2:0 В ПОЛЬЗУ МЕГАСАЙЕНС. ДЕНЬГИ НА РАЗВИТИЕ СО РАН СОБИРАЮТ ИЗ РАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ

26.04.2019

Источник: Поиск, 26.04.19 Ольга Колесова



Собрав на брифинг новосибирских журналистов в промежутке между общими собраниями СО РАН и РАН, вице-президент Российской академии наук, председатель Сибирского отделения академик Валентин Пармон заговорил о делах насущных - вопросах финансовых и имущественных. Прежде всего он напомнил, что 18 апреля исполнился год со дня выхода поручений президента, касающихся развития Сибирского отделения РАН и Новосибирского научного центра.

- Поручения выполнены - планы развития СО РАН и Новосибирского научного центра разработаны. Первый утвержден распоряжением Правительства РФ, второй (этот проект получил название «Академгородок 2.0») передан в администрацию президента, - сообщил глава СО РАН. И продолжил. - Но каковы ресурсы для реализации этих планов? Поручения президента вышли, когда уже были сверстаны бюджеты органов исполнительной власти. Поэтому в вышеупомянутых правительственных бумагах предусмотрено прямое финансирование только двух объектов. Один из них - Центр коллективного пользования (ЦКП) Сибирский кольцевой источник фотонов (СКИФ) из проекта «Академгородок 2.0». Масштаб вложений, обозначенный в рамках нацпроекта «Наука», - 37,1 миллиарда рублей, 500 миллионов из которых должно прийти уже в этом году. При своевременном поступлении средств первая очередь ЦКП будет запущена до 2024 года. Не только исследователям, но и Новосибирской области, и Сибирскому макрорегиону в целом есть прямой интерес от строительства СКИФа - основная часть заказов на необходимые материалы будет размещена в Сибири. Второй объект-мегасайенс, о продолжении финансирования которого объявило правительство, - Национальный гелиогеофизический комплекс РАН. Он предусматривает строительство вокруг Байкала мощных радиотелескопов. Главная задача Сибирского отделения - добиться, чтобы выстроенные крупные объекты научной инфраструктуры не хранились под полиэтиленовой пленкой, а сразу запускались в дело, - именно мы отвечаем за соответствующие программы фундаментальных исследований.

Заявить о себе

Поддержка остальных запланированных объектов научной инфраструктуры, сообщил глава СО РАН, будет производиться на конкурсной основе.

- Мы начали идти по камешкам: если проектная документация сделана по правилам, нас обязаны включить в Федеральную адресную инвестиционную программу: наличие соответствующих распоряжений и поручений дает определенные приоритеты, - подчеркнул Валентин Николаевич. - Сейчас идет подготовка бумаг с целью заявления в Федеральную адресную инвестиционную программу проектов развития научной инфраструктуры. Только «Академгородок 2.0.» предусматривает более 30 подобных проектов, 17 из них уже находятся на стадии подачи в Минэкономразвития, общая сумма необходимого финансирования - около 80 миллиардов рублей. Еще по 10 объектам инновационной инфраструктуры ведется активная работа с крупными компаниями - потенциальными инвесторами. В Академгородке открылось подразделение компании АФК «Система», «Газпром» разместил в Академпарке филиал головного научного центра ООО «ВНИИГАЗ». Создан консорциум институтов геологического профиля «Цифровое месторождение» для адресной работы с крупными нефтяными компаниями - уже подписано соглашение СО РАН с «Татнефтью».

Кроме того, проект «Академгородок 2.0» предусматривает строительство на территории Новосибирского научного центра более 60 объектов социальной и транспортной инфраструктуры, а также создание специальной структуры по управлению социально значимым имуществом, которое сейчас находится на балансе СО РАН.

