НИКОЛАЙ ШМЕЛЕВ: БУДЕМ ЖИТЬ, КАК В ШВЕЦИИ. НО НЕ СКОРО

09.03.2007

Источник: Политический журнал, Беседовал Владимир КУЗНЕЧЕВСКИЙ



Если руководство страны доведет до конца заявленные приоритетные национальные проекты, то у России есть все шансы через два поколения сравнять жизненный уровень россиян со Швецией.

Эту столь неожиданную фразу-прогноз директор Института Европы РАН, академик Николай Шмелев высказал нашему корреспонденту почти сразу после сенсационного выступления президента России Владимира Путина на мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. Как известно, в этом выступлении президент специально остановился на проблеме преодоления бедности в международном масштабе, но коснулся в этом плане и положения дел в России в сравнении с международным контекстом. Редакция попросила известного ученого прокомментировать эту проблему применительно к России, сравнить наше нынешнее состояние со странами ЕС и попытаться заглянуть в перспективу, хотя бы на несколько десятков лет вперед.

- Николай Петрович, мы с удовольствием присоединяемся к поздравлениям, которые вы получили по поводу того, что президент России на днях своим указом наградил вас за выдающиеся заслуги в деле развития науки орденом Дружбы народов.

- Спасибо.

- Знаю, что недавно вы опубликовали большую работу под названием "Россия через 50 лет: возможные сценарии будущего". Не слишком далеко попытались заглянуть?

- Вот именно после написания этой работы я и пришел к выводу, что по отношению к нашей стране да и ко всему остальному миру, прогнозировать дальше, чем на 15-20 лет вперед, смысла нет. Если учесть те тенденции, которые сегодня существуют в мире и у нас, то максимум, что можно со сравнительно большой долей вероятности предвидеть, так это развитие событий на протяжении жизни одного-двух поколений.

Но и за это время в мире обязательно произойдет что-нибудь такое, что может перевернуть все с ног на голову. Кто-нибудь мог, к примеру, предсказать, даже не за 20, а хотя бы за пять лет такое всемирно-историческое событие, как внезапный самораспад Советского Союза?

- Не только за пять лет. Я вспоминаю, как в мае 1991 года мне как заместителю главного редактора "Российской газеты" председатель Верховного Совета РСФСР прислал перехват секретного доклада ЦРУ о будущем СССР. Так там черным по белому было написано, что Советский Союз распадется примерно через 50 лет. А это произошло ровно через шесть месяцев.

- Ну вот видите. В отношении тех сюжетов, о которых мы говорим, пользуясь этим временным критерием, с достаточной уверенностью можно, пожалуй, сказать лишь одно: через 15-20 лет Россия, наконец, расплатится по всем своим и старым, и новым счетам, а через два поколения по жизненному стандарту может выйти на уровень Швеции...

- Я понимаю, почему вы привели как ориентир Швецию. Я помню, как в 1990-е годы правительство этой страны пригласило вас прочесть курс лекций шведским студентам, и это позволило вам хорошо узнать жизнь этой страны. И все же не могу не выразить недоумения: через два поколения выйти на уровень этой страны по жизненному стандарту?.. Росстат недавно опубликовал в качестве официального издания статистический сборник "Россия и страны-члены Европейского союза", так там в графе "Основные показатели уровня жизни населения" можно прочесть, что по оценке среднедушевого ВВП в 2002 году Швеция в четыре раза превосходила Россию...

- Это действительно так. Но обратите внимание, что, во-первых, речь идет о 2002 годе. С того времени кое-что изменилось. В прошлом году, например, рост инфляции, по официальным данным, составил у нас 9%, а мы с уверенностью можем оперировать только официальными данными, потому что в оценочном плане разброс цифр довольно большой и потому налицо слишком большая инвариантность результатов исследований. Средний рост заработной платы составил 13,3%, а доходы населения в целом выросли более чем на 10%. В Швеции жизненный уровень, естественно, растет тоже, но примерно на 2% в год. Правда, от другой базы, что, конечно же, нужно учитывать, тем не менее темпы роста у нас выше.

Давайте возьмем другой показатель - среднесуточное потребление калорий на душу населения. В 2002 году в Швеции он, согласно официальным данным, превышал российский показатель не в четыре, а в три раза. Но давайте рассмотрим этот процесс в динамике. С 1995 по 2002 год среднесуточное потребление калорий на душу населения в Швеции возросло на 3%, а в России - на б с лишним. Число построенных квартир на 10 тысяч человек населения в 2003 году в России составило 30, в Швеции - 21,7. Конечно, по величине квадратных метров квартиры в Швеции и в России различаются сильно, но и субъективное ощущение жизненного комфорта тоже различается. А в 2006 году в России было взято 200 тысяч ипотечных кредитов, то есть люди приобрели 200 тысяч квартир. Разумеется, мы танцуем от разной базы, но мы же говорим о динамике процесса.

В своей работе, которую вы упомянули в начале разговора, я, кстати сказать, нарисовал два сценария, один - пессимистический, а другой - оптимистический. И написал, что при непредвзятом взгляде на вещи баланс между пессимистическим и оптимистическим прогнозами развития России в ближайшие полвека складывается примерно в соотношении 49:51 в пользу последнего.

