http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=a78bca44-be39-41dc-8b9d-de93490ed609&print=1
© 2024 Российская академия наук

ВЫЙТИ ИЗ КРУГА. УКРАИНСКИЙ УЧЕНЫЙ НАДЕЕТСЯ ОБРАЗУМИТЬ КОЛЛЕГ

24.03.2019

Источник: Поиск, 24.03.19



Уже по тому, сколько времени потребовалось украинскому гостю, чтобы пройти через полный зал и занять почетное место в президиуме, было ясно, что Петра Толочко хорошо знают в академических кругах. Коллеги жали ему руки, обнимали, похлопывали по плечу - и все это радушно, с улыбкой. Ученые двух отделений РАН - историко-филологических и общественных наук - собрались на заседание, чтобы обсудить последнюю книгу иностранного члена РАН и академика НАН Украины, выдающегося историка и археолога Петра Толочко. В издании «Украина между Россией и Западом. Историко-публицистические очерки» (СПб, 2018 год) исследователь систематизирует свое отношение к трагическим событиям современной истории, ищет ответы на многие актуальные вопросы, призывает восстановить связи между Украиной и Россией. Работа адресована ученым, преподавателям и студентам - всем, кому не безразличны отношения двух родственных народов.

Петр Толочко, перешагнувший 80-летний рубеж, - автор более 500 научных работ и 30 книг. В 1993-1998 годы он - вице-президент НАН Украины, в 1987-2016-м - руководитель Института археологии. С его именем связаны крупные достижения в изучении древнерусского государства до монгольского нашествия.

Представил книгу ее издатель - ректор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, член-корреспондент РАН А.Запесоцкий:

- А.Пушкин, анализируя «Историю государства Российского» Н.Карамзина, заметил, что это исследование «есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека». Эти слова применимы и к творчеству академика П.Толочко. Петр Петрович считает, что момент истины наступает тогда, когда оценочные критерии включают не только научный принцип историзма, но и этику исследователя, в основе которой - совестливое отношение к прошлому. Жить по совести в бессовестное время невероятно трудно. А П.Толочко - обладатель, как сказал Андрей Вознесенский, «активной совести». Даже в самых трудных обстоятельствах он остается честен перед самим собой. У него особое чутье на правду.

Научная позиция П.Толочко основывается на признании, что Древняя Русь была общей этнической и культурной прародительницей современной России, Украины, Белоруссии. В те времена существовала единая русская (древнерусская) народность. Ученый приходит к выводу: украинцы были полноправными творцами Российской империи.

Интерес представляют и размышления автора о государстве и свободе. Притчей во языцех стало утверждение, что они - антиподы. По П.Толочко, не сдерживаемая в определенных границах свобода ведет к хаосу. Истинной свободы, говорит ученый, больше не там, где меньше государства, а наоборот, где его больше, где она становится условием стабильности и отождествляется не с анархией, а с уважением к конституционным порядкам и нравственности. Согласно П.Толочко, историческая память - синоним разума. Без нее он не существует.

Научный руководитель ИВИ РАН академик А.Чубарьян:

- Знаю Петра Петровича очень давно. И то, что он пишет, вызывает у меня глубокое уважение, потому что неимоверно трудно идти против течения. Так поступают люди в самых сложных ситуациях, когда она перестает соответствовать их принципам и убеждениям. Таких людей мировая история отмечает и не забывает. Позиция Петра Петровича Толочко ярко свидетельствует о его гражданском мужестве и гражданской позиции. Он очень много делает для того, чтобы сохранить наши связи, наши общие взгляды на исторические события. Значение его книги в том, что она поднимает в числе прочих проблемы идентичности, которая очень остро стоит сегодня на Украине, да и во всем мире.

Статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел РФ Г.Карасин:

- П.Толочко - знаковая фигура для российской науки. Он внес весомый вклад в наши знания о Древней Руси, за что признан мировым научным сообществом. Его последняя работа, предназначенная широкой публике, - это размышления об истории Киевской Руси, Украины, культурном родстве наших народов, неразрывных связях между ними - не поддалась влиянию конъюнктуры. Благодарю Петра Петровича за верность единству восточнославянской цивилизации.

