Сохранить фундамент оборонной науки

25.06.2010

Источник: Национальная оборона, Академик В.Е. Фортов; член-корреспондент РАН И.А. Каляев

В настоящее время высшее руководство России принимает экстраординарные шаги, направленные на глобальную модернизацию экономики России и её перевод на инновационный путь развития

В мае 2009 года за этот важнейший процесс взялся лично президент РФ Д.А. Медведев, который возглавил специальную комиссию по модернизации и определил пять приоритетных направлений ее работы. Необходимость модернизации и технологического прорыва – ключевой тезис и президентского послания к Федеральному Собранию 11 декабря 2009 года. Особое внимание при этом уделяется развитию оборонно-промышленного комплекса страны. На совещании 5 апреля 2010 г. премьер-министр В.В.Путин прямо заявил, что «основным приоритетом для нас должна стать коренная модернизация оборонно-промышленного комплекса». Важнейшую роль в реализации этих планов призвана сыграть фундаментальная наука.

Фундаментальная наука, основным проводником которой была и есть Российская академия наук, всегда являлась одним из главных локомотивов развития российской экономики и Российского государства. При этом исследования и разработки, направленные на повышение обороноспособности и безопасности страны, играют особую роль в этом процессе, являясь органическим элементом всей российской науки и техники. Здесь можно вспомнить проекты создания атомного и ракетно-космического щита нашей страны, которые изначально имели оборонную направленность, но при этом сыграли важнейшую роль в развитии всей отечественной науки и техники, дали мощный толчок к проведению не только прикладных, но и фундаментальных исследований практически во всех областях современного знания.

Научно-исследовательские работы в области обороны и безопасности всегда имели приоритетное значение для Российской академии наук с момента ее основания Петром I в 1724 г. Так, приглашенные в Россию иностранные ученые-академики Леонард Эйлер и братья Якоб и Иоганн Бернулли внесли весомый вклад в развитие парусного военно-морского флота нашей страны. Продолжая дело Петра по расширению пределов Российского государства, Екатерина Великая, планируя военные полходы, к своему немалому удивлению не нашла в военном ведомстве необходимых географических карт. Выделив 5 медных копеек, она послала на Васильевский остров в Российскую Академию наук лакея, который без труда купил там необходимые карты, составленные академическими учеными. В дальнейшем Екатерина Вторая считала эту покупку одной из наиболее удачных своих инвестиций, которые, по ее мнению, окупили затраты на Академию на многие десятилетия вперед.

За почти 300-летнюю историю Российской академии наук ее роль в деле обеспечения обороноспособности страны постоянно возрастала и достигла своего пика в советский период. Выдающиеся научные достижения академиков М.В. Келдыша, И.В. Курчатова, С.Н. Ковалева, A.M. Прохорова, С.П. Королева, А.Д. Сахарова, Н.Н. Семенова, И.Е. Тамма, Я.Б. Зельдовича и многих других имели огромное значение для создания принципиально новых видов ядерного, ракетного, авиационного и военно-морского оружия и обеспечили нашей стране роль ведущей мировой державы.

К сожалению, известные негативные процессы 90-х годов прошлого века нарушили сложившееся эффективное взаимодействие фундаментальной науки и военно-промышленного комплекса страны. Новые идеи и разработки наших ученых, которые могли бы составить основы высокоэффективного оружия нового поколения, все чаще не находят реальной поддержки и применения. На совещании по вопросам развития ОПК 5 апреля 2010 г. премьер-министр В.В. Путин отметил, что более 40% оборонных НИОКР не реализуются. В результате многие специалисты, особенно молодежь, теряет мотивацию и «вкус» к фундаментальным, «загоризонтным» оборонно-ориентированным исследованиям, в то время как военные специалисты все больше ориентируются на краткосрочные разработки сугубо прагматического характера. Такая практика уже привела к тому, что российские вооружения и военная техника, несмотря на очевидные достижения, становятся все менее конкурентоспособными на мировых рынках вследствие их технического и «интеллектуального» отставания.

Все это вызвано, с нашей точки зрения, целым рядом причин, среди которых можно выделить следующие.

Резкое снижение объемов финансирования оборонных фундаментальных и поисковых исследований (ФПИ) в целом, и, в особенности, исследований с повышенной степенью научного риска, являющихся базой для поиска и развития прорывных, революционных направлений и новых разработок. Доля ФПИ в интересах обороны и безопасности страны снизилась за прошедший период более чем в 10 раз и составила в 2009 г. всего 0,4% в общем объеме средств, выделяемых на НИОКР Минобороны России, а в 2010 г. сведена практически к нулю (рис. 1). И это несмотря на то, что еще в 1998 г. президентом РФ было дано поручение правительству России обеспечить устойчивое финансирование фундаментальных поисковых исследований в интересах национальной безопасности России в объеме не менее 4% от общих затрат на оборонные НИОКР.

