Письма, направленные президенту России Д.А.Медведеву

23.10.2009

Источник: Пресс-служба РАН



Открытое письмо российских ученых президенту страны

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

В силу возрастной структуры научных и педагогических кадров у России остается 5 - 7 лет для того, чтобы квалифицированные ученые и преподаватели старшего поколения успели передать свой опыт и знания молодежи, подготовить новое поколение квалифицированных специалистов для науки, образования и высокотехнологичных отраслей промышленности. Если в эти сроки не удастся привлечь молодежь в научно-образовательную сферу, то о планах построения инновационной экономики придется забыть.

В настоящее время привлечение и закрепление молодежи в научно-образовательной сфере возможно только благодаря конкурсному финансированию, которое позволяет лучшим коллективам выплачивать молодому исследователю ощутимые надбавки к должностному окладу. Хотя конкурсное финансирование научных исследований является ключевым фактором сохранения научного потенциала России, в этой сфере складывается неблагополучная ситуация. Во-первых, безотлагательного решения требует проблема несовершенства законодательной базы, регулирующей конкурсное финансирование научных исследований. Поправки, внесенные в 2007 г. в Бюджетный кодекс РФ, де-факто ведут к уничтожению грантовой системы в России, поскольку с 1 января 2010 г. ведущие научные фонды, Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд, потеряют возможность выделять гранты учреждениям государственных академий наук и ВУЗов. А именно эти фонды являются наиболее эффективными из государственных организаций, финансирующих научные исследования. Не лучше обстоит дело с распределением средств в рамках госзаказа: Федеральный закон № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. практически не учитывает специфики научно-образовательной сферы, что самым негативным образом сказывается на эффективности реализации принимаемых государством мер. Во- вторых, в 2009 г. была резко сокращена конкурсная поддержка научных исследований, в частности, бюджет ведущих научных фондов был урезан почти на 30 %, а в будущем году планируется еще более значительное сокращение бюджета научных фондов, а также ряда ФЦП.

Мы уверены, что для исправления ситуации необходимо:

- сохранить существующий в настоящее время статус научных фондов и порядок их работы;

- внести в 94-ФЗ изменения, учитывающие специфику научной сферы;

- не допустить сокращения финансирования государственных научных фондов и массовых конкурсов ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России".

Призываем Вас рассмотреть указанный комплекс вопросов на осеннем заседании Совета по науке, технологиям и образованию, и принять решения, отвечающие долгосрочным интересам России ( более 500 подписей )

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

ПУТИНУ В.В.

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Направляем Вам Обращение, которое подписали более 12 000 работников Российской академии наук, касающееся вопросов поддержки фундаментальной науки и в частности РАН.

В Академии высоко ценят Ваше стремление сохранить уровень государственной поддержки РАН в непростой кризисный период на достойном уровне. Не прошел мимо нашего внимания факт, что секвестр бюджетных расходов по РАН как в 2009 году, так и в направленном в Федеральное собрание проекте бюджета на последующие годы оказался существенно меньше, чем у ряда других отраслей. Однако, этого совершенно недостаточно для полномасштабного участия науки в намеченных Вами инновационных прорывах.

Более того, вызывает чрезвычайное беспокойство отсутствие в проекте бюджета индексации заработной платы работников бюджетной сферы при наличии очевидной инфляции, замораживание и сворачивание программ обновления оборудования, жилищной программы для молодых ученых, а также резкое сокращение расходов на поддержку академической медицины.

Тезисно наши предложения представлены в прилагаемом Обращении, более детально - в нашем предыдущем послании в дискуссии по Антикризисной программе Правительства РФ.

Приложение : 1(Одна) коробка с подписями.

Председатель Совета профсоюза работников РАН В.Ф.Вдовин

 

О Б Р А Щ Е Н И Е работников Российской академии наук к Председателю Правительства Российской Федерации В.В. ПУТИНУ

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Во многом проблемы современной российской экономики связаны с отставанием России в области наукоемких технологий и высокотехнологичных производств. Уровень технологического развития в значительной степени определяется состоянием науки, в том числе и фундаментальной.

Обращаемся к Вам в связи со сложной ситуацией, складывающейся в российской науке – первом звене цепи: наука – инновации – современные производства – устойчивая экономика. Очевидно, что каждое звено требует существенных вложений, однако недостаточное внимание к первому, начальному звену - науке, является помехой в реализации всей цепочки и может стать причиной дальнейшего экономического отставания России. Практика лидеров мировой экономики свидетельствует, что для создания и функционирования современной эффективной экономики в науку необходимо вкладывать 3-4% валового внутреннего продукта.

