СЕРГЕЙ КАРАБАШЕВ: С ФОРМАЛЬНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ «НАУЧНАЯ СТРАТЕГИЯ», КОНЕЧНО ЖЕ, БУДЕТ РЕАЛИЗОВАНА

07.12.2005

Источник: Sciencerf, Татьяна БАРХАТОВА

С формальной точки зрения «Научная Стратегия», конечно же, будет реализована

Сергей Генрикович, 15 декабря на заседании правительства планируется обсуждение доработанной «Стратегия РФ в области развития науки и инноваций на период до 2010 г.». Политика в научно-технической сфере такова, что если не принять срочных мер, процесс может стать необратимым.

Как Вы считаете, какова будет судьба документа в случае его принятия?

Будет ли активным противодействие принятию и реализации Стратегии со стороны других министерств, РАН, ученых?

Я предполагаю, что в любом случае та стратегия, которую продвигает Минобрнауки, встретит сопротивление со стороны академии, независимо от того, что в ней будет написано, просто потому что она не РАН-овская. Это во-первых. Во-вторых, РАН – это не Министерство, и там у каждого свое мнение. Какая-то часть Академии наук возьмет под козырек, а какая-то часть будет активно бороться.

Со стороны сообщества ученых будет много возражений просто из-за негативного отношения к руководству Министерства. Там много людей, которым все равно, что предлагают, важно, что это идет от Министерства. Есть некое количество профессиональных критиков, которые всегда будут против. И, естественно, в любой концепции можно найти слабые места, можно надергать отдельно каких-то фраз и базировать критику на них.

Касательно самой концепции, нужно понимать, что это документ в основном для внутреннего пользования, а не программный документ для научного сообщества. Его основная цель - обеспечить Министерству контроль за распределением возможно большего количества денежных средств при минимуме ответственности за последствия. Кроме того, она должна быть составлена так, чтобы не дать возможности «противникам» критиковать ее по существу. С этой точки зрения концепция сделана в лучших традициях (без иронии) бюрократического искусства: освещает действительно все аспекты развития науки и инноваций, правильно определяет, что нужно улучшить и углубить, она хорошо структурирована, содержит оптимум конкретики (вроде бы и есть, но любые положения имеют несколько трактовок), цифры и прогнозы выглядят логично и обещают «голубые дали», но только в конце пути и с оговорками на трудно прогнозируемые риски и т.д.

Со стороны других министерств концепция может встретить сопротивление, если возникнет угроза их влиянию в связи с ее реализацией.

С формальной точки зрения стратегия в представленном виде, конечно же, будет реализована, тем более, что большинство индикаторов носят заведомо качественный характер. А вот произойдет ли действительное улучшение ситуации в научной и инновационной сфере страны – зависит от политической воли и конкретных действий правительства, научного сообщества и отечественной промышленности.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024