Арктический полевой сезон принес «Роснефти» новые уникальные открытия

22.10.2021

Источник: НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 22.10.2021, Татьяна Астафьева

Экспедиция компании добыла первый в истории керн в море Лаптевых

«Роснефть» завершила еще один полевой сезон по изучению севера. Он стал десятым - юбилейным для Арктического научного центра компании и одним из самых интересных по результатам работ. Были, например, добыты первые в Восточной Арктике образцы керна (ценного для геологии каменного материала), доказано наличие палеомерзлоты в море Лаптевых и получены наглядные доказательства глобального потепления.

Добыча доисторического «цемента»

«В прошлом году мы запустили беспрецедентный проект по стратегическому бурению в северных морях и взяли пробы керна на дне Карского моря, - рассказал директор департамента научно-технического развития и инноваций «Роснефти» Александр Пашали. - Была пробурена самая северная геологическая скважина - никем ранее такая работа не проводилась. Поэтому мы получили просто уникальную информацию, которая долгое время будет обсуждаться в научных и геологических кругах».

Один из образцов того самого уникального северного керна показали и журналистам. На взгляд дилетанта по цвету, тяжести и текстуре каменная порода похожа на выпиленный кусок цемента. Но она не так проста. Представленному образцу около 400 млн лет и его слои образовались еще до появления динозавров. «Тогда только появились первые насекомые, рыбы, растения, - пояснил журналистам заместитель исполнительного директора - директор по исследованиям и разработкам «Иннопрактики» Владимир Лакеев. - Если говорить о научных результатах, то сейчас эти образцы будут исследовать ученые и уже они сделают новые открытия. Окаменелостей рыб в них, конечно нет. Но есть образцы первой на земле пыльцы и рыбьей чешуйки. Вот они и интересны для науки». Кстати Лакеев рассказал, что специалист, который изучает окаменелую пыльцу - один на всю страну, также мало и тех, кто изучает останки рыб или другие доисторические элементы. Компания «Иннопрактика» передаст уникальный материал экспертам, работающим в Санкт-Петербурге для более детального изучения.

В 2021 году геологи работали в море Лаптевых в районе островов Котельный и Новая Сибирь. Больше месяца они собирали геологический материал и пробурили за это время 6 стратиграфических скважин, отобрали 415 метров керна. Работы проводились с бурового судна «Бавенит». Перед началом полевых работ его оснастили специальным инновационным оборудованием для более точного и качественного стратиграфического бурения. «И это очень пригодилось, потому что наши представления о регионе сильно уточнялись уже на самом месте, - поделился с журналистами Александр Пашали. - Нам приходится на ходу настраивать технику, “на скаку” менять точки бурения». Все осложнялось климатическими факторами - работать разрешалось только в те моменты когда сходил лед, была постоянная опасность столкновения с айсбергами.

Последние пробы грунта в этом сезоне геологи получили буквально на днях. Сейчас судно с образцами на борту по пути в Мурманск и в Москву керн доставят уже в ноябре. «Предварительные результаты экспедиции этого года мы сможем озвучить только в следующем году, а до этого нас ждет большая исследовательская работа», - сказал Александр Пашали. Правда одно из открытий озвучили уже сейчас. Геологам удалось подтвердить наличие палеомерзлоты на дне моря Лаптевых. О ее наличии в этой местности стали говорить в 2018 году. И все три года ученые спорили - она там есть или нет. Теперь интрига раскрыта и наличие палеомерзлоты, которая может осложнить добычу полезных ископаемых, доказано.

Где моржам хорошо там белому медведю не очень

Помимо геологических изысканий Арктический научный центр «Роснефти» занимается и изучением краснокнижных обитателей сурового края. И если раньше информацию об атлантическом подвиде моржа собирали попутно, то теперь ученые ежегодно обследуют земли Арктики, с целью провести подсчет этих животных и определить их условия жизни. За два полевых сезона ученые уже обследовали 40 островов и насчитали более 7000 особей. «Нам удалось выяснить, что по крайней мере на территории заказника «Земля Франца Иосифа» моржи чувствуют себя хорошо. Однако, если брать другие регионы, то там исследования пока не проводились и ситуация нам не известна», - поделилась данными наблюдений ведущий инженер института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН, начальник экспедиции Светлана Артемьева.

Однако, сейчас белым мишкам приходится не так хорошо . «В этом году на Земле Франца Иосифа и Новой Земле были замечены животные в истощенном состоянии, - добавила Артемьева. - Это прямое указание на то, что глобальное потепление реально». Исследователи отмечают, что основная пища белых медведей - тюлени, которые залегают на льдах. Если нет льда, то нет и еды. Экологи пытаются спрогнозировать, чем такое недоедание обернется для человека, который соседствует с белыми медведями. «Нам нужно понимать чего стоит ждать от самого крупного хищника на Земле», - сказал начальник отдела инновационных проектов на шельфе Арктического научного центра «Роснефти», кандидат биологических наук Артем Исаченко.

В «Роснефти» пояснили, что основная экологическая задача экспедиций – оценить текущее состояние арктических экосистем. «Нам важно понимать влияет человек на окружающую среду или не влияет, кто и как там живет. В идеале, влияние человека ощущаться не должно. Животные должны жить как жили.», - объяснил причину такого интереса к животному миру Арктики Александр Пашали.