КАК ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В НАУЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ?

22.05.2018

Источник: Инвестиции в России, 22.05.2018 Леонид РАТКИН



В середине мая 2018 года в Москве Глобальный исследовательский совет (Global Research Council, GRC) провел Ежегодное собрание (Annual Meeting) с участием руководителей ведущих национальных и международных научных организаций, на котором обсуждались перспективы реализации совместных проектов в различных сферах. Собранию предшествовал XI Международный форум «Интеллектуальная собственность – XXI век», в рамках которого, в частности, состоялась серия заседаний тематической секции «Актуальные возможности трансфера технологий для технологических предпринимателей» в ТПП РФ и научно-практической конференции Роспатента «Инновационный потенциал России». Ученые, промышленники и представители деловых кругов, приглашенные на форум, затронули, в т.ч. проблематику снижения уровня патентования изобретений в РФ.

Заседание GRC Annual Meeting открыл Председатель Совета РФФИ, научный руководитель Института проблем лазерных и информационных технологий (ИПЛИТ) Российской академии наук (РАН), академик РАН В.Я.Панченко. Владислав Яковлевич отметил ведущую роль сообществ ученых в развитии фундаментальных и прикладных научных исследований. С приветствиями к участникам и гостям GRC обратились Директор Национального научного фонда (ННФ) США Франс Кордова и Президент Национального исследовательского фонда (НИФ) Республики Корея Джин Хо Сео.

Председатель GRC Government Board, Президент Исследовательского совета по естественным наукам и инженерии Марио Пинто (Канада) сфокусировал внимание делегатов на проблемах финансирования инновационных проектов и особенностях реализации инвестиционных научных программ. Руководитель НИФ Северной Африки Молапо Кхобела модерировал сессию, на которой обсуждались вопросы капиталовложений в научную деятельность. Отчеты о работе в 2017 году НИФ и ННФ представили, в частности, Президент Организации научных исследований (Голландия) Стан Гиелен, Президент Европейского исследовательского совета Жан-Пьер Адриен Бургуньон, Руководитель ННФ (Шри-Ланка) Сиримали Фернандо и член Правления РФФИ, директор Института биоорганической химии имени академиков М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова РАН академик РАН А.Г.Габибов. Александр Габибович отметил, что в 2019 г Институт биоорганической химии имени академиков М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова РАН отмечает шестидесятилетний юбилей: основанный в 1959 году как Институт химии природных соединений АН СССР, он ныне является одной из ведущих отраслевых академических организаций, возглавляемой академиком РАН В.Т.Ивановым.

Специальную научную сессию, посвященную научной дипломатии, модерировали Председатель Совета РФФИ, научный руководитель ИПЛИТ РАН академик РАН В.Я.Панченко и Президент НИФ Республики Корея Джин Хо Сео. Истории развития МГИМО и истокам отечественной научной дипломатии был посвящен доклад ректора МГИМО академика РАН А.В.Торкунова. Анатолий Васильевич, в частности, отметил важнейший вклад российской научной дипломатии в поддержание мира и стабильности во многих мировых регионах, в 2019 году МГИМО отметит 75-летие со дня основания 14.10.1944. Развитием темы научной дипломатии стало выступление секретаря Лондонского Королевского общества Мартина Полякоффа: затрагивалась проблематика взаимодействия старейшей российской академии РАН и ведущих государственных зарубежных научных организаций.