Хотел бы в этой связи обратить внимание на одну очень важную, с моей точки зрения, вещь. Логика логикой, но еще более важной вещью по сравнению с ней играет настроение людей: кто-то верит в катастрофу, а кто-то - в лучшее будущее. Так оно было и так будет всегда. Кстати сказать, в 2006 году Нобелевская премия по экономике была присуждена американскому экономисту Эдмунду Фелпсу за работы 1960-1970-х годов, в которых ему удалось доказать, что субъективные настроения индивидов в экономических процессах влияют на экономическую политику государства и решения, принимаемые корпорациями.

- Иными словами, вы хотите сказать, что если руководство страны ведет разумную политику и посылает народу импульс в этом направлении, то такая психологическая штука может обернуться с течением времени реальными экономическими результатами?

- Именно это я и хочу сказать. Я считаю, что в последние четыре-пять лет в целом в обнадеживающем направлении развивается не только экономика, но и внутриполитическое устройство России. Страна всерьез приступила (по сути, впервые в своей 1000-летней истории) к строительству демократического общества, и теперь, похоже, ничто, кроме угрозы вторжения извне, не может свернуть ее с этого пути. Будет ли у нас, учитывая российские традиции, своего рода "демократический цезаризм", или классическая парламентская демократия, или федерация с обширными полномочиями регионов.- Простите, вы имеете в виду нечто напоминающее так называемый парад суверенитетов, какой мы наблюдали в начале 1990-х годов?

- Да боже упаси, я имею в виду нечто аналогичное, скажем, правам американских штатов или канадских провинций, да пусть даже швейцарских кантонов - на предстоящие полстолетия не это представляется для нас главным. Основной вопрос для двух, как минимум, ближайших поколений для нас - это создание прочного фундамента под всем зданием российской демократии, а именно - действенной системы местного самоуправления.

Между прочим, ведущие демократические страны потратили на это целые столетия. Мы идем гораздо быстрее, просто фантастически быстрее. Вероятно, не только потому, что народ наш безмерно талантлив, но еще и потому, что Россия раньше дважды делала попытки в этом направлении: в середине XVI века (в первой половине царствования Ивана Грозного) и во второй половине XIX - начале XX века ("земство"). К сожалению, исторического терпения, как говорится, не хватило.

Сегодня мы вновь в начале пути. Но, похоже, понимание необходимости реформы местного самоуправления в обществе вызрело. Я согласен с президентом, что местное самоуправление - ключевой институт федеративного демократического государства.

Главное же заключается в том, что без выборной, ответственной и, в финансовом смысле, самостоятельной системы самоуправления Россия вряд ли может рассчитывать на истинный подъем творческих сил народа, на утверждение законности и порядка сверху донизу, и если не на искоренение, то, по крайней мере, на обуздание разъедающих ее изнутри коррупции и преступности.

- То есть главное заключается в том, чтобы демократические процессы начали развиваться снизу, от самого населения?

- Здесь все главное и все взаимосвязано. Огромное значение имеет то, что власть повернулась лицом к социальным проблемам. Меня по-настоящему порадовало то, что были запущены вот эти четыре приоритетных национальных проекта. И дело не в объемах отпущенных на это средств, а в том, что власть отказалась жить дальше по привычному уже для нее пути. Ведь пять поколений власть фактически занималась тем, что отнимала у людей средства к нормальному, достойному существованию, направляя заработанные людьми деньги в эту прорву - якобы оборонную промышленность.

Причем именно заработанные людьми деньги. Откуда взялось это ставшее расхожим мнение, что российский работник погряз в лени, в низкой производительности труда и потому только живет бедно? Да ничего подобного! По нашим расчетам, на 1 доллар своей зарплаты российский работник производит в три раза больше вновь созданной стоимости, чем, например, работник в США. Суть дела - в вопиющей несправедливости и, как следствие, неэффективности производственных отношений, сложившихся в России в XX веке. Уже сейчас российская экономика, несомненно, выдержала бы, если бы в законодательном порядке в стране был бы установлен обязательный, законом гарантированный минимум зарплаты, скажем, 1,5 - 2 доллара в час. Конечно, подобный минимум в какой-то мере отразился бы и на инфляции. Но емкость внутреннего рынка он увеличил бы раза в 3-4. И это был бы не экзогенный (внешний), а внутренний, органически встроенный в российский экономический механизм источник роста.

- 1,5-2 доллара в час, это примерно чуть более 10 000 рублей в месяц. Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН академик Виктор Ивантер недавно сказал мне, с оговорками, правда, что можно этот гарантированный минимум зарплаты закрепить и на уровне 15 тысяч рублей в месяц...

- Я думаю, что не только он и я так считаем. Главное же заключается в том, что что-то сдвигается в плане человеческого отношения к людям. Я эти четыре национальных проекта рассматриваю как первую ласточку в развороте власти лицом к человеческим проблемам. Тот факт, что в выступлениях президента появился устойчивый тезис о том, что социальное благополучие, сбережение народа и страны является национальной проблемой номер один, показывает, я на это надеюсь, что закончился, наконец, исторический период искусственного удержания нашего народа в нищенском состоянии.

В завершение хотел бы подчеркнуть, что Россия - европейская страна. И ориентация на европейскую модель "социального рыночного хозяйства" для нас является естественной, она отвечает нашему историческому наследию и национальным традициям.



©РАН 2020