http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=a44799c4-7f2b-4154-8d62-5e29f9963114&print=1
© 2024 Российская академия наук

Закупочные сцены

12.08.2011

Источник: Поиск, Надежда Волчкова

Госзаказ – дело творческое?

Есть надежда, что ученым станет легче закупать необходимое оборудование и расходные материалы и «продавать» результаты своих исследований государству. В ходе круглого стола, посвященного презентации новых подходов к регулированию госзакупок в науке, выяснилось: совершенствование законодательства идет полным ходом. Разработчики продемонстрировали полное понимание специфики научной сферы и готовность во взаимодействии с ее представителями предложить такие закупочные механизмы, которые не будут тормозить исследовательский процесс и ставить отечественные бюджетные структуры в заведомо неконкурентные условия по сравнению с частными и зарубежными фирмами.

Несмотря на летнее время, для обсуждения одной из самых больных организационных проблем науки под названием «ФЗ-94» в пресс-центре РИА-Новости собралось довольно много экспертов, чиновников, ученых и журналистов. Открывая дискуссию, заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев не преминул отметить, что к действиям его структуру подтолкнула, в том числе, критика закона о госзакупках со стороны научного сообщества. Под нажимом общественности и при активном участии Минобрнауки в этот нормативный акт был внесен ряд поправок, облегчающих жизнь как ученых, так и организаторов конкурсов на проведение научно исследовательских (НИР) и опытно-конструкторских работ (ОКР).

К сожалению, последний пакет корректив, принятый в апреле, научную общественность не удовлетворил из-за половинчатости прописанных там мер. Замминистра сообщил, что в осеннюю сессию Госдума рассмотрит новые поправки, улучшающие предыдущие. Так, данное бюджетным учреждениям, выполняющим госконтракты в сфере НИР или ОКР, разрешение привлекать соисполнителей без проведения конкурсных процедур будет распространено на закупки товаров и услуг. Кроме того, обещано снять ограничения на расходование средств, полученных по всем видам грантов.

Наряду с исправлением 94-го закона Минэкономразвития занимается разработкой новой «системы координат» в области госзакупок. Для этого в министерстве создан специальный департамент по развитию Федеральной контрактной системы (ФКС). В круглом столе участвовала руководитель этой структуры Ольга Анчишкина. Выслушав претензии в отношении действующих норм госзакупок в науке - длительность исполнения бюджетных обязательств, низкий уровень оценки качества работ и квалификации исполнителя, ценовой демпинг - она заверила, что все эти вопросы найдут разрешение в рамках ФКС, главный принцип которой - вариативность контрактных технологий.

Система, по словам О.Анчишкиной, охватит весь цикл закупок для государственных нужд, включая их планирование, способы обеспечения контракта, контроль его исполнения на всех этапах.

Последняя задача - наиболее важная, заявила директор департамента, полемизируя с учеными, которые считают, что приоритет при осуществлении госзакупок в научной сфере должен быть отдан ужесточению квалификационных требований и повышению уровня экспертной оценки. «Если не следить за реализацией заказа в постконтрактный период, не поможет ни предквалификация (предварительный отбор участников конкурса, удовлетворяющих предусмотренным тендерными документами квалификационным данным – ред.), ни сколь угодно качественная экспертиза на выходе, - обосновала свою точку зрения О.Анчишкина. - Что могут поделать эксперты с сорванным или некачественно выполненным контрактом?»

Основная идея ФКС, дополнил коллегу А.Лихачев - обеспечить заказчика полным набором инструментов для выполнения госзакупок, повысив его персональную ответственность за результат. Большая свобода в распоряжении государственными деньгами (возможность выбора способов размещения заказа, правил оценки поставщика) будет скомпенсирована ужесточением смежного административного и уголовного законодательства, решил попугать ученых Алексей Евгеньевич. «А хуже не станет? Все же к 94 закону мы уже привыкли…» - засомневались участники встречи. Видимо, перед их глазами замаячили ужасные сцены будущих «контрактных разборок». Однако представители Минэкономразвития свое новое детище в обиду не дали. Они твердо пообещали, что ситуация изменится к лучшему. Так, конкурсные процедуры сделают прозрачными для государства и общества. В рамках ФКС будет решен и крайне важный для бюджетных организаций вопрос - о переходе на следующий год неизрасходованных в ходе конкурсов бюджетных остатков, пообещал А.Лихачев.

Узнать, как все эти благие намерения воплотятся в конкретные статьи закона, можно будет уже скоро. К сентябрю Минэкономразвития должно представить проект ФКС на суд общественности. Представители министерства призвали присутствующих принять участие в отработке важных для них моментов новой системы. В ответ генеральный директор Всероссийского теплотехнического НИИ, заместитель председателя Совета по президентским грантам для молодых ученых Александр Клименко предложил разработчикам закона продумать процедуру экспериментальной проверки его основных положений до введения ФКС в широкую практику.

Выступавшие ученые выражали пожелание, чтобы финансирование поисковых исследований и конференций вообще было выведено из системы госзакупок и происходило на заявительной (грантовой) основе. Директор Департамента государственной научно-технической политики и инноваций Минобрнауки РФ Александр Наумов заявил, что министерство будет поддерживать эту точку зрения. Как и другое предложение участников встречи - законодательно ввести в число участников контрактных отношений наряду с организациями (юридическими лицами) работающие в них научные коллективы.