Две ступени вниз

28.09.2007

Источник: Парламентская газета, Татьяна БОРОВИК



На завершающем свою работу XVIII Менделеевском съезде по общей и прикладной химии российские академики резко выступили против реформаторских опытов над национальной системой образования.

Признанный в мире факт: еще недавно у нас с первого класса детям давали разносторонние, глубокие, иначе говоря, фундаментальные знания. Уроки математики в программе были ключевыми, почти что ежедневными. И не случайно математика лучше других наук развивает логику мышления. Хорошее образование становилось неиссякаемым капиталом на всю оставшуюся жизнь.

А вот результаты последних исследований: уровень математических знаний у школьников падает. На прошедших выпускных экзаменах каждый четвертый ученик схлопотал по математике «двойку». Преподавание этой науки эпизодично — урока два в неделю — и с каждым годом все примитивнее. Как шутят академики, курс средней школы уже практически сводится к трем математическим действиям, исключая деление, которое сложнее прочих. И в этой кризисной ситуации на систему образования обрушились реформы, грозящие привести страну к узаконенному невежеству. Вместо выпускных экзаменов тестирование — даже не шаг, прыжок назад.

Злого умысла в действиях Министерства образования, упорно внедряющего в среднюю школу так называемый ЕГЭ, академики усматривать не склонны. История реформы обыденна. Несколько лет назад Россия присоединилась к Болонской конвенции, объединяющей образовательные системы разных стран в единое пространство. Там изложены унифицированные критерии разных ступеней образования. Под международные мерки и пытаются подогнать нашу школу добросовестные чиновники. Хотя на самом деле это совсем не обязательно. Положения конвенции носят рекомендательный характер. И далеко не все ее участники стали отказываться от национальных традиций. Суть болонского процесса в другом: обеспечить гражданам выбор. Чтобы человек мог свободно решать, где ему лучше учиться — на Востоке или на Западе.

Академики призывают чиновников срочно спасать нашу школу от нанесенного в период «дикого рынка» ущерба. Диалог, похоже, идет. Так, по просьбе реформаторов, академики провели лицензирование школьных учебников. Сейчас их море. По русскому языку более 70. По химии — 35. Среди худших — учебник по математике, написанный инженером, и учебник по истории, сочиненный публицистом. По оценке академика РАН Валерия Лунина, декана химического факультета МГУ, лишь несколько учебников по химии более-менее соответствовали требованиям. Но и в них в основном содержались сведения прошлого века. Пожалев потенциальных Ломоносовых, академик сам написал три учебника. На сборник задач по химии уже получен первый отзыв. Маститый коллега сокрушенно признался автору, что из всего сборника сумел решить только пять задач. На сегодня академики РАН, многие из них преподаватели МГУ, уже написали 260 классических школьных учебников.

На следующем этапе, считает ректор МГУ Виктор Садовничий, надо привести образование к единым стандартам. Сейчас в России 3 тысячи высших учебных заведений. Работают они по-разному. В МГУ, как в прежние времена, абитуриенты сдают экзамены, за каждый студенческий билет борются 7 человек. Но есть вузы, зачисляющие в студенты без экзаменов и даже без учета ЕГЭ — просто по заявлению. А дипломы по окончании везде выдают одинаковые. Государство как бы признает полученные знания равнокачественными. Но тогда оно обязано контролировать это качество.

Отпор академиков реформе, а точнее, бессмысленному, по их мнению, делению высшего образования на две ступени, поддержал мэр столицы Юрий Лужков. Бакалавров он называет недотепами. И это общее впечатление работодателей. Ректоры ведущих вузов опросили руководителей крупных компаний. В итоге 70 процентов опрошенных отказались трудоустраивать специалистов в звании бакалавра. Юрий Лужков вспоминает, как в начале 90-х годов Тогдашнее Правительство РФ хотело полностью перевести высшее образование на коммерческие рельсы. Постановление уже было подписано. Но твердая позиция московской мэрии помогла переломить ситуацию. Сейчас проблема возвращается. Если высшая школа станет двухступенчатой, то в ближайшей перспективе платным может оказаться обучение в магистратуре. Ушедшее в отставку Правительство Михаила Фрадкова определило квоту студентов, которые будут учиться бесплатно, то есть за государственный счет — 12 процентов. Во всем МГУ без денег в магистратуру будут поступать только 300 человек. Между тем большинство Ломоносовых по-прежнему выходит из российской глубинки. Две трети нынешних студентов МГУ приехали из провинции.



©РАН 2020