Остров Русский

11.07.2008

Источник: Эксперт Online, Василий Авченко



Русский остров, отделенный от Владивостока проливом Босфор Восточный, уходит «на гражданку». Земли Минобороны, на которых стоят давно превратившиеся в руины воинские части, решено вывести в гражданский оборот в связи с запланированным проведением здесь саммита АТЭС-2012. На острове появятся асфальтовые дороги, которых сегодня здесь нет в принципе, современные гостиницы, огромный пресс-центр и ретрит-хаус и многое другое.

Проблем пока больше, чем их решений. Во-первых, концепция использования острова после саммита постоянно меняется. Во-вторых, необходимый элемент этого райского будущего – мост через пролив Босфор Восточный, который свяжет остров с материком, вряд ли будет построен в срок.

Сначала о концепциях. Год назад обсуждалась, например, идея создания на Русском особой экономической зоны туристическо-рекреационного типа. В прошлом году первый вице-премьер Сергей Иванов, побывав во Владивостоке, выразился по этому поводу так: «Не надо ездить нырять в Египет, надо ездить на Русский!» Потом планировалось, что вся созданная «под саммит» островная инфраструктура станет основой будущей игорной зоны – одной из четырех российских резерваций для азартных игр, которая, согласно федеральному закону, должна разместиться и в Приморском крае. Но прилетевший во Владивосток в конце июня текущего года министр регионального развития РФ Дмитрий Козак сообщил, что игорной зоны на Русском не будет. А вместо царства порока и азарта на острове появится оазис высшей школы и академической науки, а именно – Тихоокеанский научно-образовательный центр. Для этого даже была расширена подпрограмма «Владивосток» федеральной целевой программы «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья». Этот центр, в свою очередь, будет состоять из двух элементов: Дальневосточного федерального университета (ДФУ), который планируется создать на базе Дальневосточного государственного университета (ДВГУ) – крупнейшего вуза в округе, расположенного во Владивостоке, и научного парка местного отделения РАН.

Поскольку указ о создании сети федеральных университетов был подписан Дмитрием Медведевым сразу же после вступления в должность президента России, можно надеяться, что больше подход к появлению такого вуза в Приморье меняться не будет. По словам ректора ДВГУ Владимира Курилова, объекты будущего ДФУ начнут строить на Русском уже в 2009 году. По сути, это будут объекты «двойного назначения»: сначала их используют для проведения саммита, а уже потом отдадут университету. Сегодня на Русском ведутся соответствующие топографические изыскания. А на прошлой неделе в Москве были представлены шесть проектов строительства объектов саммита и Тихоокеанского научно-образовательного центра, разработанные компаниями из России, Израиля и Тайваня. В итоге, скорее всего, до конца года появится некий синтетический проект, в котором будут учтены все лучшие идеи.

Особенность ДФУ, в отличие от подобных мегавузов, уже созданных в Сибири и на Юге России, заключается в тесном контакте высшей школы с фундаментальной наукой. Поэтому Тихоокеанский научно-образовательный центр, куда войдет и будущий университет, будет представлять собой единый городок площадью примерно 600 га, расположенный в районе полуострова Саперный острова Русский (неподалеку от него, кстати, должен появиться и приморский океанариум, поручение о строительстве которого экс-президент Владимир Путин дал еще в 2004 году). Владимир Курилов добавляет, что проектировщики ДФУ изучили облик лучших вузов мира от Оксфорда до Кембриджа и нацелились на то, чтобы построить еще более продвинутый кампус. Постараться придется, ведь только по сегодняшним прогнозам в университетском городке будут одновременно обитать около 50 тыс. студентов и преподавателей.

Что касается второго элемента научно-образовательного центра – научного парка Российской академии наук, то он будет включать в себя семь новых научных институтов ДВО РАН и ряд других объектов. Как сообщил на пресс-конференции председатель Дальневосточного отделения РАН академик Валентин Сергиенко, речь идет о создании НИИ по тем направлениям, которые в первую очередь необходимы для развития Дальнего Востока. Это медицинские технологии, геофизика, геохимия, освоение месторождений нефти и газа и др. Кроме того, планируется создание центра экологического мониторинга океана. Ученые будут заниматься как собственно научно-исследовательской деятельностью, так и подготовкой специалистов в ДФУ и их последующим привлечением к профильной работе. Наконец, в этом же районе острова Русский планируется построить парк живой природы, где в условиях, близких к естественным, будут содержаться уссурийские тигры, олени, косули, медведи, а возможно, и дальневосточные леопарды – самые редкие кошки планеты, оставшиеся лишь в Хасанском районе Приморского края в количестве 30−40 особей.

В общем, планы по проведению саммита АТЭС спровоцировали небывалый полет фантазии чиновников, строителей и проектировщиков самого разного толка. Проблема в том, что для встречи лидеров стран АТР на острове необходимо не только превратить его в современный городок со всей необходимой деловой инфраструктурой, но и связать этот клочок земли, плавающий в океане, с материком – то есть с самим Владивостоком. Эту функцию призван выполнить мост через пролив Босфор Восточный. Между тем известный приморский мостостроитель с 30−летним стажем Виктор Гребнев (директор ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания», которая стала генподрядчиком строительства другого моста – через бухту Золотой Рог) вчера открыто заявил, что построить мост на Русский к саммиту АТЭС в очерченные сроки нереально [1]. «Не в упрек строителям босфоровского моста, я их прекрасно знаю: Борис Кондрат, генеральный директор УСК „Мост”, которая станет генподрядчиком строительства моста на Русский, – мой бывший заместитель, но этот мост просто технологически нельзя успеть построить к саммиту. И мы уже идем по лезвию ножа, а там… Если будет на Русском саммит – значит, каким-то другим образом будет налажена транспортная схема», – отметил Гребнев. Если сбудутся его скептические прогнозы (это первое подобное заявление, публично сделанное столь компетентным специалистом!), то, видимо, главы более чем двух десятков стран и экономик АТЭС будут доставлены на Русский вертолетами или катерами.

Впрочем, азиатско-тихоокеанские чиновники, по идее, смогут перетерпеть эти неудобства. Вопрос в том, смогут ли перетерпеть столь ощутимый удар по имиджу российские власти? По всей видимости, ответ на этот вопрос должен появиться уже в текущем году. Известно, что генподрядчик строительства моста на остров Русский будет выбран не по конкурсу, а назначен специальным постановлением правительства РФ. И этот статус получит как раз московская УСК «Мост», которую упоминал в своем ответе Виктор Гребнев. Пока постановление не вышло, руководство этой компании не комментирует перспективы строительства моста. Очевидно, что возведение этого элемента инфраструктуры острова покажет, для чего на самом деле Россия так сильно стремится провести саммит АТЭС-2012 именно во Владивостоке. Если во главе угла стоят имиджевый эффект и стремление показать свои возможности, то мост будут пытаться построить любой ценой, но в нужные сроки. При этом не исключен вариант и того, что сроки будут сорваны. Если же планы создания на Русском Тихоокеанского научно-образовательного центра – это ясная и уже неизменная перспектива, то мост, конечно, нужно строить. Но не в таком авральном режиме, а на века



©РАН 2022