http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=4276a9b6-a8a3-449f-8ea8-8cc5d4969c12&print=1
© 2024 Российская академия наук

Обойдемся без кувалды

22.01.2010

Источник: Поиск, Надежда Волчкова



РАН поможет поставить модернизацию на фундаментальную основу

Одним из важных итогов прошедшего года стало создание при Президенте РФ Комиссии по модернизации экономики, которая определила и начала разрабатывать пять направлений технологического прорыва, которые будут поддержаны на федеральном уровне. Государственные академии наук не остались в стороне от этого процесса. На состоявшемся в конце декабря заседании Координационного совета Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 годы был поставлен вопрос о корректировке «пятилетнего плана» госакадемий с учетом обозначенных президентской комиссией задач. «Поиск» попросил заместителя главного учёного секретаря Президиума РАН, ответственного секретаря Координационного совета Владимира Иванова рассказать о том, как Российская академия наук собирается участвовать в модернизации экономики страны.

- Владимир Викторович, почему Академия наук решила «подогнать» свои планы под задачи модернизации?

- Ну, сильно подгонять планы под заявленные Президентом страны приоритеты технологического прорыва нам не пришлось. Дело в том, что эти приоритеты во многом совпадают с направлениями исследований, проводимых в РАН. Как известно, в структуре академии есть отделения, целенаправленно работающие в области энергетики, ядерных, космических, медицинских, стратегических информационных технологий. Задача состоит в том, чтобы усилить практический выход от этих исследований. Пути ее решения подробно обсуждались на совместном заседании Комиссии по модернизации, руководства РАН и Президиума Совета по науке при Президенте РФ. Там, в частности, академии предложили представить свои проекты по реализации приоритетов технологического прорыва. Эту работу провели специально созданные в РАН координационные советы, которые отобрали среди разработок академических ученых 169 проектов. Эти проекты позволяют системно решать проблемы в различных областях. Кроме конкретных разработок мы предложили добавить к пяти выбранным направлениям модернизации шестое - новые материалы. Без серьезного продвижения в этой тематике, на наш взгляд, невозможны инновационные прорывы в других областях.

- Означает ли факт обсуждения возможной переориентации программы фундаментальных исследований на решение актуальных практических задач, что предложенные академией проекты приняты к реализации?

- Предложения РАН были переданы в Комиссию по модернизации экономики при Президенте РФ. После этого в академии состоялась встреча с Министром экономического развития России Э.С. Набиуллиной, в ходе которой обсуждались, в частности, вопросы реализации наших проектов по направлению «Энергоэффективность и энергосбережение». Но что удивительно: конкретные проекты академии вызвали гораздо меньший резонанс, чем, например, 5 проектов футуролога М. Калашникова.

- Насколько готова академия скорректировать свою программу?

- Согласно проведенным нами оценкам, сегодня на обеспечение исследований по пяти приоритетным направлениям модернизации расходуется примерно 23% финансирования Программы фундаментальных исследований государственных академий наук. Определено, что эта цифра может быть увеличена примерно до 35% за счет переформатирования заданий внутри крупных тем.

- А почему бы не бросить больше сил на решение задач, которые государство считает злободневными?

- Эта цифра посчитана, исходя из условия, что не будут оголены другие направления государственной важности, по которым работают академические организации. Нельзя забывать, что Президентом РФ утверждены также 8 приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и в их рамках 34 критические технологии (сейчас проходит их очередная корректировка), Концепция-2020 (долгосрочного социально-экономического развития РФ), Стратегия национальной безопасности, Стратегия развития информационного общества, четыре национальных проекта. Реализация этих планов требует серьезного научного сопровождения, и Академия наук проводит необходимые исследования. При этом мы регулярно получаем пожелания от правительства активизировать работу в указанных областях.

Стоит отметить, что нацеленную на обеспечение интересов государства деятельность в сфере общественных и гуманитарных наук системно поддерживает только РАН. Так, в Южном научном центре РАН готовится к выпуску уже четвертый том Атласа социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России, в котором дается прогноз развития катаклизмов, сотрясающих кавказский регион. Недавно РГНФ и Академия наук подготовили сборник, в котором представлены результаты комплексного анализа кризисной ситуации в России и мире, выполненного наиболее квалифицированными исследовательскими коллективами страны. Отобранные на конкурсной основе 13 коллективов ученых сформулировали свои рекомендации по выводу России из кризиса. Большое место здесь занимают проблемы национальной безопасности.

- Как производится отбор проектов, которые будут реализованы в рамках программы модернизации экономики? Участвует ли в этом Академия наук?

- В настоящее время при Комиссии по модернизации экономики созданы экспертные группы с участием представителей РАН. Этим группам фактически предстоит сформулировать госзаказ на инновационные проекты, которые должны вывести экономику страны на новый уровень: сделать ее современной и конкурентоспособной. Это очень трудная и ответственная задача. Если мы говорим про технологический прорыв, нельзя сводить проблему только к получению выгоды «здесь и сейчас». Ставка должна быть сделана, прежде всего, на совершенно новые технические решения, которые обеспечат конкурентоспособность в будущем.

- А на что можно опираться, выбирая приоритеты?

- Например, на мировые тенденции технологического развития, или на результаты прогнозных исследований. Важно не забывать, что главная цель модернизации – повышение жизненного уровня населения. При этом, очевидно, что какие бы приоритеты ни выбирались, одномоментно выбиться в лидеры невозможно. Имеющийся потенциал надо наращивать плавно, без рывков и революционных преобразований. Необходимо принимать в расчет, что получение нового фундаментального результата и создание новой технологии требует времени, определяемого, в том числе, законами природы, которые нельзя обойти. Образно говоря, если вместо завертывания болтов ключом, мы начнем их забивать кувалдой, то сократим сроки изготовления изделия, но должного качества не получим.

Решая задачи модернизации, необходимо максимально использовать конкурентные преимущества страны. А к ним относятся не только углеводородные энергоносители, но и фундаментальная наука, основная часть которой сконцентрирована в государственных академиях наук. При разумном использовании ее возможностей процесс преодоления технологического отставания может быть существенно ускорен.

- Часто вопрос ставится так: нужны ли стране наработки отечественной науки? Почему не купить необходимые технологии за рубежом?

- Наш бизнес постоянно об этом говорит, но на практике почему-то отдает предпочтение закупкам готовой продукции, а не современных технологий. С заимствованием зарубежных разработок все не так просто. Идти только по этому пути – значит, обречь на умирание отечественную науку и образование. Кроме того, как показывает опыт, в том числе - отечественный, такой подход не позволяет решать проблемы комплексно и с расчетом на длительную перспективу. Можно вспомнить, что закупка Советским Союзом автомобильного завода в Италии снизила остроту насыщения внутреннего рынка, но не привела к развитию отечественного автопрома. Поэтому реализация предложенных направлений технологического прорыва должна привести не только к созданию новых образцов продукции, но и к развитию отечественного научно-технологического сектора и наукоемкой промышленности.