ЖДИТЕ ПИСЕМ ОТ "ТАТЬЯНЫ

30.01.2005

Источник: Московская правда,Виола ЕГИКОВА

Мы стали привыкать, к сожалению, что космические новости в последние годы в меньшей степени связаны с нашей страной. Не потому, разумеется, что оскудела она светлыми головами и умелыми руками. Просто современной науке требуются все более сложные инструменты для исследований, а с этим у нас непросто. Тем значимее событие, которое произошло в канун 250-летия Московского университета: МГУ запустил с космодрома в Плесецке в космос собственный спутник.
Назвали его "Татьяна" в честь святой покровительницы первого российского вуза, а разработали и сконструировали научную аппаратуру, предложили специальную программу ученые, преподаватели и студенты Московского университета. Спутник уникальный: это первый российский сверхмалый космический аппарат, его вес - всего около 25 килограммов. Создание малых спутников, говорят специалисты, - магистральный путь развития космонавтики. Символично, что в нашей стране этот шаг сделали в МГУ, где в свое время разрабатывалась аппаратура первого искусственного спутника Земли. А какова роль "Татьяны"?
Помимо образовательной программы, ему поручено решение ряда важнейших научных задач, связанных, в частности, с исследованием магнитного пояса Земли, солнечно-земных связей, выбросов солнечной энергии, изучением других физических процессов в околоземном пространстве. Рассказывая об этом проекте, ректор МГУ, академик Виктор Садовничий говорит, что любая информация, поступающая со спутника, будет выставляться в Интернете и окажется доступной всем научным центрам. Для обработки этой информации в МГУ создан собственный наземный Центр управления работой спутника. Ученые рассчитывают, что "Татьяна" проработает в космосе не менее трех лет.
Еще один российский научный центр недавно поделился с журналистами своими успехами: в Институте космических исследований Российской академии наук (ИКИ РАН) подвели итоги года работы своей аппаратуры на космической исследовательской станции "Марс-Экспресс". Этот аппарат Европейского космического агентства выведен на орбиту "красной планеты" в декабре 2003-го, а с января 2004-го приступили к своим основным обязанностям установленные на нем исследовательские приборы. В их разработке участвовали несколько европейских стран, в том числе Россия, прежде всего - ИКИ РАН. Предложенные учеными института приборы помогли сделать наиболее сенсационные открытия на Марсе, недаром авторитетный в научном мире журнал Science выделил результаты работы экспедиции "Марс-Экспресс" в числе самых главных достижений минувшего года.
В 2001 году уникальный прибор "ХЕНД", созданный в Институте космических исследований РАН и установленный на американской межпланетной лаборатории "Марс-Одиссей", обнаружил в недрах "красной планеты" лед. Нынче же новые приборы ИКИ помогли найти водяной пар уже на поверхности Марса, что вкупе с другими открытиями позволяет говорить о возможности каких-либо форм жизни на этой планете.
Кстати, это открытие помогло сделать выводы и о процессах, происходящих на Земле. Дело в том, что в ходе экспедиции "Марс-Экспресс" удалось доказать: атмосферу Марса заслоняет от жесткого космического излучения пусть слабый, но все же защитный озоновый слой, а российский спектрометр СПИКАМ (также детище ИКИ) помог доказать, что этот озоновый слой разрушается под воздействием водяного пара. Но то же самое происходит на Земле! Ей также угрожает опасность, ибо глобальное потепление приводит к увеличению концентрации водяного пара в верхних слоях земной атмосферы!
Если не будет надежной преграды ультрафиолетовому излучению, это грозит гибелью всему живому, но есть и другая сторона наших отношений с Солнцем: его лучи необходимы для поддержания жизни. Но, как выясняется, год от года нашей планете достается все меньше солнечного света, причем глобальное потепление и тут действует не в нашу пользу.
Первым обратил внимание на эту проблему израильский ученый Джерри Стэнхилл, который внимательно изучил данные о количестве солнечных лучей, пришедшихся на долю его страны с середины 1950-х. Оказалось, что за полвека их доля снизилась на 22 процента. Тогда Стэнхилл попросил подключиться к своей работе коллег из других стран, и полученная информация подтвердила картину. Правда, Солнце дарует свои лучи планете неодинаково - кому-то больше, кому-то меньше: США, например, за минувшие полвека стало доставаться на 10 процентов меньше солнечного света, странам бывшего СССР -на 30, Великобритании - на 16 процентов. В среднем же Земля недополучает около 2 процентов солнечных лучей, если сравнивать начало нашего века с серединой минувшего.
Эту ситуацию ученые объясняют загрязнением атмосферы, вызванным выбросами в окружающую среду, они становятся преградой на пути солнечного света. К такому же выводу пришли недавно австралийские исследователи. С их точки зрения, загрязнение атмосферы меняет вдобавок и отражательную способность облаков. Парниковый эффект способствует образованию большого числа водяного пара, и это обилие капелек воды в стратосфере приводит к отражению солнечного света, а потому до Земли он доходит все в меньшем количестве.
Таким образом, космические исследования, в том числе изучение солнечно-земных связей, чем, в частности, будет заниматься ближайшие три года "Татьяна", крайне важны для нашей планеты. Тем обиднее события, разворачивающиеся вокруг легендарного американского космического телескопа "Хаббл". На его счету множество удивительных открытий, телескоп успешно отработал положенный срок и даже перевыполнил его. Ученые считают, что аппарат еще может послужить науке. Но, как сообщает Американское космическое агентство (НАСА), представленный им бюджет для поддержания аппаратуры "Хаббла", не принят Белым домом. "НАСА" предложено составить новые расчеты, необходимые для перевода телескопа на безопасную орбиту, дабы впоследствии затопить аппарат в Тихом океане.
Судя по всему, "Хаббл" в недалеком будущем разделит судьбу "Мира". Невзирая на былые заслуги.