А.Долголаптев: "Наукоград это то, где начинается инновационная экономика в стране"

18.12.2006

Источник: Sciencerf



14 декабря, в Медиа-центре газеты "Известия" состоялась пресс-конференция на тему: "Наукограды на пороге 10 летнего юбилея. От шарашек к наукоградам". В пресс-конференции приняли участие депутат Государственной Думы, руководитель рабочей группы Комитета по вопросам местного самоуправления по изучению и совершенствованию законодательства о наукоградах Гаджимет Сафаралиев, президент Союза развития наукоградов Анатолий Долголаптев, директор Союза развития наукоградов Михаил Кузнецов и глава города Троицка, который борется за звание наукограда, Виктор Сиднев.

Михаил Кузнецов обрисовал общее состояние наукоградов на данный момент. По его словам, российский научно-технический потенциал территориально располагается весьма неравномерно. Кроме нескольких крупных городов, значительная часть научного и наукоемкого промышленного потенциала сосредоточена в специфических инновационных поселениях - наукоградах. Именно с ними неразрывно связано становление, развитие и перспективы отечественной науки и наукоемкой промышленности, а также создание и производство вооружений.

Большинство наукоградов создавались в 30-х, 50-х и 70-х годах специальными постановлениями высших органов власти страны для решения важнейших государственных задач: общие стратегические и политические цели руководства СССР требовали развития военно-промышленного комплекса и его научно-технической поддержки. Реализация крупнейших проектов в этой сфере привела к созданию ряда научно-технических комплексов с соответствующими поселениями.

Сам термин "наукоград" был введен впервые Спартаком Петровичем Никаноровым и Натальей Константиновной Никитиной в 1991 году. Тогда - в начале 90-х - стало ясно, что "грядут большие перемены", поэтому был создан Союз развития наукоградов для выработки согласованных позиций по важнейшим вопросам их жизнедеятельности. В инициативном порядке был разработан проект Концепции государственной политики по сохранению и развитию наукоградов. Однако ликвидация Советов привела к отмене наметившихся решений и действий по вопросам жизнедеятельности и развития наукоградов. Первые варианты проекта закона "О статусе наукограда Российской Федерации", разработанные один - в Совете Федерации, другой – в Государственной Думе, появились лишь в 1995 году.

В 1996 году Союз развития наукоградов был воссоздан в форме некоммерческого партнерства "Союз развития наукоградов России". В настоящее время членами Союза являются 37 муниципальных образований, причем, не только "чистые" наукограды, а и некоторые ЗАТО и промышленный Серпухов. В члены Союза также входят ряд организаций и предприятий, университетов и т.д. Десятилетнее взаимодействие российских городов науки между собой, с органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ по вопросам развития местного самоуправления, сохранения и использования их научно-технического и образовательного потенциала для инновационного развития страны позволили сформировать основы государственной политики в отношении наукоградов, ее нормативного правового обеспечения и накопить некоторый позитивный опыт, считает М.Кузнецов.

"Введение особого статуса наукоградов должно быть направлено как на стимулирование развития высокотехнологического производства и призвано обеспечить вывод России на передовые позиции в мире в тех направлениях, по которым имеется значительный научно-технологический задел, так и на развитие собственно территорий – наукограда и региона", - цитируют "Известия" слова М.Кузнецова.

Участники пресс-конференции отметили, что основные исходные позиции в отношении наукоградов следующие: Наукоград - ценный, стратегически значимый субъект развития страны, который сейчас находится в переходном периоде и нуждается в отдельном нормативном регулировании. По вопросам развития и использования потенциала наукоградов должны быть приняты высшие государственные решения, долгосрочная стратегия и текущая программа развития. В основе этой программы должны быть: ориентация научно-производственного комплекса наукограда на инновационную деятельность, на выпуск наукоемкой конкурентоспособной продукции, баланс интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, на территории которого размещен конкретный наукоград, органов местного самоуправления муниципального образования – наукограда и его населения, комплексное развитие муниципального образования, включая его научно-производственный комплекс, социальную сферу и решение экологических проблем. Кроме того, по мнению участников пресс-конференции, между основными заинтересованными в инновационном развитии сторонами: правительством, губернатором и муниципалитетом - должно быть заключено соглашение.

Президент Союза развития наукоградов Анатолий Долголаптев отметил, что после принятия закона о наукоградах началась активная работа во многих населенных пунктах по подготовке программ развития наукоградов. По словам А.Долголаптева, сегодня в России 72 города и поселка, которые могли бы претендовать на статус наукограда. Активная работа ведется в 26 городах, 10 из которых получили официальный статус. "Главное - даже не те очень скромные, на наш взгляд, неправильно выделяемые деньги на поддержку социальной сферы городов, вместо того, чтобы развивать и поддерживать там инновационную экономику. Главное - определенность государства, что в этих городах будет проводиться государственная политика по поддержке основных направлений развития науки и техники, критических технологий. А в этих городах как раз сосредоточены определенные правительством и президентом приоритетные научные позиции", - считает А.Долголаптев. Он также отметил, что "всегда, но особенно в последнее время, в ГД, в Комитете по местному самоуправлению мы получали поддержку многим инициативам".

