РАСШИРЯТЬ И ФИНАНСИРОВАТЬ

20.12.2017

Источник: Индикатор, 20.12.17 Марина Киселева



Заместитель министра образования и науки рассказал о будущем мегасайенс проектов в России

Что в 2017 году произошло с мегасайенс проектами, в которых принимает участие Россия, какие проекты нужны и какие могут поддержать уже в следующем году, рассказал заместитель министра образования и науки Григорий Трубников. Indicator.Ru публикует расшифровку речи замминистра на встрече с журналистами.

В рамках нашего конкурса ФЦП ИР (Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014—2020 годы», — прим. Indicator.Ru), как вы знаете, государство официально распоряжением правительства поддержало только два проекта из шести отобранных. И эти проекты уже начали финансироваться. Это проект ПИК, реактор в Гатчине, и NICA, коллайдер тяжелых ионов в Дубне. Соответственно, в позапрошлом и прошлом году было принято решение об их финансировании, государство уже перечислило средства на эти проекты. Остальные четыре проекта отобраны и находились в высокой степени старта, но формального начала финансирования не было. Его не было по разным причинам, и в первую очередь из-за того, что зарубежные партнеры не сделали в эти проекты реального вклада, взноса, как это [было] в [случае с] ПИК и NICA.

Поэтому, чтобы все-таки помочь коллективам и командам не терять темпа и формализовать эти четыре мегасаейнс-проекта как действительно мегасайенс, мы в рамках конкурса ФЦП ИР объявили категорию мероприятий на целевую поддержку уникальных стендов и установок, которые переходят в фазу мегасайенс. Они в этом году получили официальное финансирование на техническое проектирование – стадию техпроектов, которая должна окончиться главгосэкспертизой, и на стадию разработки ключевых технологий, которые обеспечат непотопляемость проектов. Таким образом, я считаю, что мы сделали очень важный шаг – формализовали еще четыре проекта.

И, наконец, третий важный аспект, который произошел в этом году для всех этих проектов. В рамках разработки дорожной карты с Германией, Францией, Евросоюзом мы сейчас договариваемся о том, что европейские страны, в первую очередь Германия, в ответ на наши вклады и финансирование их проектов… Например, в проекте XFEL в Гамбурге (европейского рентгеновского лазера на свободных электронах, — прим. Indicator.Ru) Россия финансирует треть сооружений этого проекта, стоимость которого за миллиард евро. То есть мы – ключевой, второй после Германии плательщик в этом проекте и, соответственно, и собственник, и shareholder (владелец доли предприятия, — прим. Indicator.Ru).

В проектах мегасаейенс слово shareholder абсолютно применимо, мы определяем 30% научной программы, загрузки установки, экспериментов, пользователей и так далее, которые будут на этом лазере свободных электронов работать. И в проекте FAIR (Facility for Antiproton and Ion Research — исследовательский центр ионов и антипротонов, ускорительный комплекс, который планируется построить в окрестностях Дармштадта, Германия, — прим. Indicator.Ru) взнос России порядка 18%, а это тоже огромная сумма на фоне бюджета проекта за миллиард евро, это огромные деньги, которые Россия вкладывает в исследовательскую инфраструктуру на территории Германии. Нам удается сейчас договариваться с немецкой стороной. Они уже обозначили свой интерес официально, это подписанными протоколами зафиксировано, и готовность осуществлять вклады, взносы как финансовые, так материальные во все наши шесть мегасайенс-проектов — NICA, ПИК, С-тау фабрика в Новосибирске, сверхмощный лазер в Нижнем Новгороде, Игнитор, Токамак и синхротрон четвертого поколения (ИССИ-4), который в наибольшей степени готовности из оставшихся четырех. Я думаю, что очень скоро уже Курчатовский институт объявит об официальном начале создания этого проекта. Сейчас идут финальные обсуждения по поводу выбора площадки, где будет расположен этот уникальный комплекс. Кроме наших немецких партнеров в создании этого комплекса, синхротрон четвертого поколения, будут принимать [участие] Франция и Швеция. Это соответственно проекты ESRF и МAX IV (European Synchrotron Radiation Facility, исследовательский ускорительный комплекс в Гренобле, Франция и лаборатория синхронтронного излучения в Лунде, Швеция, — прим. Indicator.Ru), это те проекты, в которые наша страна тоже внесла определяющий вклад. И в проектирование, и в создание, и в использование. Сейчас наши ученые очень активно работают на этих установках.

Это три очень важные вещи, которые за этот год удалось сделать. Еще много чего предстоит. Сейчас создана специальная рабочая группа по мегасайенс. Мы сейчас определили критерии для того, чтобы расширить список мегасайенс-проектов, чтобы представить предложения [от] Минобрнауки, Российской академии наук, ФАНО в президиум президентского совета по науке и образованию. Там есть соответствующая рабочая группа по исследовательским инфраструктурам, которую возглавляет Сергей Николаевич Мазуренко. Мы на суд этой группы представим очередные два или три десятка претендентов, кандидатов на проект класса мегасайенс. Есть рабочая группа по международному научно-техническому сотрудничеству, которую возглавляет Михаил Валентинович Ковальчук, там тоже нужно получить экспертизу. И дальше, я надеюсь, что, может быть, даже в следующем году мы на президентском совете могли бы обсуждать расширение. Среди тех проектов, которые, [можно назвать] наиболее потенциальными кандидатами, это, конечно, астрономия и астрофизика. То есть это участие России в крупнейших мировых телескопах в Чили и в Антарктиде и создание крупного астрофизического комплекса на территории Российской Федерации.

Мне кажется, что было бы правильно, если бы появился крупный проект в области анализа, хранения, обработки больших данных. Это сейчас не то чтобы назрело, а перезрело. Этот проект в отличие от, скажем, крупного реактора или ускорителя не обязательно должен быть локализован в одном месте. Это может быть сеть из суперкомпьютерных центров. Мне кажется, что такой проект тоже назрел.

Есть очень интересные предложения Российской академии наук по мегасайенс проектам в области исследований биоразнообразия мирового океана. Очень интересные есть предложения, мы активно обсуждаем с президиумом Российской академии наук.



©РАН 2024