ГЛОБАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И ЕГО РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: «АРКТИЧЕСКАЯ ОТТЕПЕЛЬ» КАК ПРЕДВЕСТНИК «ОТТЕПЕЛИ САНКЦИОННОЙ»

11.04.2019

Источник: Инвестиции в России, 11.04.19 Леонид Раткин



В апреле 2019 года в северной столице была проведена серия форумов, на которых рассматривались различные аспекты взаимодействия представителей отечественной академической науки и руководства промышленных предприятий, инвестиционных институтов и финансово-экономических структур. Особое внимание уделялось разработке нефтегазовых ресурсов и освоению северных территорий, включая арктический шельф.

Пятый Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», проведенный в Санкт–Петербурге, открылся пленарным заседанием «Арктика. Океан возможностей», в котором приняли участие Президент Российской Федерации В.В.Путин, Президент Финляндской Республики Саули Ниинисте, Президент Республики Исландия Гудни Торлациус Йоханнессон, Премьер-министр Королевства Норвегия Эрна Сульберг, Премьер-министр Королевства Швеция Стефан Левен. Выступая с приветственной речью, Владимир Владимирович отметил, что «в 2021 году Россия примет председательство в Арктическом совете» (АС), и уже сейчас всем государствам, участвующим и пока не участвующим в АС Российская Федерация гостеприимно предлагает сотрудничество в различных областях, в т.ч. «продвижение природосберегающих технологий во всех сферах, в промышленности, на транспорте и в энергетике». Президент РФ В.В.Путин уточнил, что отечественные арктические проекты реализуются «на основе самых современных экологических стандартов», например, освоение Харасавэйского и Бованенковского месторождений газа и «комплекс по производству сжиженного природного газа на Ямале». Стратегические капиталовложения в данный регион очевидны: «сейчас на долю Арктики приходится более 10 процентов всех инвестиций в Российской Федерации», и «значение арктического фактора в экономике страны будет только расти».

Прочным фундаментом для будущих капиталовложений и инвестиционных инициатив является развитие «транспорта и другой опорной инфраструктуры», в числе основных «инфраструктурных проектов – строительство Северного широтного хода» (СШХ), железнодорожной магистрали, «которая позволит приступить к эффективному освоению природных богатств Полярного Урала и Ямала, а в перспективе – и севера Красноярского края Российской Федерации». Также важны работы «по развитию глобального транспортного коридора, включающего Северный морской путь, который будет действовать бесперебойно и круглогодично». Одной из стратегических целей, намеченных еще в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2018 года, является значительное увеличение объема региональных грузоперевозок: «только по Севморпути – до 80 миллионов тонн уже к 2025 году». В 2018 году «объем перевозок по Севморпути уже достиг 20 миллионов тонн», что «втрое выше советского рекорда, поставленного в 1987 году»: когда «Советский Союз провел по этому пути 6,5 миллиона тонн». Задействование «на полную мощность» регионального транспортного коридора предполагает развитие береговой и коммуникационной инфраструктуры, «включая портовые мощности, средства навигации, метеонаблюдения, обеспечения безопасности коммерческого плавания». Инвестиционно-привлекательными для российских и зарубежных финансово-экономических институтов являются проекты «по созданию портов–хабов в конечных точках трассы» («Мурманский транспортный узел», «портовая инфраструктура в Петропавловске-Камчатском») и программы по модернизации гаваней «арктического побережья, включая возможности для организации перевозок «река – море»».