В рамках Совещания в формате круглых столов (КС) состоялись заседания четырех рабочих групп. Каждое заседание было посвящено обсуждению ряда взаимоувязанных проблем, соответствующих уровню компетенций и степени взаимодействия с государственными и общественными организациями, академическими институтами и научно-производственными предприятиями. КС № 1 «Sharing a common understanding of Science Diplomacy» модерировали Руководитель Министерства предпринимательства, инноваций и занятости Пруе Виллиамс (Новая Зеландия) и директор Национального секретариата науки, технологий и инноваций Клаудиа Гуерреро (Панама), КС № 2 «Expanding capacity to leverage the potential of Science Diplomacy» - Исполнительный секретарь Национального научного и технологического совета Альфред Сумани (Замбия) и Руководитель Международного департамента науки и инженерии ННФ США Ребекка Кейзер. Работу КС № 3 «Promotion the science of the Science Diplomacy» обеспечили Генеральный директор Научного Совета по окружающей среде, АПК и пространственному планированию Ингрид Катрина Петерсон (Швеция) и проектный специалист ННФ Дороти Нгила (Южная Африка), КС № 4 «National approaches to the Science Diplomacy» - Руководитель Института всеобщей истории РАН, президент Государственного академического университета гуманитарных наук, Председатель Национального комитета российских историков, Сопредседатель Российского исторического общества, академик РАН А.О.Чубарьян и профессор University of Le Havre Пьер-Бруно Руффини (Франция). Александр Оганович на заседании рабочей группы на КС № 4 представил зарубежным коллегам ряд профессоров отечественной академической научной школы и молодых ученых, в частности, директора Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) имени академика Е.М.Примакова РАН член-корреспондента РАН Ф.Г.Войтоловского.

Председатель GRC Government Board, Президент Исследовательского совета в сфере естественных наук и инженерии (Канада) Марио Пинто провел специальную сессию «FRC business and future directions», на которой выступили руководитель Лаборатории ядерных реакций имени Г.Н.Флерова в Объединенном институте ядерных исследований (ОИЯИ) в Дубне, заведующий кафедрой ядерной физики Университета «Дубна» академик РАН Ю.Ц.Оганесян и Президент ИМЭМО имени академика Е.М.Примакова РАН академик РАН А.А.Дынкин. Юрий Цолакович – лауреат Большой золотой медали имени М.В.Ломоносова РАН за фундаментальные исследования в сфере взаимодействия сложных ядер и экспериментальной подтверждение гипотезы существования «островов стабильности» сверхтяжелых элементов: он соавтор открытия тяжелых элементов таблицы Д.И.Менделеева «резерфордий», «дубний», «сиборгий», «борий». В конце ноября 2016 года Международный союз теоретической и прикладной химии утвердил название «оганесон» и символ «Og» для элемента с атомным номером 118 по представлению научных коллективов из ОИЯИ и Ливерморской национальной лаборатории имени Лоуренса (США).

В дни работы Ежегодного собрания была проведена выставка – презентация книг, изданных при поддержке РФФИ, и фотовыставка «Шесть лет GRC». Участники и гости Собрания отметили, что для ННФ и НИФ одним из важнейших направлений является финансирование разработок, основанных на научных открытиях и изобретениях. В разных странах ситуация с инвестированием в фундаментальную и прикладную науку различна, и в ряде случаев наблюдается инерция системы восприятия и потребления обществом результатов интеллектуальной деятельности (РИД), что влияет на падение объемов патентования, например, изобретений, и снижения уровня инновационной активности ученых, промышленников и предпринимателей.

Аналогичные вопросы обсуждались на проведенном накануне GRC Annual Meeting под патронажем Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТПП РФ), Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) и Федерального института промышленной собственности (ФИПС) XI Международном форуме «Интеллектуальная собственность – XXI век», в рамках которого состоялась серия конгрессно–выставочных мероприятий. Важнейшими событиями форума стало проведение тематической секции «Актуальные возможности трансфера технологий для технологических предпринимателей» в ТПП РФ и научно-практической конференции Роспатента «Инновационный потенциал России» в ФИПС.