К сожалению, в России этот показатель втрое меньше, и отчасти поэтому российский научный комплекс, впрочем, как и остальные звенья упомянутой цепи, сегодня имеют многочисленные проблемы: стареющее оборудование и кадры, имущественные и правовые коллизии. Даже выросшая, хотя и в недостаточной степени, в 2006-2008 гг. зарплата научных сотрудников РАН не может обеспечить рост уровня и интенсификацию научных исследований, так как средств на их проведение катастрофически не хватает. В настоящее время 70% расходов в бюджете РАН составляет заработная плата. Если еще учесть обязательные траты, связанные с оплатой эксплуатационных услуг, то средств на сам научный процесс: закупку современного оборудования, материалов, организацию экспедиций и изыскательско-внедренческие работы практически не остается.

Приветствуя инновационную нацеленность Антикризисной программы Правительства РФ, предлагаем принять в рамках развития нового этапа Антикризисной программы комплекс мер по модернизации научно-технического комплекса России и, в частности, мероприятий по поддержке российской науки, состоящих из трех основных направлений:

- развитию кадрового потенциала науки,

- обновлению оборудования,

- повышению привлекательности и авторитета науки в обществе.

Считаем, что наряду с обеспечением изменений в правовом и нормативном поле, необходимых для создания благоприятной обстановки в науке (например, фиксация незыблемости имущественного комплекса науки, корректировка ФЗ-94 о закупках, совершенствование процедуры конкурсного финансирования, завершение формирования правового статуса РАН и т.п.) в Федеральном бюджете РФ на 2010 и последующие годы должно быть предусмотрено существенное увеличение государственной поддержки научной сферы с доведением её к 2015 году до 3% ВВП. Полагаем, что дополнительные средства должны быть в первую очередь направлены на:

- значительное (минимум в два раза по сравнению со средствами, заложенными в бюджет 2009г.) увеличение финансирования собственно научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и научно - техническое переоснащение институтов;

- индексацию средств, выделяемых на зарплату сотрудников и содержание институтов, в соответствии с реальной инфляцией.

Для того, чтобы решать проблему кадров в российской науке необходимо:

- сохранение и развитие программ Минобрнауки РФ и РАН кадровой направленности;

- открытие дополнительных бюджетных ставок для приема молодежи в институты РАН;

- увеличение стипендий аспирантов до 8500 руб.;

- решение жилищных проблем работников науки, включая не только строительство жилья, ипотеку, но и малозатратные формы, например компенсацию аренды жилья;

- решение проблемы пенсионного обеспечения ученых.

Без реализации представленных мер невозможно обеспечение статуса российской науки, адекватного ключевой задаче Антикризисной программы: переходу от сырьевой экономики к экономике знаний, а промышленности России на рельсы высоких технологий и инноваций. Только эти меры позволят успешно выполнять Программу фундаментальных научных исследований государственных академий наук, утвержденную Правительством РФ, и начать работу по созданию достойных условий труда ученых в России, привлекательных для молодежи и конкурентоспособных на мировом и российском рынке труда. Гарантировано, что выделяемые на науку средства будут потрачены на благо России, а не осядут в зарубежных банках.

Надеемся на Вашу, Владимир Владимирович, конструктивную позицию.

 

Открытое письмо Президенту и Председателю Правительства Российской Федерации

Фундаментальная наука и будущее России /открытое письмо Президенту и Председателю Правительства Российской Федерации/

Глубокоуважаемые Дмитрий Анатольевич и Владимир Владимирович!

Мы считаем своим долгом обратить ваше внимание на катастрофическое состояние фундаментальной науки в стране. Регресс продолжается, масштабы и острота опасности этого процесса недооцениваются. Уровень финансирования российской науки резко контрастирует с соответствующими показателями развитых стран. Громадной проблемой для России был и остается массовый отток ученых за рубеж.

В течение десятилетий в СССР была создана мощная научно-техническая база и устойчивые механизмы ее воспроизводства, включая воспроизводство кадров. Именно эта база, своеобразная научная "ткань"нашего общества, гарантировала научно-технический прогресс, обороноспособность страны и, в конечном счете, независимость России. Продолжающийся распад этой ткани приведет в ближайшее время к полному разрыву связи между поколениями научных работников, исчезновению науки мирового уровня в РФ и утрате знаний в катастрофических масштабах.

Среди наиболее острых проблем фундаментальной науки и образования выделим следующие:

- существенное отставание российской науки от науки мирового уровня

- отсутствие стратегического планирования с постановкой ясных целей

- неадекватность финансирования активно работающих ученых, резкое падение престижа научных профессий, связанная с этим проблема кадров

- серьезное снижение стандартов в преподавании естественнонаучных дисциплин, ухудшение качества подготовки студентов и аспирантов.

