НОВАЯ ЧАСТИЦА ОКАЗАЛАСЬ КРАСИВОЙ, НО ОЧЕНЬ СТРАННОЙ

20.06.2007

Источник: Известия, ПЕТР ОБРАЗЦОВ

Международная группа ученых из Национальной ускорительной лаборатории имени Энрико Ферми (около г. Чикаго) объявила об открытии ими новой элементарной частицы с весьма необычными свойствами. Эта частица заполняет собой "пробел" в теории стандартной модели образования Вселенной.

В знаменитом фильме "Девять дней одного года" на стене лаборатории висел шутливый плакат "Откроем новую частицу в текущем квартале! ". С тех пор физики мало того что понаоткрывали кучу элементарных частиц, и почти что в каждом квартале, но и выяснили, что сами элементарные частицы состоят из других, еще более элементарных частиц - кварков. Кстати, название этим частицам дал их первооткрыватель Гелл-Манн, воспользовавшись совершенно бессмысленной цитатой из романа Джеймса Джойса "Поминки по Финнегану": "Три кварка для мистера Кларка! "

В мире элементарнейших кварков все не так, "как на самом деле", т.е. как в нашем, "большом" мире. У кварков есть масса, скорость и остальные "нормальные" характеристики, но есть и не имеющие аналогий в "большом" мире. Этим характеристикам были придуманы довольно забавные названия - например, очарование (шарм) или красота (бьюти). Совершенно дикая для нас фраза "кварк с красотой минус одна третья" для физика есть совершенно точное указание на поведение этого кварка. Обычно элементарные частицы, например протон или нейтрон, состоят из одного-двух сортов кварков.

Но на этот раз, во втором квартале 2007 года, международная группа из 610 (! ) специалистов из 88 (! ) научных институтов из 19(! ) стран заявила об открытии первой элементарной частицы, состоящей из кварков всех трех типов - а это "красивый", "нижний" и "странный" кварки. Эта частица называется "барион кси-суб-би" и образуется при столкновении других частиц. Затем она пролетает всего несколько миллиметров и распадается. Обнаружение этой частицы поможет понять тонкости процессов, происходивших после Большого взрыва - момента образования Вселенной. Другими словами, пока этот барион представляет только теоретический интерес.

Но при чтении сообщений об открытии, например, такой частицы всегда появляется недоумение - господи, а зачем все это нужно, когда не решены проблемы ЖКХ и преемника президента? Есть два ответа на этот естественный вопрос. Во-первых, человек генетически любопытен и не может не стремиться узнать, как устроены не только унитаз и водопровод горячей воды, но и Вселенная. А во-вторых, в 1932 году была абсолютно никому не нужна только что открытая частица нейтрон. Через 13 лет из нее сделали атомную бомбу.