ИСПОВЕДЬ ЕРЕТИКА

11.05.2009

Источник: Профиль, ЕМЕЛЬЯНЕНКО ВЛАДИМИР

<description>Фримен Дайсон, один из основоположников квантовой электродинамики, выступил в Москве с ошеломляющими заявлениями о неизбежности встречи с внеземными цивилизациями, «одомашнивании» биотехнологий и переселении людей в космос

84-летний Фримен Дайсон, «хулиган» от науки, — профессор Института передовых исследований (Institute for Advanced Study) Принстонского университета и один из наиболее ярких и парадоксальных интеллектуалов эпохи. Научную славу он снискал как физик и математик, а скандальную — своими заявлениями об эволюции человека и Вселенной. Московскую публику он сразу же предупредил о том, что привез «пять ересей, которые вы, услышав, вольны забыть», но если отринуть господствующие в науке догмы, то «за этими ересями, возможно, угадываются очертания будущего».

Ересь первая — «тайна Сахары»

— Как физик я утверждаю, что глобальное потепление прибавляет лишь по три миллиметра к толщине почвы Земли, что не представляет угрозы для людей, — полагает Фримен. — Скорее, климатические изменения — это предупреждение человечеству. Или зашифрованная просьба Земли относиться к ней как человек относится к себе — как к живому организму, в который лучше не вмешиваться грубо.

В мире происходит глобальная переориентация потоков тепловой энергии. Ученый высказал предположение, что прообраз глобального потепления виден в Сахаре, миллионы лет назад бывшей райским садом. Люди неумело взялись за нее, и она высохла, передав свой микроклимат современным Италии и Южной Франции. Механизм передачи ученым предстоит разгадать. Его действие, по Фримену, сегодня просматривается в Арктике и Антарктиде. Как полагает ученый, Сахара, Антарктида и Арктика шлют сигналы людям — «не потребляйте лишнего». Земля, устав от «обжорства» людей, ищет способы передачи благоприятного микроклимата, в котором людям комфортно, другим уголкам своего организма. Каким — вопрос. Но для подстраховки, убежден Фримен, вместо выкачивания природных ресурсов из недр планеты лидеры сверхпотребления — США, Китай и ЕС — должны прийти к необходимости срочного увеличения пахотных земель, дабы спастись от голода, который угрожает миру в связи с перенаправлением потоков тепловой энергии, названных Фрименом «тайной Сахары».

Ересь вторая — «комнатный» биотех

Когда Дайсону не было и 25, его друг Джон фон Нейман изобрел первый компьютер, заполнявший все пространство загородного дома. Тогда фон Нейман думал, что компьютеры останутся стационарными системами. Даже он не предполагал, что «компы» превратятся в карманные «машинки», доступные детям и домохозяйкам.

Как полагает Фримен Дайсон, по такому же пути — «одомашнивания» научных открытий — будут развиваться генная инженерия и биотехнологии.

— «Ручная» биотехнология, как компьютеры, войдет в каждый дом, — предрекает Дайсон. — Даже дети, предпочитающие сегодня компьютерные игры, завтра будут соревноваться в биотехнологических — кто из них красивее сделает динозавра или бабочку. Домохозяйки сами будут выводить комнатные растения и породы домашних животных. Причем все это будет происходить с настоящими яйцами и семенами.

Тут ученый солидарен с фантастами и уфологами: новый вид биотехнологического и генно-инженерного творчества широких народных масс станет началом революционных перемен в нашем образе жизни. Уход от централизованной биотехнологии, когда разработкой новых сортов растений занимаются крупные корпорации (Monsanto, США), а внедрением имплантатов — «Роснанотех» (Россия), обернется фонтанированием народного творчества. Фермеры смогут создавать любые сорта растений в зависимости от климата и вкуса, домохозяйки на кухне будут выводить комнатные растения нужного цвета и свойств.

Правда, ученый предупреждает, что, как и в случае с распространением Интернета, доступность биотехнологий таит угрозы. Как и в случае с Всемирной сетью, могут появиться «умельцы», которые сотворят вирусы — на этот раз не компьютерные, а живые.

