ШКОЛА — В ДЕПРЕССИИ, НАУКА — В ТРЕВОЖНОМ ОЖИДАНИИ

21.09.2018

Источник: Росбалт, 21.09.18 Леонид Смирнов



Как сообщил Евгений Онищенко, который работает в ФИАН им. Лебедева, у них в институте надбавки получают около трех четвертей научных сотрудников. Но ФИАН — институт далеко и далеко не рядовой. В разных местах по-разному.

Во-вторых же, в большинстве институтов не оказалось денег на такое увеличение зарплаты: они не получили финансирования на исполнение указа. Во многих местах стали выкручиваться так: переводить сотрудников на полставки, а то и на четверть ставки. При том, что все это унизительно и несолидно, у части сотрудников и тут был праздник. Как отметил Виктор Калинушкин, представим себе ситуацию научного сотрудника, которого перевели на полставки, но зарплату все равно подняли с 20 до 60 тысяч! Да еще дали возможность не перенапрягаться. Вряд ли такой человек пойдет на митинг протеста, заметил профсоюзный лидер.

Главная беда вот в чем. Неожиданный и плохо организованный рост финансирования выявил две колоссальные диспропорции. Это, во-первых, диспропорция между регионами — отталкиваться-то предложено от средней зарплаты по региону. И получается, что в Москве научный сотрудник должен получать 120 тысяч и более (и некоторые получают — или 60 тысяч за полставки). А во многих бедных регионах — так, ничего особенного. Перед соседями по дому можно похвастаться, но не более того.

И во-вторых, что еще хуже — возникло жуткое неравенство между научными и «ненаучными» сотрудниками. В виде анекдота: в списки облагодетельствованных не попали даже завлабы и другие начальники: то есть, финансовые чиновники «читали букву» указа, не понимая, что завлабы и есть самые настоящие ученые. Но для начальников выход находится: например, во многих случаях завлаб пишет заявление о переводе в главные или ведущие научные с сохранением обязанностей по руководству лабораторией. Комедия, но ладно.

Куда хуже положение лаборантов, инженеров и множества иных работников типа знаменитого слесаря Гоши из фильма «Москва слезам не верит». Число таких сотрудников, еще и униженных словом «ненаучные», в институтах вполне сопоставимо с числом научных сотрудников, и без них никакая наука невозможна. Так вот, их-то жалованье остается где-то «на уровне прожиточного минимума». И никаких перспектив тут не видно.

Собственно, на данном круглом столе профсоюзные лидеры и хотели услышать о каких-то перспективах восстановления справедливости от представителей министерства и вице-президента РАН. Но не услышали. Во всяком случае, в рамках нацпроекта «Наука» никаких средств на это не ассигновано. Что делать — непонятно. Профсоюз намерен продолжать борьбу законным средствами, пока без митингов и демонстраций (с участием одних лишь ученых они показали свою неэффективность). А профсоюзы педагогов и медиков, у которых имеются схожие проблемы, по словам коллег из РАН, активности не проявляют.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024