http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=52fe437d-6d6e-47aa-8216-6c05d0332883&print=1
© 2024 Российская академия наук

БИОЛОГИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ - РЕАЛЬНОСТЬ XXI ВЕКА

26.11.2005

Источник: Труд, Сухая Светлана

За последние 30 лет человечество столкнулось с 40 ранее не известными опасными инфекциями

К этому добавляется растущий риск использования рукотворного биологического оружия. Как нам выжить, что противопоставить новым угрозам? Наш собеседник - академик РАН и РАМН Михаил ПАЛЬЦЕВ.

- Михаил Александрович, на недавней международной конференции “Молекулярная медицина и биобезопасность” прозвучали две парадоксальные мысли. Первая: “Сегодня главный биотеррорист - это природа”. Вторая - в юморе: “Над чем бы ни работал ученый, в результате всегда получается оружие”. Вы согласны?

- Конечно, это не научные формулировки, а скорее образные выражения, но я с ними вполне согласен. Первая мысль - констатация факта: количество “естественных” вспышек болезней, которые в последние годы были вызваны новыми или возвратившимися возбудителями, несравнимо больше, чем число вспышек, порожденных умышленными действиями биотеррористов. Поэтому можно смело утверждать: природные инфекции занимают первое место среди источников биологической опасности для человека. Всемирная организация здравоохранения считает инфекционные болезни второй ведущей причиной смертности и первой причиной преждевременной смертности в мире.

- Понятие “инфекции” объединяет сотни возбудителей заболеваний. Какие из них, на ваш взгляд, наиболее опасны?

- Самых больших угроз несколько. Первая: новые инфекции, вызываемые ранее неизвестными патогенами. В течение последних 30 лет человечество столкнулось с 40 новыми опасными инфекциями. Самый яркий пример - вирус ВИЧ-СПИДа. Вторая: микроорганизмы, которые преодолевают межвидовые барьеры. Сегодня весь мир с тревогой говорит о грядущей пандемии гриппа именно в связи с тем, что один из подтипов вируса “птичьего гриппа” быстро мутирует, уже умеет заражать людей и может приобрести способность передаваться от человека человеку (пока люди заражаются только от птиц).

Кстати, в последнее время появилось много публикаций, где высказывается предположение, будто ВИЧ появился в результате разработки живой вакцины от полиомиелита. По мнению одного из английских ученых, клетки обезьян, которые использовали при создании вакцины, содержали аналог вируса иммунодефицита человека. Вместе с вакциной он попал в организм человека, видоизменился - и человечество столкнулось с проблемой СПИДа. Проще говоря, обезьяний вирус стал человеческим и уже погубил миллионы жизней. Пока это только гипотеза, но она очень похожа на правду.

Третья угроза: возвращающиеся инфекции. Нам казалось, что мы с помощью вакцинации почти одолели некоторые тяжелые болезни. А сегодня во многих странах снова происходят эпидемии коклюша, дифтерии, полиомиелита и кори. Наконец, еще одна тяжелейшая проблема - появление резистентных, то есть устойчивых к лекарствам, возбудителей болезней. В частности, в России весьма распространен устойчивый туберкулез, который не поддается лечению четырьмя основными препаратами. Для борьбы с ним нужны так называемые антибиотики резерва - крайне сложные и дорогие лекарства.

- Теперь давайте вернемся к ученым, которые, как выяснилось, весьма успешно плодят все новые биологические угрозы.

- Действительно, то, что происходит в современной биологии, весьма созвучно горькой иронии Курта Воннегута, который когда-то сказал: “Все, что ни придумают ученые, годится для войны”. Речь не только о прямых военных действиях, но и о любом применении биологических технологий во вред человеку. В число принципиально новых угроз входят генетическая и клеточная инженерия, возможность клонирования живых организмов и даже человека, использование биологических средств в террористических и военных целях. Действие вредоносных биологических агентов, сконструированных в лабораторных условиях, может быть разрушительнее любой болезни, известной человеку. Особенно опасно то, что биотехнологии относительно просты и дешевы. “Кустарь-одиночка” не сможет изготовить ядерную бомбу или отравляющее химическое вещество, а вырастить болезнетворную культуру вполне способен даже студент старших курсов биологического факультета.