Недавно А.Долголаптев принял участие в работе I Международной конференции городов науки, организованной Советом Европы, которая прошла в ноябре в Германии, в городе Магдебурге. На своей традиционной встрече с дубненскими журналистами, состоявшейся 1 декабря, он рассказал, что на конференции проводились так называемые "панели" - дискуссии, когда выходили несколько участников и обсуждали проблему между собой и с залом, сообщает сайт "Наукоград Дубна". К сожалению, представление о нашей стране как сугубо сырьевом доноре уже настолько укоренилось в Европе, что поначалу, как заметил А.Долголаптев, никто особенно не понимал, что Россия делает на этой международной конференции. Ему пришлось сделать короткое вступление, и когда засветилась карта России, на которой были отмечены 72 кружка – города науки, 10 из которых были выделены красным цветом, как имеющие официальный статус, по залу прошел ропот: никто такого не ожидал.

На пресс-конференции, прошедшей в "Известиях", были озвучены некоторые итоги развития наукоградов в РФ:

-был принят федеральный закон "О статусе наукограда Российской Федерации", предусматривающий присвоение статуса наукограда Российской Федерации на срок до 25 лет;

-реализован программный принцип развития муниципальных образований – наукоградов, согласованный населением, городскими элитами и органами власти всех уровней;

-предусмотрены договорные условия реализации программ развития наукоградов (Правительство РФ, руководящие органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления);

-появился опыт, заделы и предложения по использованию и механизмам использования земель и недвижимости для целей развития;

-накоплен позитивный опыт участия населения и межмуниципального взаимодействия в реализации крупных инфраструктурных проектов: по развитию высшего образования, по жилищному строительству, телефонизации интернетизации и т.д.;

-созданы и создаются инновационные центры по ряду сфер применения инновационного продукта (в Московской - Троицк, Королев, Красноармейск, Реутов и в других областях – Кольцово, Обнинск, и др.);

-к 2006 году десять наукоградов получили статус "Наукоград Российской Федерации" (Обнинск, Королев. Дубна, Кольцово, Мичуринск, Реутов, Фрязино, Петергоф, Пущино, Бийск), еще три прошли все экспертизы и согласования Межведомственной комиссии по научной и инновационной политике на федеральном уровне (Димитровград, Жуковский, Троицк); часть наукоградов согласуют документы на федеральном уровне, согласовав в регионах (Ковров, Комсомольск-на-Амуре, Северск, Сосновый Бор, Черноголовка,), другие дорабатывают программы своего развития и согласуют документы на региональном уровне (Апатиты, Дзержинский, Долгопрудный, Заречный, Красноармейск, Протвино, Ханты-Мансийск, Юбилейный); проявляют активность и другие (например, Северодвинск, Зерноград);

-в закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" введена статья об отдельном законе для наукоградов и о том, что в наукоградах не будут вводиться два уровня местного самоуправления – они "являются городскими округами";

-началось объединение наукоградов с "промышленными" и "сельскохозяйственными" муниципальными образованиями в Территории перспективного научно-технического развития – ТНТР (например, ТНТР "Южное Подмосковье" с центром в Серпухове, куда кроме Серпухова входят Серпуховский район и наукограды Оболенск, Протвино, Пущино.) и этот процесс начинают стимулировать субъекты Федерации;

Начинают формироваться и новые наукограды. Серьезный прорыв в этом отношении сделан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. За последние несколько лет в городе Ханты-Мансийске созданы Югорский НИИ информационных технологий и Югорский государственный университет, оснащенные по высшему разряду современными приборами и оборудованием. Создается Рассийский центр программирования с обширной технопарковой зоной и жилым комплексом в Дубне – по существу новый наукгорд на 30 тысяч жителей;

Накоплен опыт создания и работы непосредственно в инновационной сфере. В Троицке образован Центр инновационных технологий, ориентированный на работу как с локальными, отраслевыми, так и с комплексными инновационными проектами (учредители Администрация Троицка, Троицкий научный центр РАН, Союз развития наукоградов России, Корпорация "МетаСинтез"). Этот центр, получил стартовую финансовую и методическую поддержку по европейской программе ТАСИС. Аналогичную поддержку ТАСИСа в 1998-2001 годах получили еще несколько инновационных центров наукоградов. Так созданы информационно-инновационные центры в Зеленограде, пос. Кольцово Новосибирской области, г. Реутове Московской области, г. Обнинске Калужской области. При этом создаваемые структуры составили основу единой инновационной сети, связывающей не только организации наукоградов но и организации и предприятия промышленных центров. В значительной мере за счет средств ЕС была обеспечена подготовка кадров для созданных центров, включающая, в том числе, зарубежные стажировки в аналогичных европейских структурах, и оснащение центров необходимым оборудованием.

Отметим, что в США насчитывается 84 научно-технических зон, а в федеральной программе намечено создание 1 тысячи свободных экономических зон с приоритетным развитием наукоемких производств. В Германии имеется более 50 технопарков, в Голландии - 45, в Англии -30, в Японии - 18 технополисов... В Китае уже 20 лет проводится программа по привлечению инвестиций в зоны ускоренного технического развития. Статус российского наукограда, в соответствии с практикой технополисов на Западе, позволяет вернуть в местный бюджет часть прироста налоговых поступлений, образовавшихся за счет выпуска наукоемкой продукции, что является стимулом для дальнейшего роста инновационной деятельности и наукоемкого производства.



©РАН 2018