ОЦЕНИТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ, ОКАЗАТЬ АДРЕСНУЮ ПОМОЩЬ

06.04.2006

Источник: Союз, Владислав Бершевич

Единый чернобыльский регистр России и Беларуси

В 2004 ГОДУ вступило в действие Положение о Едином чернобыльском регистре России и Беларуси. Этот документ подписан руководителями ведущих научных центров: от России - директором Медицинского радиологического научного центра РАМН, академиком РАМН А. Цыбом и руководителем Национального радиационно-эпидемиологического регистра, членом-корреспондентом РАМН В. Ивановым; от Беларуси - директором Республиканского научно-практи-ческого центра радиационной медицины и экологии человека, доктором медицинских наук Э. Капитоновой и директором Белорусского центра медицинских технологий, информатики, управления и экономии здравоохранения, кандидатом медицинских наук А. Граковичем. Положение утверждено правительствами двух стран: от России - заместителем министра МЧС Н. Герасимовой; от Беларуси - заместителем председателя Комчернобыля В. Шевчуком.

Продолжая тему, начатую в газете "СОЮЗ" 9 февраля с. г. , в этой статье хотелось остановиться только на двух ключевых основных вопросах: с какой целью был создан Единый чернобыльский регистр России и Беларуси? Какие проблемы он должен решить сейчас и в будущем, когда прошло уже почти 20 лет после чернобыльской катастрофы?

Основная цель создания Единого регистра понятна - дать объективную оценку отдаленных медицинских последствий радиационного воздействия для населения двух стран (см. рис. ). Почему для ее решения необходимо объединение усилий национальных регистров России и Беларуси?

В настоящее время радиационные риски индукции онкологических и неонкологических заболеваний, как правило, рассчитываются на основе моделей и рекомендаций авторитетных международных организаций: Научного комитета ООН по действию атомной радиации (НКДАР ООН) и Международной комиссии по радиологической защите

(МКРЗ). В свою очередь, базовые модели НКДАР ООН И МКРЗ строятся в основном на данных радиационно-эпидемиологических исследований после атомной бомбардировки в 1945 году японских городов Хиросима и Нагасаки. Средняя доза облучения хибакусей (лиц, переживших атомную бомбардировку в Японии) составляет примерно 220 мЗв. Поэтому если для диапазона доз 300 мЗв и более радиационные риски индукции онкологических заболеваний можно считать доказанными путем прямых эпидемиологических исследований, то для диапазона малых доз (до 100 мЗв, который как раз в наибольшей степени характерен для чернобыльской катастрофы) до настоящего времени не существует убедительных доказательств негативного влияния радиационного фактора. Именно поэтому результаты постчернобыльских эпидемиологических исследований имеют первостепенное научное и практическое значение для оценки влияния на состояние здоровья малых доз облучения.

Поэтому можно повторить еще раз, что главной целью создания Единого регистра России и Беларуси является действительно объективная оценка неблагоприятных медицинских последствий и на этой основе выработка для органов практического здравоохранения конкретных рекомендаций по оказанию своевременной эффективной и адресной медицинской помощи. При этом следует иметь в виду, что латентный (скрытый) период радиационно-обусловленной индукции онкологических заболеваний составляет примерно 10 лет. Это означает, что тематика постчернобыльских эпидемиологических исследований по-прежнему остается крайне актуальной.

Какие задачи имеют приоритетный характер для Единого регистра? Они показаны в таблице, где приводится информационная структура Единого регистра. Как видно из рисунка, Единый регистр располагает в настоящее время данными (Россия, Беларусь) о 17 282 выявленных случаях заболеваний раком щитовидной железы, 3863 случаях заболеваний лейкозами, 14 642 случаях заболеваний раком молочной железы и 6405 случаях онкозаболеваний среди "ликвидаторов". Это большие массивы уникальных медико-дозиметрических данных.

Единый регистр должен дать ответы натри основных вопроса: во-первых, оценить долю так называемых спонтанных раков, которые не имеют никакого отношения к аварии на Чернобыльской АЭС; во-вторых, оценить эффект "скрининга" , т. е. возможность повышения частоты онкозаболеваний за счет массового применения современных диагностических технологий (например, УЗИ-диагностики щитовидной железы) и, наконец, в-третьих, решить главную задачу - определить долю выявленной онкопатологии, которая непосредственно связана с полученными дозами внешнего и внутреннего облучения после Чернобыля. Это крайне сложные научные и практические задачи.

Понятно, что научно-обоснованное выделение групп повышенного радиационного риска позволит реализовать в ближайшие годы стратегию оказания адресной и своевременной медицинской помощи для населения России и Беларуси, подвергшегося радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Накопленный опыт функционирования национальных регистров России и

Беларуси (данные Регистров были положены в основу выводов состоявшегося 6 - 7 сентября минувшего года Международного Чернобыльского форума в Вене) позволяет надеяться на высокий научно-практический уровень выполнения задач, стоящих перед Единым регистром России и Беларуси.

Анатолий ЦЫБ, директор Медицинского радиологического научного центра Российской академии медицинских наук, академик РАМН. Виктор ИВАНОВ, заместитель директора Медицинского радиологического научного центра РАМН, руководитель Национального радиационно-эпидемиологического регистра, член-корр. РАМН. Элеонора КАПИТОНОВА, директор республиканского научно-практического Центра радиационной медицины и экологии человека, доктор медицинских наук. Александр ГРАКОВИЧ, директор Белорусского центра медицинских технологий, информатики, управления и экономики здравоохранения, кандидат медицинских наук.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024