Важное направление формирования благоприятного инвестиционного климата – обновление ледокольного флота и «выпуск судов ледового класса»: в Санкт–Петербурге ныне строятся новые атомные ледоколы «Арктика», «Сибирь» и «Урал», а «к 2035 году арктический флот России будет насчитывать не менее 13 тяжелых линейных ледоколов, в том числе девять атомных», что позволит «сделать Северный морской путь безопасным и выгодным для грузоотправителей, привлекательным как по качеству услуг, так и по цене». Эффективная ценовая политика сделает уровень оплаты «за ледокольное сопровождение судов» экономически-обоснованным и конкурентоспособным: «государство потому и вкладывает свои средства в эту сферу, чтобы минимизировать тарифную нагрузку на перевозчиков, на бизнес». Рост региональных капиталовложений и инвестирование проектов предполагает задействование всего инвестиционного инструментария, в частности, уже апробированных «в рамках программ развития дальневосточных регионов России». Особое внимание следует уделить неизменности условий реализации инвестпроектов, заявительному порядку возмещения налога на добавленную стоимость (НДС), льготным ставкам на прибыль, упрощенному порядку предоставления земельных участков и понижающим коэффициентам по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Также необходимо оперативно разработать «проект специального федерального закона об особой системе преференций для инвесторов арктической зоны», что предполагает принятие соответствующего закона уже в осеннюю сессию Государственной Думой Федерального Собрания РФ.

Поскольку «полномочия Министерства по развитию Дальнего Востока расширены: теперь в его сферу, в сферу ответственности этого ведомства, входит и Арктика», Президент РФ В.В.Путин предложил «распространить на Арктику и работу институтов развития Дальнего Востока, если необходимо – обеспечить докапитализацию Фонда развития Дальнего Востока для целевого финансирования арктических проектов». Поскольку «для комплексного развития региона, для решения уникальных, нестандартных задач в высоких широтах нам нужна мощная научная, кадровая, технологическая база», в Российской Федерации создаются региональные научно-образовательные центры, «которые интегрируют возможности университетов, исследовательских институтов, бизнеса, реального сектора экономики»: создание такого центра в арктическом регионе обеспечит «как развитие фундаментальной науки, так и решение прикладных, практических задач освоения Арктики». Владимир Владимирович отметил, что «будущее – за активными академическими и университетскими обменами, за созданием международных исследовательских команд, альянсов высокотехнологичных компаний», и совместная реализация региональных инвестиционных проектов позволит, в частности, повысить капиталоемкость «в области судостроения, связи, безопасности мореплавания, в сфере экологии, добычи полезных ископаемых и биоресурсов». Для обеспечения «баланса между экономическим развитием и сбережением арктической природы», сохранения «ее уникальных, хрупких биосистем», ликвидации «ущерба, накопленного в ходе порой экстенсивной, потребительской хозяйственной деятельности в прошлые десятилетия» в РФ в течение нескольких лет проводится т.н. «генеральная уборка арктических территорий»: «начиная с 2012 года вывезено и утилизировано более 80 тысяч тонн отходов». Также «в ближайшие годы в рамках федерального проекта «Чистая страна»» будут ликвидированы «шесть крупных объектов накопленного экологического вреда в Архангельской, Мурманской областях, Ненецком автономном округе, Карелии и Якутии», еще «предстоит очистить акваторию Кольского залива на площади свыше 200 квадратных километров». Развитие системы «особо охраняемых природных территорий, заповедников», в частности, Национального парка «Русская Арктика», предполагает разработку дополнительных мер «по развитию здесь цивилизованного экологического туризма и созданию необходимой инфраструктуры». Президент РФ В.В.Путин, в частности, отметил важность перехода судов «на более экологичные виды топлива», «прежде всего газомоторное топливо, особенно суда, которые функционируют в северных морях, в арктической зоне».