Существующая система планирования оборонных ФПИ на 5-7 и более лет вперед в рамках Государственной программы вооружения (ГПВ) не позволяет оперативно реагировать на появление новых перспективных научных идей и изменять приоритеты исследований в интересах МО РФ.

Система проведения конкурсов (государственных торгов) на право выполнения НИР в рамках программ ФПИ построена таким образом, что определяющим фактором при определении победителя торгов является финансовая и временная сторона вопроса, а не научный задел по конкретной тематике, и тем более не научная ценность предлагаемой идеи.

Особое беспокойство вызывает то, что с 2010 г. по существу прекращено финансирование со стороны Минобороны РФ секции прикладных проблем при президиуме РАН (СПП РАН), основной целью деятельности которой являлось планирование, организация и проведение высокотехнологичных, инновационных и перспективных (в том числе, с высокой степенью риска) оборонных исследований и разработок. СПП РАН, основанная в 1951 г., до конца 80-х годов прошлого века достаточно успешно справлялась с возложенной на нее миссией, что подтверждается большой наукоемкостью вооружений и военной техники (ВВТ), созданных в СССР в тот период. Основой успешной деятельности СПП РАН было тесное взаимодействие Министерства обороны, Академии наук СССР, осуществлявшей научно-методическое руководство деятельностью СПП РАН, и военно-промышленного комплекса СССР. Во многом благодаря такому взаимодействию до 1990 г. темпы развития оборонной фундаментальной науки неуклонно возрастали, результатом чего стал мощный научный задел, который до сих пор используется предприятиями отечественного ВПК при создании современных конкурентоспособных образцов ВВТ.

В результате, в настоящее время в России складывается опасная ситуация, когда старая, советская система проведения оборонных ФПИ практически разрушена и потому не работоспособна, а новая система не создана. При этом возможности получения реально значимого, «прорывного» оборонного научно-технического задела неуклонно снижаются.

Остаются невостребованными результаты перспективных разработок научных коллективов РАН, высшей школы и отраслевой промышленности. Негативная тенденция сокращения номенклатуры и количества ФПИ неизбежно ведет к потере отдельных научно-технических направлений исследований в интересах обороны и безопасности страны и, как следствие - к увеличению сроков и удорожанию последующих этапов создания перспективных образцов ВВТ. Все это, в свою очередь, ведет к дальнейшему нашему научно-технологическому отставанию не только в области обороны и безопасности, но и в других областях науки, техники и производства, а также к разрушению академических, вузовских и отраслевых научных школ, традиционно ориентированных на оборонные исследования.

В то же время, в развитых странах Америки, Европы и Азии ситуация развивается прямо противоположно – роль фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований в вопросах создания перспективных вооружений, повышения обороноспособности и безопасности постоянно возрастает. Использование последних научно-технических достижений при разработке современных образцов вооружений и военной техники является сегодня базисной тенденцией мирового развития. Именно благодаря этому появились принципиально новые виды вооружения, такие как высокочастотное, лазерное, элетромагнитное, биологическое, информационное оружие и многое другое, что качественно меняет боевой облик современных армий мира. При этом военно-политическим руководством ведущих зарубежных стран оборонные фундаментальные научные исследования рассматриваются не только в качестве гарантии военного превосходства, но и технологического превосходства государства в целом.

В частности в США, при полномасштабной экономической и организационной поддержке правительства, поставлена задача достижения подавляющего научно-технологического превосходства в области ВВТ. Эта задача успешно решается рядом специализированных структур, ключевую роль среди которых играет Агентство по перспективным оборонным исследованиям и разработкам (DARPA), годовой бюджет которого постоянно растет и составляет по последним данным около $3,2 милрд. (рис.2) Следует отметить, что Агентство DARPA, созданное в 1958 г сразу после запуска в СССР первого искусственного спутника Земли, во многом было скопировано с нашей СПП РАН.

В основу деятельности DARPA положены следующие принципы: гибкость организационно-штатной структуры, обеспечивающая быстроту выявления (или смены) приоритетов в направлениях исследований; концентрация ресурсов на высокотехнологических направлениях, потенциально способных обеспечить прорыв в развитии ВВТ (даже при наличии большой степени риска, обусловленного неопределенностью в практической реализуемости задач или в достижимости требуемой эффективности); развития жесткой конкуренции на уровне идей, концепций или подходов, ориентированных на долгосрочную перспективу; сбалансированное взаимодействие между заказывающими организациями Министерства обороны США, предприятиями оборонного комплекса, государственными научно-исследовательскими учреждениями, университетами и организациями малого бизнеса.

