Экономические мифы вокруг премьера

02.09.2010

Источник: НЕЗАВИСИМАЯ газета, Игорь Наумов



Торговлю с КНР Владимир Путин разнообразил высокотехнологичной продукцией

Поездку на автомобиле Lada Kalina по недавно построенной трассе «Амур» из Хабаровска в Читу премьер Владимир Путин использовал для общения с журналистами ряда центральных СМИ. В концентрированном виде экономическая тема прозвучала в интервью телеканалам «Россия 24» и «Моя планета». В том числе были затронуты аспекты сотрудничества с Китаем. При этом некоторые заявления премьера поставили в тупик даже опытных экспертов. Похоже, что премьер существует в атмосфере множества экономических мифов.

Владимир Путин нашел новый, прямо скажем, нестандартный способ общения со СМИ – давать интервью за рулем автомобиля. Поскольку премьерский автопробег проходил в непосредственной близости от китайской границы, то неудивительно, что многие вопросы так или иначе были связаны с торгово-экономическим сотрудничеством России и КНР.

Примечательно, что некоторые тезисы премьера выглядели спорно, а некоторые – просто удивительно. В частности, Путин заявил, что России не нужно соревноваться с Китаем в производстве товаров широкого потребления. «В этом нам вряд ли удастся китайцев превзойти, имея в виду, что ежегодно в трудовой рынок Китая вливается примерно около 200 миллионов дешевой рабочей силы», – пояснил премьер. По мнению экспертов, премьер скорее всего оговорился. Сегодня в Китае насчитывается свыше 800 млн. человек трудоспособного населения. Таким образом, ежегодная прибавка в 200 млн. рабочих рук даже для Китая с населением почти 1,33 млрд. человек явный перебор.

Если не в ширпотребе, то в высокотехнологичной продукции Россия в состоянии конкурировать с восточным соседом – уверен Владимир Путин. «Если мы будем развиваться по этому пути, у нас есть все шансы быть успешными», – убежден Путин. К сожалению, сегодняшние реалии не подкрепляют оптимизм премьера. По словам замдиректора Института Дальнего Востока РАН Андрея Островского, в настоящее время в российском экспорте в Китай доля продукции машиностроения не превышает 1,5%. При этом доля машиностроения в российском экспорте систематически снижается.

Этот вывод подтверждает официальная статистика Минпромторга РФ, согласно которой основными позициями экспорта из России в Китай в 2009 году являлись топливно-энергетические товары – свыше 8,2 млрд. долл., продукция лесопромышленного комплекса – почти 2,6 млрд. долл., химическая продукция, пластмассы, каучук и изделия из них – 2,1 млрд. долл. В то же время основными позициями китайского импорта в Россию в 2009 году являлись машины, оборудование, транспортные средства – 11,1 млрд. долл., текстиль и обувь – 4,3 млрд. долл., химическая продукция, пластмассы, каучук и изделия из них – 1,7 млрд. долл.

Таким образом, в последние годы Пекин торгует с Москвой по классической колониальной схеме: импортирует сырье и энергоресурсы, экспортирует товары с высокой добавленной стоимостью. При этом китайские партнеры применяют беспроигрышные для своей экономики схемы оплаты за поставки той малой доли высокотехнологичных товаров и услуг, которые еще сохраняются в российском импорте. В частности, за кредит в несколько миллиардов долларов, выделенный Москвой на строительство российскими атомщиками Тяньваньской АЭС, Китай рассчитался не «живыми» деньгами, а товарами широкого потребления. Натуральный обмен выгоден заемщику, обеспечившему выгодными заказами собственную легкую промышленность, но никак не кредитору, который взамен высоких технологий получил текстиль и обувь.

В какой форме производит «Рособоронэкспорт» расчеты за поставки в КНР военной техники и вооружений, не совсем ясно. Однако доля этих поставок в общей структуре российского экспорта постоянно снижается. Китай старается перейти на самообеспечение в этой сфере, последовательно избавляясь от импортозависимости, говорит замдиректора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин. И надо отдать должное, китайцы делают это весьма успешно. Например, в КНР когда-то не было собственного самолетостроения, почти все самолеты закупались в СССР, а теперь китайский авиапром способен полностью удовлетворить потребности своих ВВС. Сейчас то же самое происходит с вертолетостроением и т.д.

Установка Путина – продавать Китаю новейшие российские разработки – верна, но чтобы продавать наукоемкую продукцию по высоким ценам, необходимо инвестировать в отечественную науку, а финансовые ресурсы, выделяемые на эти цели государством и бизнесом, ограничены. «Чтобы от слов перейти к делу, власти должны переориентировать научно-техническую политику, перераспределить финансовые потоки. До тех пор, пока ученые в России будут мало зарабатывать, они будут уезжать работать за границу», – подчеркивает Островский.



©РАН 2019