Эти проблемы требуют немедленного решения на уровне надведомственного государственного планирования. Мы считаем, что процесс Стратегического Научного Планирования, координируемый непосредственно Президентом и/или Председателем Правительства РФ, должен иметь целью разработку, в течение короткого времени, комплексного плана стабилизации и развития фундаментальной науки и естественнонаучного образования в России. К разработке плана необходимо подключить выдающихся ученых, представителей министерств, промышленности, а также зарубежных экспертов. Это должен быть коллектив активно работающих, устремленных в будущее, обладающих государственным мышлением людей.

Наши конкретные предложения к стратегическому плану развития фундаментальной науки в РФ заключаются в следующем:

- увеличение финансирования науки до уровня, адекватного стоящим перед страной задачам, обеспечение условий труда и быта ученых

- идентификация важнейших направлений научно-технического прогресса и конкретных проектов, служащих катализаторами развития и приводящих к осязаемым фундаментальным результатам, какими в своё время были космические и атомные программы в СССР

- активное привлечение на территорию России крупнейших научно-технических проектов мирового масштаба. Главная задача подобных проектов - смещение фокуса передовых научных иcследований в Россию, что имело бы колоссальный морально-психологический и практический эффект и послужило бы катализатором развития науки и техники. Уникальной возможностью такого типа является проект создания коллайдера частиц высоких энергий нового поколения. Осуществление этого проекта потребует активной разработки самых современных технологий. Их внедрение в энергетику, информатику, биологию, материаловедение и другие области, а также использование при создании эффективных и безопасных реакторов позволило бы России стать мировым лидером в ряде наукоемких производств (письмо с изложением одного из возможных вариантов этого плана было направлено Президенту и Правительству РФ в июле 2008 г.)

- обеспечение абсолютной прозрачности финансовых потоков, достижимое в рамках международных проектов

- кардинальное улучшение степени интегрированности российской науки в общемировую науку, стремление к лидерству в важнейших международных научных проектах, активное участие России в мировом академическом рынке труда: создание академических вакансий международного уровня, обеспечение доступности конкурсов на замещение постоянных и временных академических должностей для зарубежных кандидатов, создание привлекательных для кандидатов условий жизни и труда

- введение международных стандартов оценки качества научного труда, укрепление системы независимых научных грантов

- создание Российского Института Высших Исследований с привлечением государственного и частного финансирования по образцу аналогичных институтов в США, Канаде, Японии. Открытие в нем вакансий для крупнейших российских и зарубежных ученых на конкурсной основе в соответствии с международными стандартами, инициация активной программы научных обменов

- создание централизованной государственной программы работы со школьниками, популяризации и пропаганды научных знаний в стране.

Мы считаем, что срочное предотвращение грядущего коллапса науки в стране, немедленная разработка и внедрение новой модели научно-технического развития должны войти в число важнейших приоритетов руководства России.

Мы, нижеподписавшиеся, не связаны никакими политическими или корпоративными интересами в РФ. Руководствуясь объединяющим всех нас чувством - глубоким беспокойством о судьбе России, мы призываем руководство страны к решительным шагам по разрешению проблем, затронутых в данном письме, и готовы предоставить имеющиеся у нас опыт, знания и силы для экспертной помощи в данных вопросах.

С уважением,

( всего 40 подписей )

 

Открытое письмо сотрудников Института ядерного синтеза РНЦ «Курчатовский институт»

Реформы в организации отечественной науки являются предметом многочисленных публикаций и широких обсуждений в обществе. Основными целями реформ называют, как правило, выделение главных прогрессивных направлений и их инновационное развитие, концентрацию усилий и имеющихся ресурсов, нацеленность исследований на конечный результат, обеспечение быстрого технологического прогресса, социальную значимость результатов исследований и т.п. К сожалению, практика проводимых реформ далеко не всегда соответствует указанным привлекательным целям. Примером могут служить организационные преобразования, проводимые в Российском научном центре «Курчатовский институт».

Курчатовский научный центр - многопрофильное научное учреждение, в котором успешно развиваются различные направления науки и техники, от фундаментальной ядерной физики до информационных и биотехнологий. К числу традиционных для Курчатовского центра направлений относятся и исследования в области термоядерного синтеза - перспективного направления энергетики будущего, потенциально привлекательного с точки зрения экологии и топливных ресурсов. В Курчатовском центре эти исследования выполняются в одном из наиболее крупных и авторитетных подразделений - Институте ядерного синтеза, в формировании которого непосредственно участвовали всемирно известные ученые - академики И.В. Курчатов, Л.А. Арцимович, М.А. Леонтович и др. Именно здесь, в 1950-х годах стала развиваться отечественная термоядерная программа, здесь была предложена и воплощена в жизнь идея установки токамак для магнитного удержания высокотемпературной плазмы, выполнены основополагающие работы в области теории высокотемпературной плазмы. Рекордные результаты, полученные на наших токамаках, стимулировали сооружение этих систем во всех индустриально развитых странах. Русское название «токамак», являющееся аббревиатурой слов «ток», «камера», «магнитные катушки», вошло в языки этих стран так же, как и слово «спутник», а российская научная школа в области физики высокотемпературной плазмы стала одной из ведущих в мире. Именно в Институте ядерного синтеза родилась идея международного токамака-реактора ИТЭР, ныне сооружаемого во Франции при участии России.

