http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=a1ba7b7e-444c-4b8b-8e5c-5eec6fe834e4&print=1
© 2024 Российская академия наук

Портрет в Интернете

22.01.2010

Источник: ПОИСК, Надежда Волчкова



РАН расширяет свое присутствие в сети

Интернет-портал Российской академии наук, как и положено развивающимся электронным ресурсам, непрерывно пополняется новыми информационными материалами. Среди заметных обновлений 2009 года - страница созданного в ноябре Совета молодых ученых РАН и раздел «Фильмотека», в котором представлены документальные фильмы об известных институтах и выдающихся ученых. Они сняты студией "Наука-видео", которая давно сотрудничает с РАН. Еще одну новую рубрику сайта - «Электронные коллекции», открыла компьютерная книга "Президенты Российской академии наук". Презентация этого издания недавно прошла в Архиве РАН.

В книге собраны уникальные материалы, посвященные деятельности всех президентов РАН, начиная с заступившего на этот пост в 1725 году Лаврентия Блюментроста. Доктор медицины, лейб-медик царского двора, получивший блестящее европейское образование и защитивший диссертацию в Лейдене, Блюментрост по указанию Петра I подготовил «Проект положения об учреждении Академии наук», в котором были заложены организационные основы деятельности РАН. На протяжении более 20 лет проект выполнял функции академического устава. Выжимки («экстракты») из этого документа, вышедшие из-под пера первого президента академии, как и указ о его назначении на эту должность, подписанный Екатериной I, в книге приведены в виде факсимильных копий с оригиналов. Все «иллюстрации» - листки старинных рукописей, портреты, гравюры, чертежи, карты, в изобилии украшающие страницы издания, благодаря удобному интерфейсу можно рассмотреть в деталях.

Чтобы собрать и описать эти раритеты, найти и систематизировать необходимые сведения из истории РАН, популярно изложить и зрелищно представить весь этот материал на сайте, потрудились несколько академических структур: Архив РАН и его Санкт-Петербургский филиал, Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом), Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники РАН, Институт проблем информатики РАН, а также Научно-организационное управление РАН. Большую помощь ученым академии оказали их коллеги из Русского музея, Третьяковской галереи, Эрмитажа, Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге, Музея истории России, Кунсткамеры, архива Российской академии художеств.

Электронное издание "Президенты Российской академии наук" имеет научную значимость, поскольку представляет собой первое исчерпывающее исследование по данной теме. Книга наряду с компьютерным вариантом получит и традиционное «бумажное» воплощение. Можно уверенно сказать, что такого рода издание станет своеобразным бестселлером в академических кругах, и не только в них. Чтение этой книги доставит удовольствие любому человеку, обладающему вкусом к истории и литературе. Ею уже заинтересовались на телеканале «Культура», ведутся переговоры по поводу возможного выпуска цикла передач по собранным учеными материалам.

Проект реализован в рамках подпрограммы Президиума РАН «Информационное обеспечение деятельности РАН и взаимодействие со СМИ», координатором которой является заместитель главного ученого секретаря президиума член-корреспондент РАН Александр Толстиков.

Нам стало известно, что этот известный специалист в области тонкого органического синтеза, химии природных и биологически активных соединений, медицинской химии недавно был избран еще и членом-корреспондентом Российской академии художеств. Мы попросили А.Толстикова поделиться с читателями «Поиска» дальнейшими планами по изучению и широкому представлению наследия Академии наук, а также рассказать о своей второй «художественной» ипостаси.

- Александр Генрихович, было заявлено, что серию «Электронные коллекции» на сайте РАН предполагается пополнять. Что последует за компьютерным выпуском "Президенты Российской академии наук"?

- На повестке дня подготовка издания «Награды РАН» и электронной книги, посвященной 60-летию отечественного атомного проекта, - сообщил Александр Толстиков. - Кроме того, мы решили поддержать деятельность лаборатории фотокинодокументалистики (ЛАФОКИ) Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН по оцифровке имеющегося там собрания уникальных фотодокументов. В частности, в архивах ЛАФОКИ хранится собрание работ мастера студийного фотопортрета Моисея Наппельбаума. В 1938 году по договору с Президиумом Академии наук СССР известный фотохудожник выполнил серию портретов выдающихся ученых, действительных членов академии. Наши исследователи готовят электронное издание, в которое войдут знаменитые фотопортреты, описание научных достижений изображенных на них ученых и творческая биография М.Наппельбаума.

- Недавно вас избрали членом-корреспондентом Российской академии художеств. Принятие в РАХ ученого-естественника - не такое уж частое событие. Хотелось бы узнать подробности…

- Живописью я занимаюсь давно и профессионально. Многие члены Академии художеств знакомы с моим творчеством и оценивают его серьезно, без скидок на «вторую профессию». Видимо, уровень работ не вызвал у них сомнений, поскольку мне было предложено баллотироваться в члены-корреспонденты. Оказаться в рядах этой признанной организации мастеров искусства для меня большая честь. Прием в Академию художеств я рассматриваю как предпосылку к профессиональному творческому росту, в частности, в связи с возможностью выставляться в рамках проектов РАХ. А это, между прочим, не только привилегия, но и большая ответственность.

- У вас есть профессиональное образование в области искусства?

- Я окончил художественную школу, после чего намеревался продолжить занятия живописью на постоянной основе. Однако совмещать обучение на химическом факультете университета с прохождением полного курса в институте искусств оказалось сложно. Поэтому дальнейшее художественное образование я получил в мастерской Народного художника РСФСР профессора Уфимского института искусств Рашида Нурмухаметова. Мой учитель был блестящим портретистом, так что, наряду с навыками работы во многих жанрах и различными творческими концепциями, мне, кажется, удалось перенять у него мастерство написания портрета. По крайней мере, позировавшие мне люди чаще всего остаются довольными результатами совместных усилий.

- Что захватывает вас больше - наука или живопись?

- К занятиям живописью я отношусь так же серьезно, как и к научной деятельности. Работаю в мастерской почти каждый день, стараюсь обязательно «проиграть все гаммы». Поскольку свои работы я выставляю публично, то стараюсь добиться высокого уровня художественно-технического воплощения замыслов и не оставляю слабых картин. В общем, живопись для меня не способ заполнить досуг. Мое хобби музыка. В свое время я довольно серьезно ею занимался, но на совершенствование мастерства перестало хватать времени, поэтому сейчас играю только для себя и ближнего круга.

- После избрания в Академию художеств у вас, наверное, будет больше возможностей содействовать сближению РАН и РАХ?

- Теперь, когда наши первые совместные проекты - выставка «Социетет художеств и наук» и конференция «Наука и искусство в современном мире» - успешно реализованы, многим стало очевидно, что эту деятельность стоит продолжать. У идеи налаживания (вернее, восстановления) тесного сотрудничества академий, которые зародились и почти четверть века развивались в рамках единой структуры, появилось много приверженцев. Со своей стороны, я намерен способствовать установлению контактов между мастерами изобразительного искусства и учеными, занимающимися естественными науками. Как выяснилось у художников и скульпторов много точек соприкосновения не только с гуманитариями, но и с химиками, физиками, биологами, геологами.

Поэтому тема следующей конференции, скорее всего, будет связана с именем великого русского ученого и просветителя, поэта и художника Михаила Ломоносова. Будучи универсальным гением, он сумел возродить многие утерянные технологии, использующиеся в изобразительном искусстве - в частности, заново открыл способ приготовления смальты для создания мозаик. Надеюсь, что наши ученые тоже подзарядятся на стыке научной и художественной культуры идеями, которые дадут импульс новым направлениям в исследованиях и блестящим открытиям.