ПОРА ФОРМИРОВАТЬ МОДУ НА ИНТЕЛЛЕКТ

08.12.2005

Источник: Парламентская газета, ВИТАЛИЙ ГИНЗБУРГ, лауреат Нобелевской премии, академик РАН

В мировой экономической классификации Россию сегодня принято относить к развивающимся странам

Полагаю, что начать решать эту задачу стоит с простого, но очень важного шага - подготовить и начать чтение, видимо, уже с 6-х классов общеобразовательных школ, курса "История великих открытий, изобретений и инноваций" , в котором просто, содержательно и увлекательно рассказывалась бы история ключевых моментов в истории человеческой цивилизации. И обязательно -биографии известных ученых, изобретателей и предпринимателей с разъяснением причин неудач и успехов.

В мировой экономической классификации Россию сегодня принято относить к развивающимся странам. За двадцать лет мы спустились из "второго" мира в "третий". Однако есть несколько факторов, которые выгодно выделяют Россию среди других развивающихся стран. Один из них - весьма неплохой по мировым меркам уровень образования. Хорошее свидетельство этому - ряд достижений науки и техники в XX веке.

Я бы сказал так: поддержание достаточно высокого уровня и массового, и элитного образования напрямую связано с будущим страны. Поэтому счел необходимым в сентябре распространить обращение, которое я и мои помощники полушутливо назвали "стратегической образовательной инициативой". Это обращение вызвало определенный общественный интерес и отклики. В связи с этим, вероятно, стоит вернуться к этой теме еще раз и остановиться несколько более подробно на некоторых моментах.

Вопрос модернизации образования исключительно важен. Сам по себе этот процесс может не быть многогранным и многофакторным. Однако в большинстве публикаций проблема сводится лишь к кругу вопросов, связанных с встраиванием России в Болонский процесс, реформе управления образованием и финансирования.

Мне же представляются не менее актуальными вопросы, связанные с собственно содержанием образовательного процесса. Пожалуй, самой серьезной проблемой является утеря нашей системой образования мотивационной составляющей, воспитывающей в молодежи активный интерес к творческой самореализации. Ситуация усугубляется острым дефицитом соответствующей массовой детской и молодежной литературы, а также передач на радио и телевидении. Хочу подчеркнуть, что речь идет не столько о популяризации науки, сколько о воспитании и образовании.

Роль качественной литературы для детей просто невозможно переоценить. В самом деле, давайте перелистаем советские книги для детей и юношества, посвященные открытиям и изобретениям, - и сразу заметим их большой мотивационный потенциал. Потому что в них не столько приводятся яркие и интересные факты, но прежде всего рассказывается КАК и КЕМ делались великие открытия и изобретения, КАКОВ был путь от идей к их признанию и реализации. Причем это делается на хорошем литературном уровне, делая чтение одновременно увлекательным, полезным и "вдохновляющим на подвиг". Последнее, пожалуй, самое важное. Ведь именно таким образом создавалась особая атмосфера, формирующая осмысленный интерес к дальнейшему изучению уже специальных предметов. И этот интерес сопровождался желанием попробовать себя в качестве новых Ломоносовых, Эйнштейнов, Эдисонов и Поповых. Именно на этой основе была создана эффективная система образования, позволившая воссоздать интеллектуальную элиту страны и обеспечить крупные отечественные научно-технические достижения 50-60-х годов.

Без воссоздания подобной образовательной среды (с необходимыми поправками на изменившиеся реалии) невозможно даже представить переход нашей экономики на инновационный путь развития. Ведь, по сути, единственной основой инновационной экономики являются энергичные, активные и инновационно мыслящие люди - исследователи, изобретатели, предприниматели. И необходимо срочно растить новое поколение научно-технической элиты России.

Полагаю, что начать решать эту задачу стоит с простого, но очень важного шага - подготовить и начать чтение, видимо, уже с 6-х классов общеобразовательных школ, курса "История великих открытий, изобретений и инноваций" , в котором просто, содержательно и увлекательно рассказывалась бы история ключевых моментов в истории человеческой цивилизации. И обязательно - биографии известных ученых, изобретателей и предпринимателей с разъяснением причин неудач и успехов. Главная задача такого курса - привить детям вкус к творчеству и понимание окружающего мира как мира увлекательных загадок и неограниченных возможностей для творческой самореализации. Необходимо включить в курс также "Истории обычных вещей" - увлекательные рассказы о том, что окружает каждого из нас и стало казаться обыденным, само собой разумеющимся, - электричество, радио, компьютеры, а также и совсем уж "простые" вещи - самолеты, автомобили и даже кнопки и скрепки. Важно, чтобы и в этих явлениях и предметах повседневной жизни школьники увидели воплощение яркого творческого успеха, истории взлетов и падений целых промышленных отраслей и - главное - основу для создания новых историй успеха.

В такой курс обязательно нужно включить разделы, посвященные страницам отечественной истории. Это, несомненно, будет способствовать развитию у талантливой молодежи чувства ответственности за судьбу своей страны, которое всегда было характерно для крупнейших российских и советских ученых и инженеров.