- Среди основных угроз вы назвали и клеточную инженерию. Сейчас возникает много спекуляций вокруг применения для лечения и омоложения стволовых клеток. Эти вопросы тоже относятся к проблемам биологической безопасности?

- Безусловно, причем в данный момент это одна из самых актуальных проблем. В России получило недопустимо широкое распространение использование в клиниках и косметических салонах клеточного материала, который не был должным образом протестирован. Недобросовестные люди пользуются тем, что этот вопрос законодательно не отрегулирован. Но можно определенно сказать: на сегодня в России официально разрешено только создавать банки стволовых клеток, полученных из пуповинной крови. В будущем сеть таких банков поможет лечить многие болезни. Вся остальная деятельность незаконна, иногда она откровенно криминальна. Например, из достоверных источников мы получили информацию, что в некоторых салонах красоты под видом стволовых клеток для омолаживающих инъекций используют икру рыб. Это вполне можно назвать биологическим преступлением. В начале 2006-го в Думе должны состояться парламентские слушания по поводу клеточных технологий. Надеюсь, что скоро у нас появится закон, жестко регулирующий эту сферу деятельности.

- Михаил Александрович, страшноватая картина у нас получается: смертельные биологические угрозы возникают все чаще. Они исходят и от самой природы, и от человека - злого, жадного или неразумного. Что можно противопоставить этим напастям?

- Разум, знания и волю человека. Состояние науки в России, в том числе и в области биотехнологий, я считаю уникальным. Фундаментальная наука находится практически на том же уровне, что и в развитых странах Запада. Сейчас мы видим буквально взрыв интереса ученых к достижениям и возможностям биологических технологий. Но при этом реализация этих разработок сегодня в загоне. Я бы даже сказал, что Россия потеряла современную биотехнологическую промышленность. Лет 20 назад наша страна была в числе мировых лидеров этого направления, сейчас мы отстаем лет на 15. Такая ситуация может сделать нас беззащитными перед новыми угрозами. Между тем в мире прекрасно осознают серьезность этих проблем. По данным аналитиков США, сегодня как минимум 13 государств имеют военные биологические программы. США, а также Китай, Индия и Великобритания уже создали специальные программы противодействия угрозам биотерроризма. По данным экспертов, полномасштабные биологические программы, где есть и открытые, и засекреченные разделы, имеют Китай, Иран, Северная Корея, а также, вероятно, Израиль, Сирия, Ливия, Пакистан и некоторые другие страны.

Есть надежда, что и в нашей стране произойдут перемены. Сейчас создается федеральная целевая программа по проблемам биологической безопасности. В ней участвуют многие институты и предприятия. Конечно, это дорого, это вопрос сотен миллионов рублей. Но ведь это окупаемые деньги! Речь идет не только о защите от биологических угроз, эти технологии могут обеспечить и питание, и качественно новые лекарства (в том числе и от рака), и, конечно, вакцины, о которых сегодня так много говорят в связи с “птичьим гриппом”.

- Наш разговор снова вернулся к тому, с чего начался: нам надо защищаться не только от террористов, но и от самой природы. Как вам кажется, почему именно сейчас инфекции так яростно атакуют человека? Что это - часть процесса эволюции, месть природы за слишком грубое вторжение в окружающую среду?

- Все просто. Это естественные процессы, происходящие в живом мире, но нам они не всегда понятны. Например, многие новые инфекции, конечно, существовали и раньше, но мы о них не знали. Представьте, по статистике человеку известны только 10 процентов всех вирусов. С одной стороны, увеличивается объем наших знаний. Но с другой - надо учитывать: природа реагирует на активную деятельность человека. Чего мы, ученые, боимся больше всего? Происходит некий генетический дрейф, возбудители инфекций меняются под влиянием человека. Сами природные процессы более или менее изучены, но вот результат их сочетания с деятельностью человека может быть совершенно непредсказуемым. Главная опасность - именно этот элемент непредсказуемости. Значит, мы должны максимально тщательно просчитывать последствия любого своего вторжения в окружающую среду. Иначе природа действительно будет мстить нам за небрежное к ней отношение.