АКАДЕМИК РАН, СЕКРЕТАРЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ ЕВГЕНИЙ ВЕЛИХОВ: "НАЧАЛЬНИКА У НАС НЕТ"

06.04.2006

Источник: Известия, Георгий Ильичев

Общественная палата сумела занять заметное место в информационном пространстве

За два с небольшим месяца после своего первого официального заседания Общественная палата (ОП) сумела занять заметное место в информационном пространстве: почти не проходит дня, чтобы ее члены или целые комиссии не делали громких заявлений по самым острым проблемам, волнующим страну: от дела рядового Сычева до карикатурного скандала и бесчинств скинхедов. Но что новая организация может предложить россиянам, кроме морального осуждения людей, отравляющих нашу жизнь? Об этом и о том, какую роль в решении общественных проблем может сыграть сегодня наука, известный ученый, физик-ядерщик и секретарь ОП Евгений Велихов рассказал обозревателю "Известий" Георгию Ильичеву.

"Мы не собираемся отделываться только заявлениями"

ИЗВЕСТИЯ: Уважаемый Евгений Павлович! "Выстраивание отношений между властью и обществом - одна из основных задач нашей палаты" - это ваши слова. А как это выстраивание выглядит на практике?

ЕВГЕНИЙ ВЕЛИХОВ: Возьмите проблему национализма и нетерпимости. Мы не собираемся отделываться только заявлениями. Мы считаем, что для снижения в стране градуса взаимной неприязни необходимы конкретные действия правительства, силовых ведомств, средств массовой информации, религиозных лидеров. Нужно перестроить систему воспитания, оказывать на людей определенное культурное воздействие, чтобы максимально нейтрализовать факторы, порождающие национализм. Председатель комиссии ОП по толерантности Валерий Тишков рассчитывает, что где-то в середине апреля мы рассмотрим уже фактически готовую программу действий в этой области, которую предложим обществу и правительству.

ИЗВЕСТИЯ: Помните, на первом заседании ОП президент Путин предположил, что чиновники вряд ли встретят вас с распростертыми объятиями. Эти опасения оправдываются?

ВЕЛИХОВ: Я думаю, что Владимир Владимирович сказал это для того, чтобы у нас не возникало желания найти себе врага в лице чиновников и воевать с ними всеми силами гражданского общества. Тем более что со стороны бюрократии мы столкнулись с активным стремлением к сотрудничеству с нами.

ИЗВЕСТИЯ: Можете назвать хотя бы одного представителя власти, который искренне заинтересован в том, чтобы сотрудничать с ОП?

ВЕЛИХОВ: Да их много, начиная с министра природных ресурсов Юрия Трутнева, у которого сейчас большие трудности с прохождением через Госдуму "Закона о недрах". Такое же взаимопонимание мы нашли в случаях с Водным и Лесным кодексами и многими другими законопроектами: разрабатывавшие их чиновники заинтересованы в экспертном мнении членов ОП.

"Бюджет у нас пока довольно липовый"

ИЗВЕСТИЯ: Вы удовлетворены тем, что сделала ОП за эти два месяца или ожидали от коллег большего?

ВЕЛИХОВ: Общественная палата действительно заработала. Ее члены приступили к экспертизе законопроектов, мы установили и международные связи, и - самое главное - внутренние. С Думой в принципе обо всем договорились, начались первые контакты с Советом федерации, только встречи с правительством пока не было, но мы сначала должны серьезно к ней подготовиться. Правда, бюджет у нас довольно липовый и ряд организационных вопросов мы еще не решили.

ИЗВЕСТИЯ: Каких, например?

ВЕЛИХОВ: Например, все 126 членов палаты имеют равные права. Аппарат же привык группироваться вокруг начальника, чтобы, как любил говорить академик Герш Буткер, остальные наблюдали только его, аппарата, филейную часть. У нас же никакого начальника нет, и это сделано не зря (я являюсь секретарем, который лишь координирует работу). Думаю, никакой аппарат в российской действительности к работе в таких условиях, когда начальник - каждый, не готов, он не может сразу перейти к демократии. Так что необходимо какое-то время для перестройки аппарата, но, я надеюсь, у нас получится.

ИЗВЕСТИЯ: Зачем вы вообще взвалили на себя эту ношу - создание абсолютно новой организации?

ВЕЛИХОВ: У меня есть только одна цель: максимально полно решить задачу, которая была поставлена президентом. Исходя из своего жизненного опыта, я могу заключить, что задатки для этого у меня есть. Мы должны максимально полно вовлечь граждан в принятие государственных решений. К сожалению, за советские годы в значительной степени было вытравлено умение людей опираться на свои силы, самоорганизовываться, отвечать за себя.

ИЗВЕСТИЯ: Большая часть вашей жизни пришлась как раз на советские годы. Какое время вам больше по душе: то или нынешнее?

ВЕЛИХОВ: Сегодня моя жизнь полностью гармонична, она не раздвоена. Раньше приходилось говорить одно, думать другое, а делать третье. Советский период - пусть в нем было и много хорошего, но по существу "научный социализм оказался продолжением крепостного права". Эта формула принадлежит выдающемуся историку Михаилу Ростовцеву, который в 1918 году был вынужден покинуть родину. Коммунистический проект - это тяжелая история для всего человечества, а для нашей страны - тем более.

"Человечество рискует сильно оторваться от реальности"

ИЗВЕСТИЯ: Многие выдающиеся ученые XX столетия, в том числе и ваши коллеги-физики, были людьми верующими. А во что верите вы?

ВЕЛИХОВ: Я верю, что занятие наукой приводит к познанию некой истины, которая объединяет людей. Религиозный способ познания, в конечном счете, все-таки разъединяет человечество, потому что истина у разных религий - разная. Наука же объединяет всех.

ИЗВЕСТИЯ: В последние десятилетия в нашей стране (да и в мире) получили массовое распространение несовместимые с современными научными представлениями явления: мистические практики, астрология или, к примеру, "альтернативная" история академика Анатолия Фоменко. Получается, наука уступает место суевериям?

ВЕЛИХОВ: Сегодня мы все больше верим в мифы, чем в науку, и, если процесс мифологизации жизни продолжится нынешними темпами, человечество рискует сильно оторваться от реальности. То, что вы назвали, - отдельные элементы глобального процесса. Такое бывало. Помните, когда жгли ведьм? Тогда люди тоже в значительной степени утратили контакт с реальностью - кострами полыхала вся Европа. В 1980-е годы, когда СССР и США вот-вот собирались благополучно покончить друг с другом и заодно со всем миром, ученые создали специальный фонд "За выживание и развитие человечества". Но "холодная война" кончилась, и про него все забыли. Сегодня пора его воссоздать, потому что даже глобальная угроза терроризма не идет ни в какое сравнение с возможной потерей человечеством направления развития.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024