Ключевым докладом тематической секции стало выступление руководителя Роспатента Г.П.Ивлиева по проблематике формирования национальной программы развития интеллектуальной собственности (ИС). Григорий Петрович отметил основные тренды по подаче заявок на изобретения в ведущих патентных ведомствах мира: неоспоримым лидером является Китай (порядка 1 миллиона 300 тысяч!!!), за ним с почти двукратным «отрывом» следует США (около 600 тысяч!!), «замыкает тройку лидеров» Япония (порядка 400 тысяч!). На четвертом месте – Республика Корея (около 200 тысяч), пятом – Европейское патентное ведомство (порядка 150 тысяч), шестом – Индия (около 50 тысяч). Согласно данным ФГБУ «ФИПС», учеными, промышленниками и предпринимателями в РФ было подано в 2017 году всего 36454 заявки на изобретения (в среднем – по 100 в день)! Отмечается снижение уровня патентования изобретений в России за последние три года: ведь в 2015 году было подано 45517 заявок, а в 2016 году – уже 41587 заявок! Практически не изменились с 2015 по 2017 годы данные по заявкам на промышленные образцы (4929 – в 2015 г, 5464 – в 2016 г, 6487 – в 2017 г) и полезные модели (11906 – в 2015 г, 11112 – в 2016 г, 10643 – в 2017 г). Зато резко возросло число заявок на товарные знаки: с 61477 (2015 год) до 64762 (2016 год) с «прыжком» на 73510 (2017 год)! Данная ситуация свидетельствует о наблюдаемой смене приоритетов заявителей и помогающих им в получении документов о регистрации прав на РИД в РФ организаций, что является тревожной тенденцией: ведь изобретение является гораздо более сложным и наукоемким продуктом, чем полезная модель и промышленный образец, не говоря уже о товарном знаке!

Детальное ознакомление с положением дел по категориям хозяйствующих субъектов РФ проясняет картину снижения уровня отечественного патентования изобретений. В вузах и образовательных учреждениях РФ в 2015 году было подано 6409 «изобретательских заявок», в 2016 году – уже 6199, а в 2017 году – 5345: сокращение с 2015 по 2017 годы составило 16,6%, в т.ч. наблюдается отрицательная динамика с 2016 по 2017 годы в 13,8%. Больше «просел» сектор заявителей изобретений – физических лиц: в 2015 году – 14223 заявки, в 2016 году – 11570 заявок, в 2017 году – 9203 заявки. Физлица с 2015 по 2017 год сократили свою «изобретательско-заявительную деятельность» на 35,3%, причем с 2016 по 2017 годы она снизилась на 20,5%. Но наибольший «провал» по подаче заявок на изобретения – в «многострадальном секторе» НИИ и научных учреждений: после 2414 в 2015 году «воодушевляющий подъем» на 2634 в 2016 году, и спад до 2016 в 2017 году. Если динамика падения с 2015 по 2017 годы составила всего 16,5%, то снижение с 2016 по 2017 годы составило 23,5%! Практически не пострадал сегмент юридических лиц, ведь если в 2015 году ими было подано 5992 заявок на изобретения, то в 2016 году – 6111, а в 2017 году – 5959, что позволяет говорить о его «изобретательской устойчивости»: сокращение в диапазоне «2015-2017 годы» составило 0,6%, а на участке «2016-2017 годы» - всего 2,6%. Даже сектор заявителей изобретений с загадочным названием «иные», и тот в 2015 году подал 231 заявку, в 2016 году – 281 заявку, а в 2017 году – всего-то 254 заявки: при 10% росте с 2015 по 2017 год также наблюдается падение в 10% в период с 2016 по 2017 год!