Ересь третья — прощай, homo sapiens

Популярность и доступность биотехнологий, продлевающих жизнь и вносящих биоразнообразие, сделают человека все более искусственным, сколь бы пугающе это ни звучало. Как утверждает Дайсон, дарвиновская эволюция соревновательности видов заканчивается. Постдарвиновская эпоха — период глобализации — удаляет природу и человека от их естества. Генно-инженерное конструирование означает, что эволюция делает новый виток — соревновательность не то чтобы исчезнет, но в основание ее лягут иные критерии. А раз так, то рано или поздно встанет вопрос о перенаселенности планеты.

Ересь четвертая — «сфера Дайсона»

Дайсон — один из первых ученых с мировым именем, кто не побоялся обвинений в шарлатанстве и предложил научные методы поиска внеземных цивилизаций. В основу его поисков положен земной опыт: чем более развита цивилизация, тем больше ей требуется энергии. Из чего Дайсон сделал вывод: обнаружить «продвинутых» инопланетян можно по их инопланетным инфраструктурам для получения энергии из звезд. Основа концепции поиска иных миров — отрицание принятой практики поисков инопланетян на других планетах. Дайсон утверждает, что, если за основу взять биотехнологический и генно-инженерный прогресс, высокоразвитая цивилизация может проявить себя и с инженерной стороны.

Растущие энергетические потребности цивилизации и растущее население могут натолкнуть мыслящие существа на простое решение — разрушить близкие к своей звезде планеты так, чтобы их обломки более или менее равномерно распределились, образовав окружность. Если планет достаточно, то можно смастерить несколько окружностей, чем больше — тем лучше, и в идеале они замкнутся в полную сферу, способную улавливать энергию Вселенной и питаться от нее. Такая «конструкция» и получила название «сферы Дайсона». Кто найдет ее в иных мирах — тот и набредет на след инопланетян.

Ересь пятая — они живут в вакууме

Грубо говоря, Дайсон уверен: «Не там ищете». По его мнению, земляне найдут жизнь не на другой планете и даже не на ее спутниках, а в вакууме или даже «в облаке межзвездного газа». Если бы эту версию высказал кто-то иной, ее бы обозвали бредом. Но автор множества научных открытий, лауреат нескольких международных премий, Дайсон снискал репутацию ученого с нестандартным и футуристическим мышлением. Поэтому академический мир с вниманием прислушивается к способам поиска внеземных цивилизаций, которые предлагает Дайсон. Он настаивает на технологии поиска, которую называет pit-lamping. Этим термином аборигены в Арктике называют вид ночной охоты (кстати, нелегальный) с использованием затемненного фонаря.

— Это строго научный метод. Дело в том, что параболические лепестки некоторых полярных растений собирают отраженный солнечный свет на завязи и семени в центре цветка. Чтобы выжить. За четыре миллиарда лет существования жизни на Земле она сумела адаптироваться к множеству экологических ниш. Поэтому логично ожидать, что жизнь, если она способна существовать в других местах, обладает недюжинным запасом прочности в любых условиях.

Именно поэтому Дайсон полагает, что у жизни, способной существовать в условиях вакуума, гораздо больше шансов распространиться во Вселенной, нежели у обычной «околоземной». Так что планеты — не то место, где нужно искать инопланетян. «На планетах слишком тесно, их масса слишком велика», — полагает ученый. Из чего он делает еще один вывод: рано или поздно человеческой цивилизации, если она приспособится к условиям меняющейся эволюции Вселенной, придется переселяться с маленькой Земли в большой Космос.

— Жизни нужно пространство — не только для того, чтобы собирать энергию, но и чтобы избавляться от излишнего перегрева, — объясняет Дайсон. — Поэтому в далекой перспективе жизнь распространится там, где массой можно будет распорядиться более эффективно, — не на планетах, а, например, в скоплениях комет или в пылевых облаках, но в достаточной близости от подходящей звезды.

Последняя ересь

С точки зрения фундаментальной науки, которую представляет Фримен Дайсон, его предположения, мягко говоря, бездоказательны. Однако история цивилизации знает немало примеров, когда безумные и даже еретические высказывания, за которые людей отправляли на костер или в тюрьму, оказывались единственно верными. Когда-то оскорбляющим здравый смысл было предположение о том, что Земля кругла и вертится вокруг Солнца.

Сегодня, в либеральные времена, уфологов, фиксирующих «летающие тарелки» и визиты инопланетян на Землю, или энтузиастов, ищущих «снежного человека», держат едва ли не за безумцев. И всерьез научный мир их не воспринимает. Не исключено, что Фримен Дайсон — еретик-исключение, подтверждающий правило: прогресс двигают безумцы.