http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=335641af-fbde-4240-af83-f3a2f574bdac&print=1
© 2024 Российская академия наук

С КНЯЗЬЯМИ НЕ ШУТИТЕ!

28.03.2006

Источник: Московская правда, Нина БАТАЛОВА

У них атомное сердце и "Булава" К 100-ЛЕТИЮ ПОДВОДНОГО ФЛОТА РОССИИ

Свое второе столетие подводный российский флот начал по-княжески. В Северодвинске на Севмашпредприятии, флагмане отечественного атомного подводного судостроения, в день юбилея был заложен атомный подводный крейсер стратегического назначения четвертого поколения. Вместе со строящимися суперсовременными субмаринами - головным кораблем проекта "Юрий Долгорукий" и АПЛ "Александр Невский" , -"Владимир Мономах" , такое имя присвоено АПЛ, через несколько лет станет "заставой богатырской" Отечества в океанских глубинах. Будет нести боевую службу, как несут ее сегодня подводники Северного флота, где сосредоточены самые мощные стратегические ракетно-ядерные силы страны. Практически все подводные корабли флота построены здесь, на северодвинских верфях. В церемонии закладки крейсера принимала участие и московская делегация. А до этого москвичи встречались с моряками-подводниками.

К "Гепарду" в гости

Хотя визит был, естественно, приурочен к юбилею, обсуждались и совершенно конкретные вопросы сотрудничества, которые определены и соглашением, подписанным недавно Юрием Лужковым и командующим Северным флотом Владимиром Высоцким. Было у делегации и личное поручение мэра - посмотреть, как идет реконструкция казармы в Гаджиеве, где базируется дивизия многоцелевых атомных подводных лодок, в том числе и тех, над которыми шествуют москвичи. В мае дивизия, отметившая свое двадцатилетие, простится с последним матросом срочной службу и перейдет на контракт. Создание нормальных условий жизни для моряков, которые придут служить в эти суровые заполярные места выше 69-й параллели, - очень важное дело. Москва выделила средства. Уж много сделано. Но возникает и немало проблем, ведь здание построено почти сорок лет назад. Командир дивизии, капитан 1-го ранга Анатолий Минаков рассказал о ходе реконструкции членам делегации -заместителю председателя Комитета межрегиональных связей и национальной политики Александру Назарову, вице-адмиралу Михаилу Аполлонову (он является гендиректором благотворительного фонда "Москва -Севастополь" , но часто бывает не только на Черноморском, но и Северном флоте, где проходил службу).

И конечно, московских гостей принимали на "Гепарде". Атомный корабль, как и другие АПЛ дивизии, носит имя одной из первых российских подлодок, героически сражавшихся на Балтике в Первую мировую войну. Здесь считают: нужно знать и гордиться историей своего корабля, на этом воспитываются настоящие моряки. Поэтому на "Гепарде" можно увидеть и списочный состав первого корабля, и имена экипажа гвардейской подлодки, сражавшейся в годы Великой Отечественной войны. От нее АПЛ приняла звание гвардейской.

А вечером в доме культуры Гаджиева с концертом выступали московские артисты, которые потом говорили, что такого приема прежде никогда не видели. Москвичи выступали и в Полярном, и в Северодвинске.

Но главным событием этих дней стала закладка нового подводного атомохода на Севмашпредприятии.

Третий из "заставы богатырской"

Первое, что поразило: огромные размеры стапельного цеха. Много лет назад мне пришлось побывать в подобном гигантском сооружении на одном из подмосковных оборонных заводов. Тот цех построили специально для обработки зеркала крупнейшего в мире оптического телескопа, способного заглянуть в самые глубины Вселенной, изделия штучного.

Отсюда тоже погружаются в космос, но океанский. В Северодвинске, на Севмаше, с гордостью говорят: самая глубоководная лодка - наша, самая скоростная - наша, впервые в мире осуществившая ракетный пуск из-под арктического льда - тоже наша. Здесь действительно все, начиная с первого подводного атомохода, делалось впервые. Сегодня знаменитая "К-3" , отслужив свой срок, стоит в одном из заводских цехов. Разрезать ее на металл ни у кого рука не поднимается. Лодке скоро 50. Почти полвека назад начиналась и эпопея атомного подводного судостроения. Побывавший в эти дни на лодке главнокомандующий ВМФ Владимир Масорин считает, что она должна стать музеем. Конечно, для этого нужны большие деньги, их надо искать. Но будет неправильно, несправедливо, если мы пустим первую подводную лодку на иголки, говорит адмирал.

Генеральный директор Севмашпредприятия Владимир Пастухов рассказывает, что за 65-летнюю историю с заводских стапелей сошли 33 дизельных, 128 атомных подлодок - это целая глава в вековой истории подводного отечественного флота. Недаром Северодвинск получил статус Государственного Российского центра атомного судостроения. Именно здесь за несколько десятилетий был создан ракетно-ядерный щит страны, мощнейший подводный флот, благодаря которому "холодная" война не превратилась в горячую и который сегодня является силами сдерживания, чтобы никто не помешал нам жить и трудиться.

Александр Беляев, мэр Северодвинска, убежден, что на таких городах держится Отечество. Как Севастополь в XVIII столетии своим рождением был обязан флоту российскому, так и Северодвинск, где сегодня насчитывается 240 тысяч жителей, начинался с судостроительного завода (над его проектом работали известные московские архитекторы братья Веснины). Разделить город и его головные предприятия, Севмаш, "Звездочку" невозможно. Все жители называют себя корабелами. И те, кто трудится в закрытых от сторонних глаз цехах и лабораториях, и те, кто работает в совершенно иных мирных областях. И молодежь, и ветераны. Юбилей подводного флота - их общий праздник.

