http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=7a612350-91f0-4e3d-9eed-9cb10a6978a1&print=1
© 2018 Российская академия наук

ИГРАЛИ, НО НЕ ВЫИГРАЛИ

25.11.2005

Источник: Поиск, Вячеслав БАТЕНИН, директор ИВТ РАН, Сергей СЕРЕБРЯННИКОВ, ректор МЭИ

На что жить научно-образовательным центрам, лишенным господдержки?

Крупнейший технический вуз страны - Московский энергетический институт (технический университет) - отмечает в этом году свое семидесятипятилетие. Многие подразделения и организации, созданные на базе МЭИ в разные годы, справедливо ощущают себя участниками общего праздника. Многие, но не все. В Учебно-научном центре (УНЦ) МЭИ-ИВТ РАН, занимающемся актуальными проблемами энергетики, вместо праздничной атмосферы царит недоумение. Созданная 18 лет назад и успешно развивавшаяся все это время исследовательская структура вдруг в одночасье лишилась государственного финансирования. И с точки зрения здравого смысла это обидно и необъяснимо, поскольку именно в последние годы, когда УНЦ МЭИ-ИВТ РАН оказывалась финансовая поддержка в рамках Федеральной целевой программы "Интеграция", здесь были достигнуты блестящие научные результаты.

В 1954 году по инициативе будущих академиков и лауреатов Ленинской премии Владимира Кириллина и Александра Шейндлина и профессора Михаила Вукаловича в МЭИ была создана кафедра инженерной теплофизики (ИТФ). Из ее проблемной лаборатории вырос в 1961 году Научно-исследовательский институт высоких температур, ставший вскоре институтом АН СССР (ныне - ИВТ РАН). Взаимодействие современного НИИ и породившей его кафедры создавало исключительно благоприятные условия для подготовки инженеров-исследователей. Фактически была реализована знаменитая "система физтеха", но в более простой организационной форме, поскольку и исследования, и учебный процесс проходили на одной территории. Многие курсовые, дипломные и другие учебно-исследовательские работы выполнялись студентами в лабораториях ИВТ РАН.

В 1987 году было принято решение о создании новой официальной структуры - Учебно-научного центра. Договор между МЭИ и ИВТ РАН и организационное оформление условий участия академического института в целевой подготовке специалистов (через УНЦ) фактически отражали объективно существующую ситуацию. С учетом последующих изменений в стране (которые в 1987 году предугадать было невозможно) создание УНЦ видится особенно важным, поскольку с его помощью все эти годы удается обеспечивать устойчивый приток молодых кадров в науку.

Студенты узнают об Учебно-научном центре МЭИ-ИВТ РАН уже на первой встрече с преподавателями кафедры ИТФ, при вручении студенческих билетов. Позднее для учащихся 3-4 курсов МЭИ проводится серия ознакомительных бесед и экскурсий в научные лаборатории ИВТ РАН и других институтов, входящих теперь в Объединенный институт высоких температур РАН.

После знакомства с тематикой и содержанием научных исследований в ИВТ РАН заинтересованные студенты могут подать заявления о приеме в УНЦ (с кафедры ИТФ в центр ежегодно принимают 5-7 человек, примерно столько же - с кафедры общей физики и ядерного синтеза). Обучение в УНЦ проводится по индивидуальным учебным планам в рамках специализации "Теплофизика перспективных энергетических установок" и недавно открытой специальности "Техническая физика термоядерных реакторов и плазменных установок". Студентам предоставляется широкий выбор тем для бакалаврских выпускных работ, магистерских диссертаций, курсовых и дипломных проектов, предлагается для изучения ряд специальных дисциплин, лекции по которым читают профессора и доценты Учебно-научного центра. К проведению занятий, руководству курсовым и дипломным проектированием, учебно-исследовательской работой, выпускными бакалаврскими работами и магистерскими диссертациями, учебно-ознакомительной и преддипломной практикой привлекаются научные сотрудники и аспиранты ИВТ РАН.

