Геннадий ПИЛЬНОВ: «Сложную процедуру передачи технологий, заложенную в новый закон, на весь госсектор науки распространять не стоит»

27.01.2009

Источник: STRF.ru, Михаил Найдён



По закону, в конкурсе на передачу технологий побеждает тот, кто предоставит лучший план коммерциализации технологии. Но в законе вообще не прописано, каким образом и по каким критериям государство будет контролировать исполнение этого плана. И как оно должно себя вести, если изменившаяся ситуация на рынке потребует внести в план корректировки? Непонятно.

Справка STRF.ru:

Пильнов Геннадий Борисович, исполнительный директор НП «Российская сеть трансфера технологий», координатор направления «Трансфер инноваций, технологий и знаний» международного проекта Gate to Russian Business Innovation Network («Вход в Российскую бизнес-инновационную сеть») Геннадий Пильнов: «Закон о передаче прав на единые технологии — первый прецедент чёткой регламентации трансфера технологий от государства в бизнес» По оценкам многих экспертов, предмет регулирования данного федерального закона крайне узок: могут передаваться только технологии, права на которые принадлежат России или её субъектам. Например, ненужные более стране разработки для ВПК или те, от которых в своё время отказались институты.

На Ваш взгляд, стоило ли вообще принимать закон в таком «урезанном» виде?

— Думаю, стоило, поскольку данный закон — первый прецедент чёткой регламентации передачи прав на единые технологии, пусть и в узкой сфере. Но, пожалуй, не нужно было включать в сферу его регулирования передачу технологий из госсектора науки (то есть от институтов РАН, ГНЦ и прочих научных организаций госсектора) в частный. Если говорить об опыте Украины, похожий закон сильно затормозил этот процесс.

Прежде чем адаптировать закон к более широкой сфере, необходимо широкое обсуждение с привлечением специалистов по трансферу технологий, директоров институтов, конкретных разработчиков. К тому же ту сложную, многоступенчатую процедуру, которая заложена в новый закон, не стоит распространять на весь госсектор науки.

Какие из его статей Вы считаете недостаточно проработанными?

— По этому закону, государство в первую очередь обязано организовать конкурс среди потенциальных приобретателей той или иной единой технологии. Его победителем должен быть тот, кто предложит «лучшие условия практического применения единой технологии на территории Российской Федерации, в том числе лучшие планируемые или иные показатели». То есть побеждает тот, кто предоставит лучший план коммерциализации технологии. Но в законе вообще не прописано, каким образом государство будет контролировать исполнение этого плана, по каким критериям. И как быть, если изменившаяся ситуация на рынке потребует внести в план корректировки? Как должно вести себя государство — закрывать глаза или всё жёстко отслеживать? К сожалению, закон не даёт ответа на эти вопросы.

Правильно ли, что стоимость передачи прав на единые технологии будут определять независимые оценщики?

— Смотря с чем сравнивать. Да, привлечение независимых оценщиков не даёт стопроцентной гарантии недооценки или переоценки стоимости технологий. Но это в любом случае лучше, чем схема, при которой эту стоимость определяло бы государство как правообладатель, то есть, по сути, чиновник от его имени.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024