Президент Финляндской Республики Саули Ниинисте отметил, что «вопросы Арктики надо обсуждать на уровне глав государств и правительств», поскольку «это – то рациональное зерно, которое лежит в основе финской инициативы, связанной с созывом первой арктической встречи в верхах», ведь «основная озабоченность, связанная с Арктикой, – это, безусловно, изменение климата»: «Межправительственная комиссия по изменению климата в прошлом году в своем докладе показала, что Арктика – это одна из наиболее уязвимых систем на нашей планете». Но «то, что происходит в Арктике, напрямую влияет на остальной мир»: «то, что тает лед в Арктике, ускоряет изменение климата на глобальном уровне». Президент Финляндии предложил «быстро сократить новые выбросы» СО2 в атмосферу «Парижское соглашение – это прекрасная основа»: «недавняя информация от наших российских организаторов говорит о том, что они планируют ратифицировать Парижское соглашение, и это можно только приветствовать». Также предлагается «убрать из атмосферы старые выбросы» СО2, «улучшить использование топочного углерода», улучшить природоохранные меры, например, для сбережения лесов. Важным фактором, обуславливающим таяние арктических льдов, является сажа: «сокращая выброс сажи, мы добьемся быстрого позитивного результата». Для решения проблем «сажи в Арктике» предлагается модернизировать устаревшие электростанции и инвестировать в экологически-чистое судоходство.

Президент Финляндской Республики Саули Ниинисте напомнил, что «последние два года Финляндия председательствовала» в АС, руководствуясь ключевыми приоритетами «экологическая защита, взаимосвязь, метеорология и образование». Через 4 недели председательство Финляндии в АС заканчивается, и после встречи министров иностранных дел всех восьми членов АС в Рованиеми председателем АС станет Исландия – до 2021 года, когда председателем в АС станет Россия. Президент Финляндии уточнил, что АС «являлся форумом для конструктивного диалога, и ни в коем случае этот дух не является характеристикой нынешней ситуации в мире», но в АС «смогли сохранить этот дух», что – не только «значительное достижение», но и «прекрасная цель и для будущей деятельности». Важно, чтобы «напряженность за пределами Арктики» не влияла на работу АС, но помимо защиты работы АС «от внешней неопределенности» возможно распространение позитивного опыта как модели «сокращения напряженности в других регионах», например, «если мы сможем консолидировать сотрудничество» АС с другими региональными структурами: «Совет Баренцева / Евро-Арктического региона, Арктический форум береговых охран и партнерство «Северное измерение» – все это положительно сказывается на работе в Арктике». Обмен информацией между ними и АС взаимовыгоден и полезен, ибо формирует предпосылки для долгосрочного научно-образовательного, промышленно-технологического и финансово-экономического сотрудничества. Поскольку «Арктический регион сам по себе не свободен от напряженности», и «растут экономические, стратегические интересы в Арктике», а также «растет риск конфронтации по мере того, как растет количество участников» арктических проектов, для российских и иностранных ученых и представителей деловых кругов представляется уникальная возможность участвовать в историческом процессе гармонизации отношений и формировании долгосрочного инвестиционно-привлекательного благоприятного регионального климата.

Президент Республики Исландия Гудни Торлациус Йоханнессон в своем приветствии участникам и гостям форума пояснил, что «Арктика – это ключевой приоритет» государственной внешней политики: «в 2011 году альтинг, наш парламент, разработал и принял арктическую политику при поддержке всех партий». В Исландии есть «Арктический круг» и другие «организации, которые являют собой прекрасные форумы», но АС благоприятно «выделяется благодаря своему характеру и благодаря своей долгой и качественной истории реализации качественных проектов в области защиты экологии и в области устойчивого развития». В АС под лозунгом «Вместе – к устойчивой Арктике!» Республики Исландия «будет делать акцент на трех основных областях. Первое – морская окружающая среда Арктики. Второе – климат и энергосберегающие решения. Ну, и, наконец, третье – это люди, живущие в Арктике». В рамках мероприятий Исландии в АС «по сокращению загрязнений океана будет организована международная научная конференция по загрязнению Арктики и Арктического океана пластиком», которая будет проведена в апреле 2020 года. По климату и природоохранным технологиям основной приоритет – на биоэкономике, что «позволит позитивно повлиять на сокращение загрязнения, на усиление экономики и на поддержку развития общества». Для поддержки коренных народов Арктики в АС «Исландия намерена продолжать сотрудничество по таким важным темам, как обеспечение связанности в этом регионе, обеспечение социального благополучия, и, конечно, это включает в себя качество жизни». Необходимо развивать культурные и академические обмены, и АС должен быть позитивной силой, которая несет положительные изменения в регионе.