Сегодняшняя деятельность УНЦ направлена на объединение обучения и научных исследований, подготовку специалистов путем вовлечения студентов в решение реальных научных и инженерно-технических задач. Тематика научно-исследовательской работы центра традиционно охватывает ключевые проблемы теплофизических свойств веществ, процессов теплообмена в энергоустановках, применения плазменных технологий в энергетике и экологии. В этих работах используются уникальные экспериментальные установки ИВТ РАН и вновь создаваемые информационные технологии дистанционного управления экспериментом. В последние годы значительное место в совместных работах занимают проблемы новых и возобновляемых источников энергии. Успешно развиваются исследования в области водородной энергетики, использования биотоплив, комплексной энерготехнологической переработки природного газа, проблем тепломассообмена в установках термоядерного синтеза, солнечной, ветровой и геотермальной энергетики.

Жизнеспособность УНЦ МЭИ-ИВТ РАН во многом предопределена высоким научным потенциалом обоих участников этого объединения. С академической стороны это три академика, четыре члена-корреспондента РАН, более 300 докторов и кандидатов наук. Ведущие научные школы страны возглавляют выпускники МЭИ: члены-корреспонденты РАН Эвальд Шпильрайн и Вячеслав Батенин, профессор Эрик Асиновский. В составе кафедры инженерной теплофизики МЭИ трудятся девять штатных профессоров, докторов наук.

Институт высоких температур РАН и МЭИ всегда старались находить возможности для дополнительной материальной поддержки студентов и аспирантов УНЦ. Для этого использовались средства программы "Интеграция", внутренние ресурсы институтов. В последние годы в ИВТ РАН дополнительные стипендии в размере 600 руб. в месяц получают 15-20 студентов, обучающихся в Учебно-научном центре и выполняющих в институте учебно-исследовательские работы. Ежемесячная надбавка к зарплате в размере 800 - 1000 рублей выплачивается аспирантам и молодым специалисты ИВТ РАН. В МЭИ денежными выплатами поощряются успешно успевающие студенты УНЦ, а также участники ежегодно проводимых на кафедре ИТФ студенческих научных конференций. Тем же целям служат и средства, поступающие в ИВТ РАН по программе Президиума РАН "Поддержка молодых ученых" и направляемые как на проведение научных школ для молодых ученых, так и на поддержку деятельности интегрированных образовательных структур, созданных в институтах РАН совместно с вузами.

Эффективность работы УНЦ проявляется в различных внутренних и общероссийских конкурсах и конференциях студентов и выпускников. В конкурсе 2004 года ИВТ РАН на лучшую научную работу студентов победителями стали четыре выпускника УНЦ. Работа аспиранта ИВТ РАН Константина Хомкина "Разработка комплексной технологии переработки природного газа" в декабре 2004 года удостоена премии РАН и РАО ЕС России для молодых ученых "Новая генерация". Три выпускника учебно-научного центра МЭИ-ИВТ РАН - Василий Борзенко, Дмитрий Дуников и Алексей Еронин - летом 2004 года стали лауреатами Государственной премии Российской Федерации для молодых ученых.

На наш взгляд, Учебно-научный центр МЭИ-ИВТ РАН относится к таким структурам, которые нуждаются в заботе не только этих институтов, но и государства. К сожалению, развиваемая сегодня система конкурсов ориентирована на поддержку очень небольшого числа научно-образовательных центров. Практически по каждому из направлений поддерживается лишь по одному УНЦ, выбранному, скорее, в качестве примера. А что же делать другим?

В июне мы участвовали в открытом конкурсе на выполнение в 2005-2006 годах работ и проектов по приоритетному направлению "Развитие инфраструктуры" в рамках Федеральной программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники", но оказались в числе проигравших. В этой лотерее разыгрывались лишь 20 лотов во всех областях - от математики до лингвистики... При этом у нас нет ни малейших оснований считать победителя (Институт теплофизики СО РАН) менее достойным, чем мы. Просто нам представляется, что число поддерживаемых центров необходимо увеличить. Опыт выполнения программы "Интеграция", несомненно, позволил оценить реальное число действительно эффективно работающих УНЦ. Едва ли их поддержка нанесла бы заметный урон бюджету. А вот возможные потери от исчезновения реально работающих центров могут оказаться весьма значительными.