http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=c9acf336-3b91-40d8-8792-fe85cc16fd11&print=1
© 2024 Российская академия наук

Виктор Садовничий: Образование относится к числу безусловных приоритетов РАН

19.06.2008

Источник: ИТАР-ТАСС, Владимир Рогачев

Образование относится к числу безусловных приоритетов Российской академии наук

Об этом заявил накануне на совещании в РАН по вопросу взаимодействия Академии наук и высшей школы вице-президент РАН, ректор МГУ академик Виктор Садовничий.

«Основополагающими принципами всей системы высшего образования, — подчеркнул он, — являются доступность, фундаментальность и качество. Именно они определяют эффективность и конкурентоспособность образования». Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова абсолютно объективно превосходит в фундаментальной подготовке на первой стадии любой из 50 ведущих университетов мира.

По оценке ректора, «90-е годы оказали разрушительное воздействие на систему образования, новая политическая реальность обернулась для образования своей не лучшей стороной — отсутствием необходимого государственного финансирования и как следствие утечкой интеллектуального потенциала, угрозой приватизации университетов».

«За период с 1990 по 2000 год общая численность персонала, занятого исследованиями и разработками в России, — сообщил В. Садовничий, — сократилась более чем наполовину. В абсолютных цифрах наука потеряла более 1 миллиона человек. На постоянное место жительства за рубеж выехало 20 тысяч человек, занятых в сфере науки и образования. Еще 33 тысячи человек работают за границей по контрактам, т.е. большинство из них основную часть времени или постоянно находятся за рубежом и лишь формально числятся в наших списках», — добавил он.

Вместе с тем, отметил ректор МГУ, «хорошо, что сейчас начали создаваться условия для возврата уехавших в 90-х годах наших специалистов и для приезда к нам зарубежных специалистов. Это и есть настоящая академическая мобильность».

«Более 10 лет мы живем в условиях реформирования системы образования, - напомнил академик Садовничий. — Начавшиеся еще в 90-е годы реформы продолжаются полным ходом и часто далеко не лучшим образом сказываются на положении дел в образовании как высшем, так и среднем. Сегодня реформа в разгаре». По словам вице-президента РАН, «поскольку сейчас России принадлежит малая часть мирового рынка образования — десятые доли процента, — то делается вывод о неконкурентоспособности нашей высшей школы, и некоторые чиновники считают, что это связано в первую очередь с качеством образования, которое, по их мнению, не выдерживает международной конкуренции».

«За последние 15 лет неоднократно менялись организационные формы преобразований, но неизменными оставались идеи реформирования, направленные на прямое следование зарубежным образцам», — сказал В. Садовничий.

«На наш взгляд, — подчеркнул он, — это чревато утратой очевидных, признаваемых во всем мире достижений отечественного образования. Заметим, что западные страны сами не стремятся ломать свои системы образования и отказываться от собственных достижений».

Говоря о тестировании, на котором основан ЕГЭ, академик отметил, что «в западных странах его позиции в лучшем случае можно назвать маргинальными, в частности, в США «система не сводится к тестам, там есть еще эссе, есть рекомендательные письма и многое другое».

«Никто не доказал, что российская система образования плохая, — констатировал глава МГУ, — что она хуже, чем в других странах. Больше говорят о том, что она должна быть иной, причем такой, какая нужна как бы не нам, а кому-то. И вот парадокс — Россия — единственная страна, которая критикует свое образование и ругает», потому что оно не такое, как у других.

«Мы не против изменений в образовании, более того, считаем их необходимыми, — заявил В. Садовничий. — Следует отметить, что много полезного, особенно в последнее время, вместе с министерством (Минобрнаука) нами было сделано. Но часто преобразования совершаются не после серьезного научного анализа, не после тщательных расчетов всех последствий».

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова абсолютно объективно превосходит в фундаментальной подготовке на первой стадии любой из 50 ведущих университетов мира. Об этом заявил накануне на совещании в РАН по вопросу взаимодействия Академии наук и высшей школы вице-президент РАН, ректор МГУ академик Виктор Садовничий.

Как рассказал ректор, в МГУ «была создана комиссия, членами которой были только те академики, профессора, которые работают в зарубежных университетах, и только они делали доклады по сравнительному анализу учебных планов 50 ведущих зарубежных университетов и Московского университета и ряда других университетов». «Это была серьезная работа с точной статистикой, и я привожу ее результат, — сказал В. Садовничий. — Из всего перечня учебных курсов по естественно-научным дисциплинам, читаемых во всех 50 ведущих университетах мира в сумме, две трети читаются в Московском университете, в то время как в каждом из сравнивавшихся ведущих университетов читается меньше половины этих курсов».

«Мы абсолютно объективно превосходим в фундаментальной подготовке на первой стадии любой ведущий университет мира», — не без гордости констатировал ректор МГУ. «Однако, выигрывая в обучении студентов, мы проигрываем в аспирантуре, — признал он. — Поэтому подготовка аспирантов и докторантов должна занимать особое место в наших планах». «Прекрасным примером необходимости повышения уровня аспирантуры и докторантуры является раздел «Образование» академической программы по развитию нанотехнологий, которую в целом ведет академик Жорес Алферов», — отметил Виктор Садовничий.

Он также рассказал, что проблема утечки умов не обошла МГУ стороной. Ректор университета признал, что за перспективными студентами некоторых факультетов, в частности, физического, биологического и вычислительной математики и кибернетики, начиная с 3-го, 4-го курсов, ведется «охота» представителями зарубежных научных центров и компаний. «Так и есть, — сказал Виктор Садовничий, — проблема острая. Хотя несколько уменьшен поток отъезда уже зрелых, крупных ученых, потому что сейчас условия здесь стали лучше».

«Проблема есть, — констатировал ученый, — и она может быть решена только принятием на высоком уровне крупных мер по созданию условий» для жизни и работы после окончания учебы. «Мы этой проблемы не боимся, — сказал В. Садовничий, — но учитывать ее надо».