http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=7b7bcb79-08d2-415b-afb0-0b7963a1b759&print=1
© 2024 Российская академия наук

РЕКТОР МФТИ: «ЧЕМ РАНЬШЕ СТУДЕНТЫ УВИДЯТ РЕАЛЬНУЮ НАУЧНУЮ ЗАДАЧУ, ТЕМ ЭФФЕКТИВНЕЕ ОНИ БУДУТ»

22.03.2019

Источник: Известия, 22.03.19 Николай Кудрявцев



Как реальная наука приходит в университетское образование

Когда студенты должны начинать заниматься наукой, как учебный цикл адаптируется к требованиям XXI века и как исследователи из РАН участвуют в принятии решений на Физтехе, рассказал ректор МФТИ, доктор физико-математических наук и член-корреспондент РАН Николай Кудрявцев.

По заветам Капицы

Физтех всегда тесно взаимодействовал с научным и технологическим сообществом. Наше кредо заключается в том, что ученые как можно раньше должны контактировать со студентами — не только обучать их, но и показывать важность и интересность своих исследований, тем самым «зажигая» молодые умы. Примерно половина базовых кафедр МФТИ находится в организациях Российской академии наук — эта пропорция такая же, как 60-70 лет назад, когда Физтех только создавался, и мы стремимся ее поддерживать. Сегодня к академическим и прикладным институтам добавились высокотехнологичные компании.

Лаборатории идут в кампус: опыт Физтеха по интеграции науки в образованиеТехнические науки

Основатель МФТИ — Петр Леонидович Капица — всех ученых разделял на фундаментальных, прикладных и инженеров. Причем себя он относил к инженерам — классу, который внедряет прорывные научные достижения в практику. Поэтому и Физтех создавался для скорейшего внедрения разработок ученых в конкретные технологии. Здесь роль фундаментальной науки очень важна. Когда обычный инженер занимается усовершенствованием какого-то устройства — это одна задача, здесь фундаментальная наука не так важна. Но когда делается устройство на новых физических принципах, то это уже high класс, здесь важно взаимодействие двух ветвей ученых — прикладных и фундаментальных. Поэтому мы также стремимся, чтобы эти принципы распространялись и на студентов, чтобы они видели разных ученых и главное — задачи, которые перед ними стоят.

Студенты Физтеха всегда находятся в контакте с действующими учеными — это один из краеугольных камней нашего института. Чем раньше студенты увидят реальную задачу, тем эффективнее они будут. Такое погружение в науку начинается уже со второго курса, потому что две трети преподавателей у нас являются совместителями. Из них больше половины — ученые, занимающиеся фундаментальными проблемами. Они работают на полставки и занимаются исследованиями в своих базовых организациях. Когда ученый приходит в группу к студентам и рассказывает о реальной проблеме, которой занимается, он увлекает ребят, а преподавание общих предметов старается строить так, чтобы это было полезно для будущей работы в науке. Встреча со студентами происходит на общих дисциплинах с первого курса, а затем с третьего по шестой курсы ученые руководят научными работами студентов и аспирантов, читают им лекции уже по специальности.

Ученые рулят

Ученые сами определяют политику и стратегию своей работы, никто за них это не делает. Сейчас они активно участвуют в жизни Физтех-школ, в советах и множестве других наших общественно-профессиональных объединений, связанных с учебным процессом, формируют учебную программу. Их идеи мы всегда стараемся реализовывать и синхронизировать с движением всего института. Определяющее влияние на развитие оказывают именно выдающиеся ученые и специалисты в области высоких технологий, которые работают у нас совместителями.

В качестве примера можно привести IT-образование в Физтех-школе прикладной математики и информатики, где IT-компании определяют многое — от факультетского до институтского цикла. Они создают современнейший трек, по которому готовят специалистов для своих организаций. Учитывая сильную конкуренцию в IT-отрасли в нашей стране и то, как она быстро развивается, идейно мы не отстаем в мировом тренде, а кое-где и опережаем другие страны.

Форма меняется – фундамент остается

Сейчас мы наблюдаем похожую картину с фундаментальной и прикладной наукой. Открытие новых физических явлений приводит к прорывным технологиям: появляются квантовые компьютеры, двумерные материалы и так далее. Так же как и с IT, здесь необходимо менять весь учебный цикл применительно к новому времени. Когда Физтех начал развивать биотехнологии, нам говорили, что мы идем не в свою область — нужно заниматься физикой, — а сейчас мы признанные лидеры в биотехе. Мы рассчитываем, что с созданием физтех-школ произойдет дифференциация образования по областям таким образом, чтобы студент понимал: то, что он изучает, действительно важно для его последующей работы. Например, информатики говорят, что самым принципиальным моментом для них стало сокращение физики в программе с шести семестров до трех, ведь им нужно больше математики. Такие треки дифференцированного образования невозможно сделать без ученых, которые непосредственно занимаются наукой и технологиями.

Лекции — далеко не основная форма образования, тем более сейчас, когда лучшие ученые записывают свои лекции, и студенты могут их спокойно посмотреть. В будущем лекции, в классическом понимании, станут виртуальными, а личный контакт будет идти через научное руководство. Образовательный трек условно можно разделить на две части. Первая — фундамент: посещение лекций и семинаров. Вторая превалирующая часть — освоение подходов выдающихся ученых и технологов, того, как они работают и действуют. В дальнейшем эти скопированные навыки, безусловно, будут индивидуализированы, и появится неповторимый новый ученый. В чем секрет успеха Физтеха, почему он так популярен? Это краеугольный камень — здесь студенты взаимодействуют очно с фундаментальными и прикладными учеными, с момента поступления в институт. Немного меняется форма (что происходило всегда), но, безусловно, такая среда способствует мощному профессиональному развитию студентов.