Высшее становится шире

29.09.2021

Источник: КОММЕРСАНТЪ, , Анна Васильева



Минобрнауки планирует оплачивать обучение студентов сразу в нескольких вузах

В 2022 году Минобрнауки начнет эксперимент по развитию межвузовской мобильности. Студенты одного университета смогут прослушать часть дисциплин или модулей в другом и даже сдать там экзамены. Для этого Минобрнауки подготовит систему сертификатов, которые позволят оплатить вузам обучение «чужих» студентов. Другой тип сертификатов предусмотрен для олимпиадников — с их помощью они смогут поступить в любой вуз вне зависимости от наличия в нем достаточного количества бюджетных мест.

Развернуть на весь экран

“Ъ” выяснил подробности эксперимента Минобрнауки по внедрению образовательных сертификатов на обучение в вузах. Он пройдет с 2022 по 2024 год. В этот период предполагается ввести два типа сертификатов.

Первый — для победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, а также членов сборных РФ, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.

Сейчас они имеют право на приоритетное зачисление в вуз — без сдачи экзаменов по тем специальностям и направлениям, которые соответствуют профилю олимпиады. «Однако в ведущих вузах в некоторых случаях складывается ситуация, когда бюджетных мест меньше, чем победителей и призеров, желающих поступить на обучение по конкретному направлению подготовки или специальности,— объяснили “Ъ” в Минобрнауки.— При этом в законе "Об образовании" установлено, что право на прием без вступительных испытаний используется однократно — для подачи заявления о приеме в один вуз на одну образовательную программу». Эксперимент с сертификатами позволит зачислять таких абитуриентов сверх контрольных цифр приема. Однако они все равно должны выбрать именно то направление, которое соответствует профилю олимпиады.

Второй тип сертификатов предусмотрен для студентов, которые поступят на образовательные программы «с элементами академической мобильности».

Речь идет о вузах, которые ведут обучение в рамках сетевого договора с другими университетами. Студенты смогут освоить в вузе-партнере отдельные дисциплины или модули в рамках общего учебного плана. Но при этом им нельзя будет выбрать дисциплины, не предусмотренные «основной» образовательной программой.

«Сертификаты помогут производить взаиморасчеты вузам, которые реализуют образовательную программу совместно в сетевой форме»,— пояснили в Минобрнауки. Номинал сертификатов будет различаться в зависимости от выбранной специализации и вуза. Сейчас вузы финансируются по нормативно-душевому принципу — они получают из бюджета деньги в зависимости от количества студентов и самого направления подготовки. Так, в 2021 году стоимость платного обучения на журналиста в МГИМО составила 610 тыс. руб. в год. Аналогичный факультет МГУ установил цену в 391 тыс. руб.

Студенты смогут сдавать зачеты и экзамены в «братском» вузе. Результаты такой аттестации не будут требовать повторного подтверждения в основном вузе. Но в некоторых случаях университеты смогут принимать экзамены совместно. При этом эксперимент не предусматривает второго диплома, заявили “Ъ” в Минобрнауки. Диплом о высшем образовании будет выдаваться основным вузом, а второй выдаст лишь справку об освоении части образовательной программы.

Основная цель программы сертификатов — повышение качества высшего образования, говорят в ведомстве: «Эксперимент позволит поддержать талантливых поступающих — победителей и призеров, предоставив им возможность выбора вуза».

Кроме того, возможность получить образование с использованием ресурсов нескольких вузов повысит конкурентоспособность университетов, уверены в министерстве. Также эксперимент поможет наладить эффективные механизмы финансового взаимодействия между вузами, «которые позволят в простой и удобной форме финансировать обучение студента в другом вузе по сетевым образовательным программам».

Опрошенные “Ъ” вузы поддерживают эксперимент. Он позволит расширить возможности студентов и образовательных организаций при реализации проектов академической мобильности по всей стране, считает ректор НИУ МЭИ Николай Рогалев. В некоторых вузах уже есть сетевые программы с другими университетами, однако их число все еще незначительно, говорит старший директор по основным образовательным программам НИУ ВШЭ Анна Коровко. «Сейчас многие университеты готовы выстраивать сетевые программы, но опасаются возможных проблем с взаиморасчетами. Особенно если речь идет о бюджетных средствах,— отмечает она.— Расширение числа таких программ — это дополнительные возможности для студентов получить более качественное образование. Сейчас сетевые альянсы складываются между вузами, которые объединяют свои сильные стороны в одной программе, замещая собственные дефициты возможностями партнера».

Впрочем, госпожа Коровко указывает, что «реальные запросы студента могут быть шире, чем предложено договорившимися вузами». «Но, возможно, после завершения эксперимента практика будет признана успешной и сможет распространиться и на индивидуальные запросы студентов в части изучения дисциплин или модулей образовательной программы в других университетах»,— ожидает эксперт.

Проректор по учебной работе МФЮА Владимир Шутенко хотел бы, чтобы студенты могли получать два диплома в рамках совместных программ, особенно международных. «Это было бы прорывом для образования и науки. Позволило бы российским студентам выйти на образовательный рынок стран ближнего и дальнего зарубежья, показать себя, реализовать, а самое главное — аккумулировать потенциал образовательной и научной деятельности. C учетом опыта, накопленного не только на территории РФ и в рамках наших научных школ, но и применяя научные школы зарубежных образовательных учреждений и научных организаций»,— считает он.

 



Подразделы

Объявления

©РАН 2024