В ожидании сити-менеджера

«Поиск» уже писал о непростой ситуации с федеральным имуществом, находящимся под управлением Сибирского отделения (см. «Сибирские ученые надеются на вмешательство свыше», «Поиск» №8 от 22.02.2019). Тогда у Минобр­науки возникла неожиданная для руководства СО РАН идея передать его целиком Сибирскому территориальному управлению Министерства высшего образования и науки.

- Идет волна не очень здорового обсуждения вопроса об имущественном комплексе, которым до сих пор абсолютно легитимно управляет Сибирское отделение, - прокомментировал академик В.Пармон. - Действительно, была бумага из Минобрнауки о передаче имущества в Управление материально-технического снабжения этого ведомства - абсолютно неподготовленную к такой нагрузке структуру. Сейчас мы ведем конструктивный диалог с министерством. Уже написали в правительство официальное письмо с просьбой забрать в казну более 130 непрофильных объектов, например, теплотрассы. Но мы не можем просто отдать то, что является основной ценностью Академгородка, - общежития, социальные, спортивные объекты, а также имущество, которое за счет доходов от аренды позволяет содержать весь комплекс в надлежащем состоянии. У нас сложилась сбалансированная система поддержки социально значимых объектов за счет внебюджетных средств. Передать эти объекты нужно тому, кто сможет ими управлять. Создание такой структуры - приоритетная задача плана «Академгородок 2.0». У Новосибирского научного центра должен появиться так называемый сити-менеджер - специальная организация, которая заботится о качестве жизни здесь.

Например, лесные массивы вокруг Академгородка - федеральное имущество, но они находятся в ужасающем состоянии. Мы проводили специальную сессию бюро президиума по вопросу защиты лесов и выяснили, что законы все-таки позволяют нам осуществлять на территории Академгородка определенную чистку леса, однако это мероприятие надо согласовывать с руководством области. Иначе доходит до курьезов: когда ректорат Новосибирского государственного университета решил почистить лес рядом со своими корпусами, приехала полиция, вызванная бдительными гражданами, заподозрившими несанкционированную рубку. Ясно, что простая передача лесов в казну может привести к их превращению в земельные участки под строительство. Поэтому Сибирское отделение вместе с правительством Новосибирской области и Министерством науки и высшего образования РФ пытается отработать систему управления Новосибирским научным центром в новом формате. Наиболее вероятный путь решения многих проблем - создание инновационного научно-технологического центра в соответствии с Федеральным законом №216. Недавно в России был реализован первый такой проект - Научно-технологическая долина МГУ.

Глобально и регионально

В правительственном распоряжении планы развития СО РАН увязаны с приоритетами регионов СФО, и это стало залогом сплоченной совместной работы. Для координации действий Сибирское отделение даже вступило в Межрегиональную ассоциацию «Сибирское соглашение»:

- Мы проводим регулярные селекторные совещания с руководителями регионов в аппарате полномочного представителя президента в СФО Сергея Меняйло. Все заинтересованы в том, чтобы скорее началась реализация проектов. Такого давно не было, - с гордостью отмечает председатель СО РАН. - Правительство Новосибирской области даже реформировало свою структуру под реализацию плана «Академгородок 2.0» - введена должность профильного вице-губернатора. И неудивительно, регионов с такой плотностью исследователей - 600 человек на 1 км2 - в России больше нет. Проект «Академгородок 2.0» предполагает решение болезненных для научного центра вопросов, связанных с транспортной инфраструктурой, модернизацией сети дорог, организацией парковок. Еще одно приоритетное направление - строительство доступного арендного жилья (общежитий), чтобы обеспечить комфортные условия жизни для молодых научных кадров.

Не меньшее понимание находим и у руководства других сибирских регионов. Так, глава Республики Бурятия Алексей Цыденов приезжал недавно для участия в заседании совета СО РАН по проблемам озера Байкал. Было принято решение поручить СО РАН создать рабочую группу для анализа лучших технологий водоочистки, которые следует применять на Байкале, и предложить научно обоснованные коррекции в приказ №63 по нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в сточных водах.

 



Подразделы

Объявления

©РАН 2024