Премьер-министр Королевства Норвегия Эрна Сульберг начала свое приветствие с недавнего отчета «по новым высочайшим температурам в Канаде и по всему миру». Поскольку «десять процентов населения Норвегии живет в Арктике», вопрос является стратегически важным и приоритетным для государственного развития. Одно из возможных решений проблемы – т.н. ««зеленое мышление», или «зеленая философия»»: совокупность инфраструктурных методологий и технологий для качественного преобразования жизни людей в арктическом регионе. В Норвегии инвестиции в арктическую инфраструктуру не ограничиваются научно-образовательным и промышленно-технологическим секторами, но и охватывают социальные объекты спортивно-медицинского и культурного назначения, например, «комфортные детские сады», «футбольные поля», «концертные залы и больницы». Премьер-министр Норвегии отметила, что «есть эффективно работающий правовой режим, и, безусловно, самый важный инструмент в этой связи – это морское право»: «именно основываясь на уважении к законодательству, международному праву и региональному сотрудничеству, мы сможем обеспечить мир в этом регионе», и АС – «это важная платформа для диалога и практического сотрудничества», «важнейшая площадка для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес в этом регионе». Эрна Сульберг подчеркнула, что «министерская встреча в Рованиеми в мае будет знаменовать успешное завершение председательства Финляндии» в АС, который провел «обширную, грандиозную работу по документированию изменения климата в регионе». Добрососедские отношения Норвегии и России позволили реализовать множество долгосрочных проектов: «соглашения о предотвращении инцидентов в открытом море, о сотрудничестве между береговой охраной двух стран, а также совместные инициативы по защите окружающей среды, а также существование прямой «горячей линии» между Военным штабом Норвегии и российским Северным флотом – это эффективные механизмы, которые работают на благо обоих государств». Проявление «крепких двусторонних отношений» - и в том, что «пловцы и борцы из России и Норвегии вместе тренируются в Мурманске, что существуют норвежско-российские оркестры, что норвежские студенты учатся в Архангельске»… Примеров масса, и все основаны «на уважении и понимании взаимных, порой различных, культур». Предстоящее председательство Норвегии с октября Норвегия в Совете Баренцева / Евроарктического региона позволит повысить уровень безопасности региона Баренцева моря, минимизировать риски развития региональных техногенных и природных катастроф и больше внимания «уделять вопросам здравоохранения» и социально-медицинского обеспечения.

Ключевыми факторами для обеспечения региональной стабильности, по мнению Премьер-министра Королевства Норвегия, являются «управление и поддержание экосистемы океанов, основанное на знаниях и науке» и долгосрочное взаимовыгодное «сотрудничество между прибрежными государствами», ведь «все морские государства, особенно арктические государства, несут особую ответственность за то, чтобы защитить наши океаны и сохранить их здоровыми и полными жизни и ресурсов»: «Норвегия и Россия всегда активно сотрудничали именно в этой сфере уже на протяжении 60 лет». Также «за 40 лет совместного управления рыболовством мы сумели защитить среду и при этом получить хороший улов рыбы в Баренцевом море», а ныне Норвегия и Россия «объединяют усилия, для того чтобы защитить Баренцево море от мусора». С этой целью Эрна Сульберг «создала группу высокого уровня по устойчивой экономике океанов, туда входят лидеры 14 прибрежных государств и целый ряд экспертов»: в октябре 2019 года «Норвегия проведет седьмую конференцию по океану», на которой планируется рассмотреть вопросы «устойчивого развития экономики океанов и разумного использования ресурсов морей и прибрежных зон».