В чем причины наблюдаемого падения числа заявок на изобретения в России? Прежде всего, необычные экономические условия, в которых многие предприятия при ограничениях в финансировании вынуждены выбирать между текущими капиталовложениями и «инвестициями в будущее». Затраты на техническое перевооружение, модернизацию производства, закупку нового оборудования и научных приборов и ряд других статей внутреннего бюджета нередко «перевешивают» инвестирование в изобретения. Кроме того, отрицательно сказалось на динамике патентования изобретений и повышение (по некоторым статьям – почти в два раза!) патентных пошлин осенью 2017 года: многие академические, научные и научно-производственные предприятия и организации, как и начавшие осенние семестры университеты и вузы не смогли из-за этого оплатить подачу подготовленных заявок и продление срока действия патентов. Наконец, не способствуют повышению уровня изобретательской активности неравные условия российских и иностранных заявителей: несовершенство нормативно-правовой базы РФ позволяет использовать правовые пробелы и внутренние и внешние противоречия в текстах нормативно-правовых документов (НПД) для недобросовестной конкуренции отечественных и зарубежных компаний на российском рынке ИС. Приведенный список причин не является исчерпывающим: не стоит забывать и о необходимости полномасштабного восстановления патентных отделов и юридических отделов и служб на многих оборонных и гражданских предприятиях, и о развитии Национальной инновационной системы, и о необходимости преодоления инерции в общественном восприятии и потреблении инноваций… Напомним, в 1987 году в СССР было выдано 83 659 авторских свидетельств (патентов) на изобретения отечественным заявителям, и немалое влияние на развития изобретательской и рационализаторской деятельности оказало именно научно-техническое творчество молодежи (НТТМ)! Автор статьи 10 лет назад по поручению редакции журнала «В мире науки» вручал призы победителям выставки «НТТМ – 2008». В 2008 году выставка отмечала сорокалетие, традиционно в начале лета она проводилась на ВДНХ и собирала не только школьников и студентов, но и преподавателей вузов и руководителей подразделений крупных научно-производственных предприятий, следящих за промышленными инновациями и присматривающихся к талантливой молодежи, как к перспективным кадрам!! Если бы несколько лет назад выставка не была закрыта, в этом году форум «НТТМ» отметил бы полувековой юбилей!!! Несмотря на то, что в последние годы появилось множество научно-образовательных форумов (например, Московский международный салон образования, Международный образовательный форум), ни один из них по формату и задачам, целевой аудитории и стратегическим направлениям не совпадает с «НТТМ». Для восстановления престижа изобретательской и рационализаторской деятельности в молодежной среде и поднятия уровня патентования в РФ лучшим решением для профильных министерств в новой структуре Правительства РФ является воссоздание форума «НТТМ» уже в 2019 году!

На заседании тематической секции Григорий Петрович напомнил, что 02.04.2018 на совместном заседании коллегии Министерства экономического развития РФ, Роспатента и правления Фонда «Сколково» принято решение о создании Национальной программы развития ИС, согласно которой предусматривается государственное управление в сфере ИС, содействие использованию объектов ИС, стимулирование создания объектов ИС, цифровизация экономики, разработка процедур правовой защиты и охраны и повышение культуры работы с ИС и научно-образовательной деятельности в сфере ИС. Целью Программы развития ИС является «возможность авторам получать справедливое вознаграждение за их творческий труд и повышать конкурентоспособность экономики» посредством системы услуг цифровой экономики и правоприменительной практики. Повышение культуры работы с ИС предусматривает «повышение квалификации специалистов в количестве не менее 10 000 человек в год и уровня общественной осведомленности в сфере ИС на основе использования современных информационных и сетевых подходов». Формирование массовой культуры предполагает подготовку ряда программ популяризации ИС, введение почетных званий «Заслуженный изобретатель» и «Заслуженный изобретатель РФ», регулярный выпуск независимых докладов о состоянии и развитии сферы ИС. Для развития инфраструктуры планируется, в т.ч., создание сети региональных информационных центров и формирование проектного офиса по развитию образования в сфере ИС на базе Российской государственной академии интеллектуальной собственности (РГАИС). Образовательные программы должны предусматривать обучение в сфере управления ИС учащихся средних профессиональных и высших учебных заведений, повышение квалификации сотрудников организаций в сфере ИС и профессиональных посредников в сфере ИС (например, государственных служащих, судей, предпринимателей).