По мнению американских экспертов, DARPA – это одна из немногих государственных структур, которая продолжает оставаться полезной и эффективной с момента ее основания до настоящего времени. В своей речи в Национальной Академии наук 27 апреля 2009 г. президент Б. Обама особо выделил роль DARPA в завоевании технологического превосходства США. В качестве примеров результативности деятельности DARPA можно привести: формирование комплекса технологических решений для создания спутниковой радионавигационной системы GPS; создание технологий снижения заметности “Stealth”; разработку принципов и протоколов информационного обмена в вычислительных сетях (сети Internet, Fast Internet); создание РЛС с фазированной антенной решеткой; создание неохлаждаемых приборов ночного видения и ИК-систем кругового обзора; создание безэкипажных средств (полностью автономных или дистанционно-управляемых робототизированных комплексов) наземного, воздушного и подводного базирования; разработку технологий загоризонтного радиолокационного обнаружения целей (загоризонтная локация) и т.д.

При этом, многие из технологий, изначально разрабатываемые DARPA для военных целей, в конечном итоге нашли широкое гражданское применение. Ярким примером такой конверсии является спутниковая радионавигационная система GPS, создание которой привело к появлению целой индустрии гражданского навигационного оборудования, что, в свою очередь, дало огромный экономический эффект.

Структуры, аналогичные DARPA,созданы и успешно функционируют и в других странах, например DRL в Германии, DRDO в Индии и т.п.

Для реализации задач по созданию нового облика оборонно-промышленного комплекса России, сформулированных В.В.Путиным на совещании 5 апреля с.г., а также с целью динамичного развития российской науки и техники в целом, крайне необходимо возрождение общегосударственной системы фундаментальных и поисковых исследований оборонного характера на качественно новом уровне, отвечающем новым реалиям и вызовам технического прогресса в области вооружений и военной техники в ближайшем будущем. Нам представляется, что развитие работ по перспективным ВВТ на принципиально новых физических принципах требует и создания принципиально новых организационных схем проведения подобных работ. В качестве такой пассионарной организационной меры можно предложить создание Российского агентства по перспективным оборонным исследованиям и разработкам, аналогичного агентству DARPA/

Это агентство должно отвечать за организацию и проведение краткосрочных (2-4 года) фундаментальных и поисковых оборонных исследований небольшими группами ведущих специалистов академической, вузовской и отраслевой науки. Учитывая наличие в нашей стране ряда ведомств, отвечающих за оборону и безопасность страны (МО РФ, ФСБ, МВД, МЧС), данное агентство должно носить межведомственный характер и подчиняться непосредственно высшему военному руководству страны – Верховному главнокомандующему. В состав агентства должен входить экспертный совет, состоящий из небольшого (20-25 чел.) числа ведущих ученых страны, опираясь на мнение которых Верховный главнокомандующий ВС РФ мог бы оперативно выделять и поддерживать наиболее перспективные направления развития ВВТ, непосредственно направляя средства для их финансирования, минуя существующую забюрократизированную схему принятия решений в этой области. Средства, выделяемые на проведение ФПИ данным агентством, должны быть независимы от бюджетов отдельных ведомств и прописаны отдельной строкой в бюджете РФ, а их объем должен отвечать задачам государства по обеспечению надлежащей обороноспособности и безопасности страны на ближайшее будущее и на перспективу.

Агентство должно выполнять следующие основные функции: формировать научную политику, тематику и программы перспективных оборонных ФПИ совместно с Военно-промышленной комиссией, научными комитетами силовых ведомств и профильными отделениями РАН; заниматься активным поиском научных коллективов, имеющих перспективный научный задел по тематике программ ФПИ; организовывать конкурсы на проведение оборонных ФПИ в рамках сформированных программ и экспертизу поступивших заявок совместно с профильными отделениями РАН, причем, с целью создания конкурентной среды, победителями одного конкурса должны стать несколько альтернативных научных групп и это должны быть коллективы, имеющие наибольший научный задел по теме, а не заявившие минимальную цену; отвечать за эффективность полученных научно-технологических результатов оборонных ФПИ и потраченных бюджетных средств.

В заключение уместно провести следующую исторический пример. Первым городом, основанным Петром Великим в 1698 году, была крепость Таганрог. Однако в 1711 году Петр был вынужден заключить с турками Прутский мир, согласно которому Таганрог должен быть снесен с лица земли. Именно тогда Петр издал секретный приказ, согласно которому город нужно было снести, но фундаменты зданий сохранить. И когда в 70-е годы XVIII века Екатерина II вновь вернула эти земли России, на сохраненных фундаментах в кратчайшие сроки Таганрог был восстановлен из руин и к началу ХIХ века стал крупнейшей военно-морской и торговой базой на юге России.

Сегодня наша цель - сохранение фундамента оборонной науки, без которого невозможно ее дальнейшее возрождение и развитие, а также развитие всей российской науки в целом. Одним из основных «несущих» блоков в таком фундаменте должно стать Российское агентство по перспективным оборонным исследованиям и разработкам, создание которого позволит в достаточно короткие сроки сократить научно-технологический разрыв между РФ и ведущими зарубежными странами не только в области вооружений и военной техники, но в технологическом развитии в целом, а в перспективе вновь занять лидирующие позиции в мире.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024