает Павел Бажин, для пробуждения у современных школьников интереса к фундаментальной науке их участия в конференциях недостаточно.

«Наличие в Черноголовке большого количества академических институтов естественнонаучного профиля говорит само за себя: нужны исследователи. А огромная доля научных сотрудников среди жителей Черноголовки, казалось бы, должна была положительно повлиять на выбор школьниками будущей профессии. Многие ребята могли бы стать продолжателями семейных традиций. К сожалению, практика последних лет показывает, что черноголовские дети не стремятся идти по стопам своих родителей, их по каким-то причинам не прельщает карьера ученого», - говорит Бажин.

Дабы восстановить утраченные со школами связи, научные сотрудники в рамках акции «День открытых лабораторий» проводят для школьников познавательные экскурсии в научно-исследовательские институты Черноголовки. Соблюдая строжайшие требования пропускного режима и техники безопасности, учащиеся школ могут погрузиться в атмосферу настоящего научного поиска, поучаствовать в реальных экспериментах, потрогать руками опытные научные образцы, узнать и увидеть современное научно-исследовательское оборудование и, конечно, задать интересующие вопросы молодым учёным, узнать об основных направлениях работы Институтов.

Так, в Институте проблем химической физики, школьники побывали в виварии, увидели лабораторных мышек, обитающих и разводимых здесь, в частности, для апробирования новых лекарственных соединений и т.д. Много нового удалось узнать, побывав в комплексе лабораторий Ионики твердого тела, где ребятам рассказали о химических источниках тока, показали, как делают литиевые аккумуляторы и водородно-воздушные элементы. Школьники попробовали сами поработать в специальном перчаточном боксе, где происходит изготовление литиевых аккумуляторов. Фантастически интересным стал поход в Лабораторию фильтрационного горения! Здесь ребята узнали о сверхдиабатическом горении, увидели разрабатываемое технологическое оборудование, предназначенное для переработки твердых бытовых отходов различного типа.

Во время посещения Института структурной макрокинетики и проблем материаловедения, в котором их сопровождал с.н.с., к.т.н. Павел Бажин, будущие исследователи поняли, что огонь и взрыв могут не только разрушать, но и созидать! Например, приносить пользу в производстве инновационной продукции: синтезированных порошков различных соединений, твердосплавных инструментов и изделий с повышенными эксплуатационными характеристиками, высокопрочной керамики, фильтров для очистки воды, нагревательных элементов, брони и многого другого. Ребята смогли поучаствовать в проведении реального лабораторного эксперимента по измерению плотности и пористости неизвестного вещества. И, конечно, одно из самых ярких впечатлений произвело посещение институтской взрывной камеры. Побывав в самом ее сердце, школьники смогли полностью исследовать ее изнутри - даже потрогать руками, узнать о применениях взрыва в мирных целях.

В ходе экскурсии в Институт физики твердого тела учащиеся школ посетили лаборатории физики высоких давлений, структурных исследований, спектроскопии поверхности полупроводников и материаловедения. Познакомились с принципами просвечивающей и сканирующей электронной микроскопии, методикой комбинационного рассеяния света, узнали, как создается высокое давление в камерах с алмазными наковальнями, проводятся исследования деформаций в веществах и их поверхностных свойств. Школьникам рассказали об истории развития некоторых направлений физики, наиболее выдающихся результатах, например, об искусственном получении алмазов и других минералов.

В Институте физиологически активных веществ школьникам рассказали об истории института и основных направлениях его работы, о лабораториях, где проводят биологические испытания новых химических соединений. Ребята увидели оборудование лаборатории биомолекулярного скрининга, посетили виварий, где смогли посмотреть, как живут взрослые мыши и крысы, понаблюдать за новорожденными малышами. А в химических комнатах им были продемонстрированы красивые химические эксперименты и даже было разрешено ребятам в них поучаствовать.

То, что было продемонстрировано школьникам, - только небольшая часть исследований, которые проводятся в институтах НЦЧ РАН. Но эти экскурсии, особенно участие в экспериментах, школьникам очень нравятся и, несомненно, вызывают интерес к научно-исследовательской деятельности. И сотрудники Институтов надеются, что начатая инициатива будет продолжена. Хочется верить, что кто-то из сегодняшних школьников уже завтра сделает шаг в науку…

 



Подразделы

Объявления

©РАН 2024