В ответ на это предложение пришлось столкнуться с возражениями, что ученики школ и без того сильно загружены, а большинство учителей просто не в состоянии обеспечить увлекательный характер изложения предмета. Последнее возражение, однако, легко снимается, если говорить о факультативном курсе, который будет вводиться лишь в тех школах, где может быть обеспечен соответствующий уровень преподавания. Что же касается перегруженности сегодняшних школьников, то, насколько мне известно, большинство из них сочетают учебу в школе с различными дополнительными занятиями. Одним из таких занятий вполне может стать факультативный курс "История великих открытий, изобретений и инноваций". Разумеется, для успеха начинания необходимо, чтобы его вели профессионалы-энтузиасты. Для поддержки таких преподавателей в дальнейшем необходимо предусмотреть целевые гранты, распределяемые на конкурсной основе.

Если говорить о практических шагах, то, полагаю, начать нужно со следующего. В первую очередь - организовать широкое обсуждение с учителями концепции курса, его адаптации к различным возрастным группам, форм проведения занятий, необходимых учебно-методических материалов. Сегодня это не так уж сложно организовать, используя, например, Интернет. Полезно будет провести также конкурс среди учителей на лучший проект по организации факультатива "История великих открытий, изобретений, инноваций". Одновременно необходимо подготовить соответствующую литературу и другие учебные материалы. И лишь затем, заручившись поддержкой Министерства образования и науки, совместно с региональными департаментами образования перейти к организации пробных курсов в школах, выразивших готовность участвовать в таком эксперименте.

Думаю, что образовательный курс "История великих открытий, изобретений и инноваций" должен иметь некое продолжение - уже в старших классах и на первых курсах вузов естественно-научных специальностей. В самом деле, несколько безответственно было бы воодушевить молодых людей идеей реализовать себя в качестве новых Ломоносовых и Эдисонов, не подготовив их к преодолению возникающих при этом трудностей, подчас весьма значительных. Путь от идеи до ее признания (если речь идет о фундаментальных исследованиях) или до внедрения (если речь идет о прикладной науке) всегда непрост. Свою идею нужно уметь отстаивать или, как сейчас говорят, уметь продвигать. Разумеется, это требует развития целого ряда качеств и навыков, лежащих за пределами непосредственно профессиональных знаний исследователя или инженера. Нужно уметь выступать перед самыми разными аудиториями, выстраивать отношение в коллективе, уметь вести деловую переписку (хотя бы уметь правильно составлять заявки на гранты) и общение, уметь правильно организовать свое время и время коллег и так далее. Если речь идет о современном руководителе коллектива исследователей или инженеров, то набор необходимых дополнительных навыков расширяется еще больше. Эти навыки, насколько мне известно, сегодня называют гуманитарными технологиями.

В России исторически сложилось так, что как раз с этими "гуманитарными технологиями" дело всегда обстояло не лучшим образом. Отечественная история богата примерами, когда хорошие идеи и изобретения так и не получали признания в своей стране. Думаю, дело в том, что наши культурная и образовательная традиции всегда были ориентированы больше на знания и чистое творчество, а вопросам продвижения идей и изобретений уделялось мало внимания как, так сказать, низким материям.

Такому положению не может быть оправдания сегодня, когда практически исчезли границы между фундаментальной и прикладной науками, а путь от исследований до массового производства сократился чрезвычайно. Необходимы просветительские и образовательные проекты, дающие общее понимание гуманитарных технологий и прививающих основные практические навыки в этой сфере. Одним из проектов такого рода является программа "Интеллектуальный лидер" , в которой представлены и детально продуманы как просветительское направление (создание специализированного сайта в Интернете для широкой аудитории, выпуск бюллетеней и журнала), так и образовательное (подготовка и чтение курсов "Гуманитарные технологии для естественников" для студентов младших курсов). Возможно, адаптированный вариант курса будет читаться также и в старших классах физико-математических школ. Думаю, что и российская наука, и страна в целом сегодня очень нуждаются именно в молодых интеллектуальных лидерах, способных обеспечить реализацию исследовательских и инновационных проектов национального масштаба.

Одновременно обязательно нужно вести систематическую работу, направленную на пропаганду новейших достижений науки и техники (раньше это так и называлось - научно-техническая пропаганда), формирование уважительного отношения к работе педагога, исследователя, изобретателя. Быстрых результатов здесь ожидать не стоит. Однако ничего не делать в этой сфере недопустимо. Говоря современным языком, нужно и можно заново сформировать в обществе моду на интеллект.

Предложения, суть которых я кратко изложил выше, вызвали интерес в образовательном сообществе и даже привели уже к некоторым практическим шагам в ряде регионов. Например, в Твери уже создана рабочая группа, проведены первые конкурсы среди школьников, готовится вручение школам комплектов видеоматериалов для проведения факультативных телеуроков "История великих открытий, изобретений и инноваций". Подобная активность дает основания для оптимизма. Особенно отрадно, что есть инициатива на уровне регионов.

Эту работу, несомненно, нужно продолжать и развивать совместными усилиями педагогического сообщества, Министерства образования и науки РФ, администраций регионов. И стоит объединить наши силы сегодня. Завтра может быть уже поздно.

Подготовила Ольга ЗЕНЬКОВИЧ



©РАН 2020