В настоящее время Институт ядерного синтеза является крупнейшим в России и всемирно признанным центром термоядерных исследований. Важно отметить, что «дополнительным выходом» этих исследований служат различные новые плазменные технологии, многие из которых внедрены в авиационную и космическую промышленность, судостроение и др. Казалось бы, единственное, в чем нуждается сейчас коллектив Института, - это обеспечение стабильного и достаточного финансирования, которое позволило бы в полной мере использовать накопленный потенциал и имеющийся опыт, привлечь к инновационным исследованиям талантливую молодежь и тем самым обеспечить достижение всех тех вышеперечисленных целей, на которые должно быть направлено реформирование науки.

Однако вместо этого руководство Курчатовского центра приняло решение о разделе Института ядерного синтеза на три части - «термоядерную», «прикладную» и «производственную». По мнению членов Ученого совета и ведущих сотрудников Института, такой раздел приведет к нарушению целостности сложившегося научного и инженерного коллектива и существенно осложнит выполнение проводимых работ по проблеме управляемого термоядерного синтеза, в том числе по программе создания международного термоядерного реактора ИТЭР, важность которых неоднократно отмечалась в выступлениях руководителей страны. До сих пор и в прикладных работах, и непосредственно в термоядерных исследованиях активно участвовали одни и те же специалисты, что придавало коллективу большую гибкость и позволяло сохранить и обеспечить работой квалифицированный инженерный и исследовательский персонал в условиях недостаточного и нестабильного финансирования. Предлагаемая реорганизация режет этот отлаженный механизм «по живому» и с неизбежностью приведет к административной разобщенности вновь создаваемых подразделений, что крайне затруднит проведение работ по всем тематикам Института ядерного синтеза. Печальный опыт последних лет показал, что даже перевод закупок материалов и оборудования в исключительное ведение Центра привел к тому, что сроки выполнения этих закупок увеличились с нескольких недель до нескольких месяцев, а цены на закупаемое оборудование зачастую превышают рыночные. К сожалению, нет и тени сомнения в том, что переподчинение инженерно-производственных подразделений лишь затруднит выполнение работ как по тематике термоядерных исследований, включая выполнение российских обязательств по проекту ИТЭР, так и по прикладным тематикам.

Вызывает удивление, что столь принципиальное решение о реорганизации Института ядерного синтеза было принято без обсуждения с его руководством, Ученым советом, профсоюзом и коллективом. Ученый совет обратился к руководителям Курчатовского центра с просьбой приостановить действие приказа о реорганизации и встретиться с коллективом Института ядерного синтеза для обсуждения существа возникших проблем и выработки оптимальных путей их решения. Одновременно Объединенный профсоюзный комитет РНЦ «Курчатовский институт» направил руководству Центра представление о нарушениях трудового законодательства, содержащихся в указанных нормативных актах. Руководство Центра оставило эти обращения без комментариев. По-видимому, коллектив Института ядерного синтеза, включающий всемирно известных ученых, действительных членов и членов-корреспондентов РАН, докторов и кандидатов физико-математических наук, лауреатов Ленинских, Государственных и других престижных российских и международных научных премий, представляется руководителям Центра чем-то вроде «крепостного люда», которому «не должно сметь свое суждение иметь».

Трудно представить, что административно разделенный и разобщенный коллектив будет способен более эффективно решать какие бы то ни было задачи. Очевидное отсутствие логики в разделе хорошо известного и вполне продуктивного научного коллектива наводит на мысль, что побудительные мотивы реформы отнюдь не связаны со стимулированием научной деятельности. Мы считаем, что разделение Института ядерного синтеза неизбежно приведет к снижению его научного и технологического потенциала, осложнит выполнение им работ по термоядерной проблеме, в том числе по программе ИТЭР, что вызовет падение международного авторитета Курчатовского института и Российской науки в целом. Нам глубоко небезразлично будущее нашей страны и ее место в мире. Именно это побуждает нас обратиться с данным письмом в надежде привлечь внимание общества и руководителей государства к частной, на первый взгляд, проблеме реорганизации одного из институтов в рамках Курчатовского научного центра.

Всего 60 подписей



Подразделы

Объявления

©РАН 2024