Премьер-министр Королевства Швеция Стефан Левен уточнил, что уже заключен «целый ряд юридически обязывающих соглашений, которые позволяют нам работать вместе в том, что касается поиска и спасения на морях, предотвращения разливов нефти, а также научного сотрудничества»: рабочие группы АС «по-прежнему готовят высококачественные научные доклады по проблемам, с которыми сталкивается Арктика». Швеция сейчас является председателем в Совете Баренцева / Евро-Арктического региона и с глубокой тревогой наблюдает за происходящими в арктическом регионе изменениями: согласно данным АС, «среднегодовые температуры воздуха в 2014–2018 годах были выше, чем в каком бы то ни было году начиная с 1900-го, а в сентябре объем морского льда сократился на 75 процентов с 1979 года», «появляется новая Арктика, и она требует нового ответа, она требует новых мер в области адаптации и повышения устойчивости». По мнению Стефан Левен, «глобальное потепление, его последствия в Арктике могут привести не только к природному, экологическому кризису – к катастрофе»: «потенциально эти изменения могут представлять собой угрозу в области безопасности общемирового масштаба», «потепление в Арктике может обернуться издержками в 90 триллионов долларов к концу этого века»! Поскольку «повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года и Парижское соглашение – это признаки изменяющейся парадигмы, они позволяют нам развивать общество и добиваться наших чаяний, обеспечивая лучшую жизнь не только для нас, но также и ради грядущих поколений», и «сейчас мы стоим на пороге глобального преобразования нашей системы энергетики, перехода от ископаемых видов топлива к возобновляемым источникам энергии». Премьер-министр Королевства Швеция убежден, что «будущее в руках тех, кто примет новую «зеленую» экономику, в руках тех, кто будет инвестировать в устойчивые технологии, а также энергетические системы, основанные на возобновляемых источниках энергии, в руках тех, кто стремится к инновациям ради будущего, а не пытается черпать решения из прошлого. Стефан Левен подтвердил, что «Швеция поставила себе целью обеспечение углеродонейтрального статуса к 2045 году», и «в долгосрочной перспективе только обеспечение низкоуглеродной экономики позволит нам добиться роста в будущем». Например, шведская Арктика – это «оленеводство, горнодобывающее дело, крупнейший университет», «потрясающие природные красоты и места, привлекающие туристов», «достижения в области высоких технологий» и компьютерных систем, «а также космическая отрасль», что «подчеркивает необходимость обеспечения устойчивого экономического, социального, а также экологического развития» региона.

В рамках Пятого Международного арктического форума «Арктика – территория диалога» состоялась серия секционных заседаний и круглых столов, в которых приняли участие представители академических институтов, российских и зарубежных научных организаций, промышленно-технологических и финансово-экономических структур. В дни работы форума была развернута масштабная экспозиция, на которой были представлены отечественные и иностранные разработки.

Выводы и рекомендации:

1. В новой стратегии развития арктического региона до 2035 года целесообразно интегрировать мероприятия государственных программ и национальных проектов, концепции совершенствования инфраструктуры арктических городов и регионов и планы по наращиванию капиталовложений крупных инвестиционных компаний. Среди важнейших критериев необходимо учитывать вывод арктических регионов на уровень не ниже среднеевропейского по всем важнейшим социально-экономическим показателям, рост объемов промышленного производства, а также учет специфики проблем коренных малочисленных народов Севера.

2. В Арктике наблюдаются температурные аномалии, классифицируемые как оттепель: температура арктического региона возрастает в несколько раз «быстрее, чем на планете в целом». Для спасения уникальной арктической экосистемы необходима консолидация усилий всего мирового научного сообщества, что предполагает, в частности, масштабные капиталовложения в регион и разработку системы национальных инвестиционных программ. Совокупность факторов, свидетельствующих о динамике изменений на мировых сырьевых и финансовых рынках, смене конъюнктурных предпочтений и долгосрочных трендах развития, позволяет рассматривать «арктическую оттепель» как один из предвестников «оттепели санкционной».



©РАН 2024