Для стимулирования создания РИД и их правовой охраны предлагается законодательно отрегулировать вопрос с авторскими вознаграждениями, включая досудебный арбитраж в вопросах вознаграждения в Роспатенте, закон о служебных изобретения (с учетом справедливого вознаграждения за применения изобретений и работоспособных ноу-хау со снижением рисков для работодателей), специальные гарантии и правила для создающих РИД госслужащих и научных работников, и вознаграждения за рационализаторские предложения. Повышение результативности НИОКР предусматривает не только актуализацию ГОСТ по патентным исследованиям и изменение порядка формирования госпрограмм РФ с включением в них специализированных индикаторов, но и повышение обязательности применения патентной информации при планировании НИОКР и определении получателей господдержки на проведение НИОКР, а также изменение механизмов поддержки НИОКР с упорядочиванием процедур предоставления субсидий на НИКОР, ранжированием рисков от неисполнения части обязательств, разработкой типовых государственных контрактов и соглашений по предоставлению субсидий для достижения необходимых значений целевых показателей госпрограмм.

Планируется устранить правовой пробел в НПД, используя «введение прав на РИД в экономический оборот», предполагающее проведение в 2018-2019 годах «безналоговой» инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, и закрепление прав на РИД за всеми соисполнителями работ, проводимых с применением госсредств. Предусматривается трансфер технологий (ТТ) научных организаций с созданием центров коллективного пользования компетенциями по ТТ и поддержки поиска кадров для центров ТТ, декларацией научными и образовательными организациями задачи создания социально-значимых технологий, формирования центров ТТ в научных и образовательных организациях с обеспечением их долгосрочной поддержки, предоставления госсредств на НИОКР бюджетными организациями только при наличии локальных актов, регулирующих управление ИС. Для поддержки правовой охраны РИД за рубежом планируется создание и продвижение инфраструктуры, обеспечивающей охрану и защиту российской ИС на внешних рынках с развитием системы субсидирования правовой охраны РИД.

Совершенствование законодательных процедур по правовой охране РИД и защите прав владельцев ИС включает в себя, в частности, предоставление широкого спектра услуг по электронному взаимодействию и выдаче документов, упрощению коммуникаций должностных лиц и заявителей, обновления персонала, оказанию юридически значимых действий подведомственными организациями, ускоренному рассмотрению заявок и дальнейшей информатизации Роспатента. Предусматривается нормативно-правовое регулирование в сфере средств индивидуализации (создание единых товарных знаков и наименований мест происхождения товаров ЕАЭС, процедура оппозиции для них и знаков отличия, расширение поисковых возможностей и учет географических наименований), патентного права (Евразийская система охраны РИД, привлечение к экспертизе аккредитованных организаций, открытые лицензии и лицензии на «допатентной стадии»), селекционных достижений и ноу-хау. Также предлагается совершенствование функций по урегулированию споров и развитие борьбы с контрафактом (кооперация таможенных органов, ослабление мер ответственности при «параллельном импорте» и усиление мер ответственности при незаконном нанесении товарного знака на продукт).

Другой доклад «Интеллектуальная собственность – фундамент инновационной экономики» руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности Г.П.Ивлиева открыл пленарное заседание «Интеллектуальная собственность в современном мире: глобальные вызовы, новые возможности» научно-практической конференцию «Инновационный потенциал России». Григорий Петрович отметил изменение патентной активности в 2017 году (по сравнению с 2016 годом) отечественных заявителей по областям техники: на 18% возросло патентование в сфере машиностроения и металлургической промышленности, но на 6% упало патентование по направлению «транспорт», на 10% - «компьютерная техника», на 10% - «строительство и горное дело», на 14% - «неорганическая и полимерная химия», на 15% - «измерительная техника», на 18% - «электротехника и связь», на 18% - «текстильная и легкая промышленность», на 19% - «энергетика», на 24% - «фармацевтика», на 30% - «медицина и медицинская техника», на 34% - «пищевая промышленность и сельское хозяйство», на 34% -- «органическая химия»! Снижение патентной активности по ряду ключевых направлений развития экономики и промышленности обусловлено рядом причин, среди которых следует выделить отсутствие надежных гарантий вознаграждения ученых и изобретателей при использовании патентованных разработок, недостаточность финансирования НИОКР, отсутствие перспектив и сложность возможной коммерциализации (система ТТ до сих пор полностью не сформирована!), непонимание руководством организаций долгосрочных рисков при слабом управлении ИС и текущем сокращении затрат, отсутствие в организациях и на государственном уровне системных требований к результативности НИОКР и управлению ИС, недостаточность квалифицированных специалистов в сфере ИС и повышение требований к изобретательскому уровню в рамках беспошлинного патентования (статья 1366 Гражданского кодекса РФ).