С теплыми словами в адрес заслуженного историка выступили академики В.Тишков, А.Смирнов, С.Глазьев и др.

В ответном слове П.Толочко, как показалось, было немало грусти. Впечатление такое, будто тяжелую ношу несет на своих плечах этот человек.

- Конечно, приятно что студенты выстроились, даже образовался приличный «хвост», чтобы получить книгу с моим автографом. (Не верьте, будто авторы не особо любят это делать. Еще как любят!) Эта книга составлена из моих публицистических выступлений и, можно сказать, опалена нашей действительностью. Она сплотила моих друзей и единомышленников - а их, если честно, немного - и наплодила многочисленных противников.

Я - историк и филолог (эта книга для меня - занятие побочное) - изу-чаю наше общее прошлое - Киевскую Русь и Русь. Представляю себе мощное родовое древо, в его основании - 12 восточнославянских племен. Могучий ствол - это Древняя Русь с тремя ветвями. И мне обидно и горько, что на Украине находятся люди, пытающиеся переиначить нашу историю - мифологизировать ее, поделить народ на наших и не наших - утверждающие, что мы были колонией России. Мне кажется, это плохая услуга современным украинцам, поскольку развивает у них комплекс неполноценности и социальной неуверенности. Ведь если в прошлом мы не могли создать ничего достойного, если нас не унижал только ленивый, то как мы можем обустраиваться сегодня? И из этого заколдованного круга многие не могут выбраться. Как говорят, успешные народы создают позитивные мифы о своей истории, а неудачные - отрицательные.

Вот я и взялся за перо и уже много лет пытаюсь как-то образумить наше общество, в частности, историков. Признаюсь, успехов немного. Мой сын сравнивает меня с последним защитником города: он еще пытается его отстаивать, а враг давно уже городом овладел. Готов повиниться в своих заблуждениях. Но не принимаю националистической идеологии. Зачем навязывать всей Украине националистов из наших западных областей? Это разрушает государство, потому что зреют силы, не согласные с этим, и когда-нибудь они себя проявят. Но это снова означает борьбу.

Еще одно мое «заблуждение» - так называемый цивилизационный выбор. На каком-то этапе у нас горячо заговорили, что Украине надо сделать свой цивилизационный выбор. По простоте душевной решил, что ребята просто неграмотные. Как делать выбор, если его давно сделали наши предки еще при Владимире Святославовиче? Вошли в Византийское содружество наций и в этой идентичности прожили тысячу лет, и, замечу, неплохо. Мне казалось, что мои соотечественники просто этого не понимают. Но потом осознал: очень хорошо понимают, коли поставлена задача изменить нашу восточно-украинскую православную идентичность.

Я не против Европы. Но если мы пойдем туда с нашей идентичностью и ментальностью, то не как враги России, ведь правда? Но нас надо так изменить, чтобы мы пошли туда и объявили, что с русскими у нас нет ничего общего: они нам не братья, не родственники и даже не знакомые. Западу нужна другая Украина, но ту, что им по вкусу, я не приемлю. Наши руководители говорят, что Толочко не патриот. Но это хитрое смещение понятий. Толочко критикует власть, значит, он не патриот Украины. Но зачем же отождествлять себя с Украиной? Сегодня вы есть, а завтра уйдете, вас могут поменять или смести. Если бы я не любил Украину, я бы, наверное, куда-нибудь уехал. Но я об этом не думаю. Для меня, как и для большинства людей, не ослепленных антироссийским дурманом, совершенно очевидно, что лучшее будущее Украины невозможно построить на конфронтации с Россией. Это безнадежный, тупиковый путь, и рано или поздно с него придется сойти. Разумеется, лучше раньше, чтобы экономические потери не стали для Украины необратимыми.

Вот с такими мыслями я и живу. Вспоминаются строки моего любимого поэта Некрасова: «Мне борьба мешала быть поэтом, мне стихи мешали быть борцом». Нечто подобное происходит и со мной. Я отвлекаюсь от своей прямой профессии, хотя, наверное, мог бы еще книгу написать. Пусть моя работа кажется в чем-то наивной и идеалистической, но я ее продолжаю. Свидетельство того - моя новая книга.