http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=8ce9c354-b85d-4491-9580-39c97327a583&print=1
© 2024 Российская академия наук

Нарушений не выявлено

12.04.2008

Источник: Российская газета



Федеральное агентство по науке и инновациям давно и плодотворно сотрудничает с вашей газетой, публикации которой отличает точность и объективность.

Тем большее удивление вызывает появление в N 4627 от 02 апреля 2008 г. содержащего откровенную дезинформацию материала "Интеллект за взятки. Треть выделяемых на науку денег идет в откат". Это касается ряда утверждений директора Российского научно-исследовательского института интеллектуальной собственности (РНИИИС) г-на Лопатина В.Н., давшего интервью корреспонденту "РГ".

1. Г-н Лопатин В.Н. утверждает, что почти никто не выполняет требования постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 685 "О порядке распределения правами на результаты научно-технической деятельности".

РГ: "А там однозначно сказано, что при заключении договоров, например, с институтами на выполнение НИОКР, госзаказчик, а это, как правило, агентства, обязаны включать в контракт пункт о передаче прав на результат исполнителю. Так вот это почти никто не выполняет. Типичный правовой нигилизм".

Во-первых, в указанном постановлении речь идет не о юридической передаче прав исполнителям, а об обязанностях государственных заказчиков включать в контракты условия, при которых права на создаваемые в ходе НИОКР результаты научно-технической деятельности могут быть в последующем закреплены либо за исполнителем контракта, либо за Российской Федерацией, либо за исполнителем контракта и Российской Федерацией совместно.

Во-вторых, в постановлении установлен круг объектов интеллектуальной собственности, которые могут быть разработаны в рамках выполнения работ по государственным контрактам и в отношении которых у сторон контрактов будут иметься соответствующие правомочия для выполнения установленных законодательством Российской Федерации действий по введению их в правовую охрану (закреплению прав) и/или признанию за ними соответствующих прав. Роснаука как государственный заказчик обеспечивает выполнение требований данного постановления в полном объеме.

С 2005 года в типовом контракте Роснауки имеется специальный раздел 6 "Права на результаты работ", в пункте 6.2 которого как раз и внесено условие с указанием того, кому и в каких случаях могут принадлежать права. При подготовке контрактов к заключению с победителями конкурсов осуществляется анализ технических заданий и других документов, необходимых для выполнения НИОКР, и в каждом контракте указывается сторона, которой будут принадлежать права.

2. РГ: "К примеру, более половины всех исследовательских программ в гражданской сфере формирует Роснаука и распределяет деньги на их финансирование".

В соответствии с разделением полномочий среди федеральных органов исполнительной власти правом формирования федеральных целевых программ наделены министерства, Роснаука как агентство такого права не имеет. Роснаука осуществляет функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, в частности через финансирование ФЦП. При этом Роснаука финансирует из средств федерального бюджета только те ФЦП, где Агентство является государственным заказчиком. Эти средства составляют примерно 20 процентов всех средств, которые направляются из бюджета на финансирование научных исследований гражданского назначения.

Все указанные средства распределяются на конкурсной основе. Проведение открытых конкурсов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Механизмы конкурса включают многоуровневую защиту от возможных злоупотреблений, решающую роль при формировании тематики лотов и оценке заявок участников конкурса играет мнение экспертов, представляющих как научное сообщество, так и бизнес-структуры.

3. РГ: "Сошлюсь на вице-президента РАН, академика Александра Некипелова, который на парламентских слушаниях сказал, что свыше 30 процентов из выделенных на науку средств уходит на "откаты" чиновникам, распределяющим эти самые миллиарды. Академик озвучил то, о чем давно говорят в кулуарах".

В отличие от других утверждений г-на Лопатина В. эта ссылка на мнение авторитетного ученого абсолютна точна. Действительно, Александр Дмитриевич сделал такое заявление, однако не указал, откуда он получил эту оценку. Можно предположить, что академик Некипелов А., являясь вице-президентом РАН, ориентировался на тот опыт, который ему хорошо известен, - ежегодно президиум РАН распределяет значительные бюджетные средства среди организаций РАН. Если академик имел в виду что-то другое, то не мешало бы ему более адресно и конкретно предъявлять такие серьезные обвинения.

4. РГ: "У нас предприятия отстранены от формирования исследовательских программ, а потому последние далеки от реальной жизни, от потребностей экономики. Это делают чиновники через близкие им структуры. Отсюда и все эти откаты. В 2007 году Федеральная антимонопольная служба по нашим обращениям, проверив Роснауку, выяснила, что победителями конкурсов в этом ведомстве признавались те, кто вообще не имел права в них участвовать".

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) никогда не предъявляла Роснауке подобных обвинений. В 2007 году РНИИИС подал 7 заявок на участие в конкурсах Роснауки в рамках ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" (далее - Программа). Ни в одном из этих конкурсов РНИИИС не стал победителем.

По запросам директора РНИИИСа В.Н. Лопатина Роснаука направила ему соответствующие разъяснения о результатах конкурсов с приложением результатов независимой экспертизы. В.Н. Лопатин обратился в Комиссию Госдумы по противодействию коррупции с обвинением Роснауки в нарушениях законодательства о госзакупках, откуда его письмо было направлено в ФАС России, Счетную палату РФ, а также в Генеральную прокуратуру РФ. ФАС России посоветовала Лопатину В.Н. обратиться в суд и обжаловать действия заказчика. В судебные инстанции РНИИИС не обращался.

По запросу Генеральной прокуратуры Роснаука предоставила все необходимые материалы с разъяснением результатов проведенных конкурсов. Повторного запроса в Роснауку от Генеральной прокуратуры не поступило. Проверка Счетной палаты не выявила в действиях конкурсных комиссий Роснауки нарушений в отношении конкурсов, в которых участвовал РНИИИС. Что касается формирования лотов, механизма подготовки тематики объявляемых конкурсов, то в этой процедуре принимают участие как представители научных организаций, так и промышленности.

В соответствии с Положением об управлении Программой создан Научно-координационный совет Программы (НКС), в состав которого входят видные ученые и специалисты в соответствующих областях, представители предпринимательского сообщества и федеральных органов исполнительной власти, а также рабочие группы НКС.

В настоящее время в НКС Программы и семи его рабочих группах работают 219 человек, из них: представителей научных организаций и вузов - 67 процентов, промышленности и бизнеса - 25 процентов, федеральных органов исполнительной власти - только 8 процентов (не занимающих при этом никаких управленческих постов в рабочих группах). Всего в органах управления Программой работают сотрудники более 100 организаций различной ведомственной подчиненности и различной формы собственности.

Формирование тематики и объемов финансирования работ и проектов в рамках мероприятий Программы осуществляется по заявкам заинтересованных организаций и физических лиц, условия подачи заявок размещены на сайте Роснауки. Все поступившие предложения рассматриваются рабочими группами НКС, на их основе формируются перечни работ и проектов в рамках соответствующих мероприятий Программы.

Далее указанные перечни рассматриваются на заседаниях НКС. По итогам рассмотрения подготавливаются рекомендации Роснауке для объявления конкурсов исполнителей в пределах лимитов бюджетного финансирования по соответствующим мероприятиям Программы. Таким образом, роль чиновников, а также "близких им структур" в подготовке тематики конкурсов сведена к минимуму, а мнение на этот счет г-на Лопатина В. иначе как вымыслом квалифицировать нельзя.

Сергей Мазуренко

Руководитель Федерального агентства по науке

и инновациям