Повысить эффективность инвестирования может сокращение сроков рассмотрения заявок на изобретения и товарные знаки: среднее время экспертизы изобретений по существу снизилось с 10,5 месяцев в 2015 году до 9,24 месяца в 2017 году. Аналогично, среднее время экспертизы заявленного обозначения уменьшилось с 12 месяцев в 2015 году до 8,89 месяца в 2017 году. Внедрение современных цифровых технологий улучшит степень автоматизации формальной экспертизы и учета пошлин, а применение Систем искусственного интеллекта в экспертных поисковых системах повысит уровень патентной экспертизы. На новом портале Роспатента запланировано предоставление уникальных сервисов по удобной подаче заявок в электронном виде, мониторингу прохождения этапов предоставления государственных услуг для создания и развития платформенных решений. Создание новой поисково-аналитической платформы упростит научному и производственному сообществу оперативное получение актуальной и качественной информации о передовых достижениях науки и техники.

На конференции также были представлены данные о результативности НИОКР, выполненных за счет бюджетных средств, по результатам проверок в 2017 году. Было проанализировано 984 государственных контракта с суммарным объемом 1280,2 млрд. руб. По 518 государственным контрактам было создано 2211 охраноспособных РИД. Стоимость прав на РИД, поставленных на бухгалтерский учет в качестве нематериальных активов, составила 0,6% от затрат на НИОКТР, в рамках которых РИД были созданы. Но права всего 53 РИД(!) были вовлечены в гражданско-правовой оборот, что составило 2,4% от количества охраноспособных РИД, их них исключительное право на РИД принадлежит РФ или совместно РФ и исполнителю для 51 РИД, и только исполнителю – для 2 РИД!

В рамках программ подготовки и переподготовки кадров в Роспатенте проведено обучение специалистов Патентных ведомств стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка), специалистов-представителей стран Кавказа, Центральной Азии и Восточной Европы по программе MBA, специалистов государственных заказчиков и предприятий оборонно-промышленного комплекса. На базе Министерства промышленности и торговли РФ проведены семинары по темам «Правовая охрана и защита интеллектуальной собственности» и «Управление интеллектуальной собственностью». Организовано сотрудничество с Образовательным центром «Сириус», детским технопарком «Кванториум», ПАО «Газпромбанк» и Государственной корпорацией «Росатом».

Выводы и рекомендации:

Указом № 204 от 07.05.2018 Президента РФ В.В.Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительству РФ, в частности, поручено обеспечить «ускорение технологического развития» с увеличением числа организаций, реализующих технологические инновационные проекты, до 50% от общего числа, вхождение РФ в «пятерку» крупнейших экономик мира с обеспечением «темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности», формирование «высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами». Для повышения эффективности государственного управления в сфере ИС необходима координация на уровне межведомственного совета при Председателе Правительстве Российской Федерации, в частности, по оценке результативности государственной поддержки создания РИД и вовлечения прав на РИД в оборот. Целесообразно включение положений по развитию сферы ИС в стратегические документы Президента РФ и Правительства РФ при их разработке и актуализации. Возможно развитие системы статистики в сфере ИС и обеспечения мониторинга результативности стратегических документов с расширением контрольно-надзорной деятельности и созданием единого регулятора, оптимизация региональной политики по развитию сферы ИС (например, бренды и программы патентования) и финансирование мер, стимулирующих применение ИС за счет средств, собираемых Роспатентом. Также необходимо расширение перечня международных и всероссийских выставок, форумов и конференций по ИС и РИД. В частности, предлагаю восстановить ежегодное проведение выставки «НТТМ» – в 2018 году ей отмечается 50-лет!