Мы, приехав в Северодвинск, почувствовали сразу его атмосферу. В эти дни всюду проходили встречи подводников и корабелов, чествовали ветеранов, судостроителей и моряков, десятки лет отдавших кораблям, флоту, морю. К юбилею был приурочен международный фестиваль морских фильмов "Мы -из подплава" , в церемонии его закрытия принимала участие московская делегация. В городском краеведческом музее открылась выставка, посвященная развитию города и его предприятий.

... Несмотря на воскресенье, на всех ярусах стапельного цеха было полно рабочих. Уж не знаю, можно ли было что-нибудь увидеть с верхних, терявшихся в бесконечной высоте "этажей" , но уверена: такие минуты, как рождение нового корабля или проводы его из заводских цехов, являются не просто рабочими моментами, но и частью жизни для тех, кто проектировал, строил, доводил до ума каждый миллиметр, каждый винтик этого гигантского механизма, где соединены и достижения науки, и новейшие технологии, и современная конструкторская мысль, и высочайшее рабочее мастерство. И для генерального конструктора почти всех построенных на Севмаше АПЛ академика Сергея Ковалева, - он выходил в море на испытания всех своих кораблях. И для сварщиков Виктора Жиденко и Владимира Крючкова - им было доверено укрепить памятную доску на основном звене так называемого прочного корпуса субмарины, и для шефов предприятия, которые прилетели в Северодвинск, чтобы присутствовать при закладке атомохода. Академик Игорь Спасский, генеральный конструктор ЦКБ МТ "Рубин" , где разрабатывались и разрабатываются проекты самых современных подлодок, сказал мне: "Закладка каждого нового корабля - это и еще возможность оглянуться на пройденный путь. И чем больше будет таких событий, тем лучше. За последнее время это уже третий "князь".

А "князья" , спроектированные на "Рубине" , понесут на себе и самое современное вооружение, для них предназначен новый ракетный комплекс с межконтинентальной твердотопливной баллистической ракетой "Булава".

Первым из этой могучей дружины уже в конце этого года с заводского стапеля предстоит сойти "Юрию Долгорукому".

У москвичей к нему отношение особое. Лодка была заложена десять лет назад, когда севмашевцы, да и весь город оказались в тяжелейшем положении. Отсутствовало финансирование, госзаказ сократился до 10 процентов. Были разорваны кооперативные связи. Предприятия-смежники оказались вне российских границ, оборонка и в России находилась на грани развала. Уникальный многопрофильный производственный комплекс, располагающий самыми крупными в России стапелями и крытыми эллингами общей площадью в 100 тысяч квадратных метров, оснащенный современнейшим оборудованием, мог быть погребен конверсией оборонки.

"Юрий Долгорукий" стал в то время на Севмаше единственным вновь заложенным кораблем. Москва взяла шефство над строительством, протянула руку помощи корабелам, подписав договор с предприятием и ЦКБ МТ "Рубин".

Москва пришла на помощь заводчанам и в решении социальных вопросов. Столица помогает в приобретении лекарств для лечебно-профилактических детских дошкольных учреждений и школ. У севмашевцев появилась возможность приобрести новое, в том числе реанимационное оборудование для северодвинской городской детской больницы. Новая диагностическая аппаратура помогает своевременно, на ранней стадии выявлять заболевания у детей и подростков.

Традиционно дети северодвинских корабелов приезжают в Москву на новогодние елки, а у себя в дни весенних каникул принимают московских ребят, которые могут видеть, как строятся самые мощные подводные корабли.

- Как десять лет назад, - сказал возглавлявший московскую делегацию член Совета Федерации РФ, представитель правительства Москвы в Совете Федерации Олег Толкачев, который по поручению мэра столицы занимается работой по организации шефской помощи флоту, -мы были с предприятием, точно так же будет и дальше. Москва сделает все, чтобы поддержать флот, поддержать корабли.

Интервью на борту

Главнокомандующий ВМФ Владимир Масорин, на самолете которого московская делегация возвращалась в Москву, не скрывал своих эмоций, когда речь снова зашла о "Владимире Мономахе".

- Мне иногда говорят: "Вот вы закладываете лодку, а что думает по этому поводку какой-нибудь мужик на кухне?" А я думаю, и мужик на кухне, и любой нормальный человек радуется, когда мы это делаем. Мы хотим, чтобы и наши недруги знали, что мы их строим, пусть еще не такие, как хотелось бы. Я был на иностранной подводной лодке, она вся сверкает, как "Мерседес". А наша пахнет дизельным топливом, еще чем-то. Но зато, когда на нее смотришь, дрожь охватывает. И это оружие, которое создают корабелы, оно не для войны, оно против войны.

- Знаменательно, - сказал Владимир Васильевич, - что "Владимир Мономах" уже серийная лодка. Это значит, в кораблестроении достигается нормальный непрерывный процесс. И в последующем мы продолжим закладывать подобные лодки с минимальным интервалом, чтобы в 2008 году они стали пополнять боевой состав флота и к 2010-му стали основной ядерной силой ВМФ. Закладка и надводных, и подводных кораблей определена государственной программой и государственным оборонным заказом. В ближайшие пять лет нам будет трудно. Сейчас достраиваются в основном головные корабли, а они требуют большего финансирования и большего внимания. Вот и "Юрий Долгорукий" будет отрабатываться по специальной программе, чтобы все сделанные замечания учесть при строительстве новых кораблей этой серии. Следующую лодку планируется заложить на Севмаше в будущем году.

Мы улетели из Северодвинска, не увидев, к сожалению, как вечером многоцветными красками озарилось небо над заснеженной площадью Победы, а лазерные лучи рисовали в нем очертания гигантских, словно поднявшихся из глубин океана субмарин. Хотя, если сказать честно, никакие краски не смогли бы заслонить главное событие дня.