Для повышения результативности поддержки НИОКР необходимо устранение ряда нормативно-правовых пробелов и внутренних и внешних противоречий в текстах НПД, например, по непрерывному повышению научно-технического уровня РИД, финансируемых из государственного бюджета НИОКТР. В частности, необходимо включить в государственные программы, предусматривающие выполнение НИОКТР, целевых индикаторов «доля затрат бюджетных ассигнований на НИОКТР, в ходе которых разработаны технологии, основанные на патентоспособных ключевых технических решениях (технология с инновационным потенциалом), в общем объеме затрат на НИОКТР в рамках программы» и «доля технологий с инновационным потенциалом (из числа созданных в рамках программы), внедренных в производство новой (усовершенствованной) продукции (услуг)». Также целесообразно включение в государственные контракты (контракты госкомпаний и институтов развития) на выполнение НИОКТР обязательств» по использованию РИД, выявлению охраноспособных РИД, обеспечению правовой охраны создаваемых РИД и по проведению патентных исследований. Возможно также обеспечение безналоговой инвентаризации РИД компаниями в 2018-2019 годах с последующим введением режима пониженного обложения доходов от ИС: Patent Box позволит увеличить количество зарегистрированных патентов и уменьшить отток ИС в юрисдикции со льготным режимом налогообложения РИД. В частности, средняя эффективная ставка по налогу на прибыль при режиме Patent Box может составить порядка 9-10% (в настоящее время – 20%).

Необходимо изменение НПД о служебных изобретениях: в условиях инерции системы восприятия и потребления инноваций и слабой культуры в сфере РИД и применения интеллектуальных прав в организациях диспозитивный подход к регулированию вознаграждений на уровне компаний не оправдался. Для усиления позиций авторов предлагаются не только услуги по бесплатому для заявителей досудебному арбитражу, но и рекомендации по расчету сумм вознаграждений с акцентом на оптимальный объем за применение изобретений и охраноспособных ноу-хау (в настоящее время основной акцент – на создании), специальные гарантии и правила для создающих РИД госслужащих и научных работников, вознаграждения за рационализаторские предложения, регламентация в НПД процедур взаимодействия автора (работника) и работодателя. Министерством экономического развития РФ совместно с Роспатентом разработаны Методические рекомендации (МР) по управлению правами на РИД для коммерческих организаций, включающие МР по бухучету охраняемых РИД (права на которые принадлежат совместно организации и ее дочерней структуре), порядок налогового учета РИД (права на которые принадлежат организации), МР по защите прав на РИД, порядок бухучета РИД (права на которые принадлежат организации), МР по проведению инвентаризации РИД, положение о выявлении и правовой охране с учетом секретов производства (ноу-хау), регламент по проведению инвентаризации РИД.

Для повышения эффективности инвестирования в научные разработки предлагается ряд управленческих решений, стимулирующих патентную активность. Например, стимулировать изобретательскую деятельность призвано не только совершенствование правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, полезные модели, промышленные образцы, но и внедрение современных цифровых технологий, увеличение финансирования профильного дополнительного образования и переподготовки кадров научно-образовательных и промышленно-технологических предприятий и организаций по вопросам управления ИС и технологического брокерства, формирование на базе системы Роспатента учебно-методического и научного Центра подготовки специалистов по специальности «инженер-патентовед», выделение с 2019 года не менее 650 бюджетных мест образовательным учреждениям высшего профессионального образования для подготовки специалистов в сфере ИС. Не менее важно усиление контроля со стороны Правительства РФ по внедрению на предприятиях новой редакции Рекомендаций по управлению правами на РИД (в т.ч., консультационная и методологическая поддержка Роспатента), включение в критерии оценки деятельности глав регионов и руководителей ведущих предприятий и организаций ключевых показателей уровня патентной активности, развитие инфраструктуры для поддержки трансфера технологий в вузах и НИИ, повышение результативности выполненных за счета бюджетных средств НИОКР, развитие патентной аналитики и разработка Национальной программы по развитию ИС в РФ в 2018-2025 годах.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024