ЭКОНОМИКИ БЕЗ ЗНАНИЙ НЕ БЫВАЕТ

20.08.2005

Источник: Экономическая газета для всех, кто занимается бизнесом, ЮРИЙ СТЕПАНОВ

Цель оправдывает средства

Рыночная экономика сегодня напоминает театр военных действий, а жесткое конкурентное противодействие производителей - войну на истощение противника, о чем свидетельствуют многие последние события в сфере бизнеса. При этом все более очевидна необходимость сохранения и даже усиления роли государств для обеспечения конкурентоспособности собственной продукции или технологии на мировом рынке за счет новых знаний - путем стимулирования развития сферы НИОКР, системы образования, научно-технической инфраструктуры, информационных технологий.

В настоящее время существуют различные точки зрения относительно того, что такое экономика знаний (knowledge economy). Наиболее типичная формулировка: это экономика, которая создает, распространяет и использует знания для ускорения собственного роста и повышения конкурентоспособности. Новые знания не обязательно должны относиться к сфере высоких технологий, в том числе информационных (например, возможны использование новых методов в сельском хозяйстве, повышение эффективности традиционных производств с помощью информационных технологий и т. п.). При этом основой для перехода к экономике знаний являются определенные экономические и институциональные условия, образованный и квалифицированный персонал, динамичная информационная инфраструктура, инновационная система, объединяющая фирмы, научно-исследовательские центры, университеты и другие организации с целью использования накапливающегося объема знаний, его адаптации к местным нуждам и созданию новых технологий.

При таком понимании экономики знаний более широким является понятие "общество, основанное на знаниях". Возрастает роль собственных НИОКР для развитых стран, а в странах с низким уровнем развития инновационная активность зависит от возможностей приобретения иностранных технологий и их адаптации к местным условиям.

В наиболее развитых странах выделяются значительные инвестиции в сектор генерирования и распространения знаний (сфера НИОКР, разработка программного обеспечения, высшее образование). Так, к началу 2005 г. по отношению к ВВП они составляли в США почти 7%, в Японии - 4, 7 и в странах ЕС в целом - 4, а в странах ОЭСР этот показатель равняется 4, 8%.

Во всем мире наблюдается устойчивый рост расходов на НИОКР в абсолютном и относительном выражении. В 1995-2001 гг. среднегодовой темп роста расходов на НИОКР в реальном выражении в ОЭСР составлял 4, 5%, в том числе в США - 5, странах ЕС - 3, 8 и в Японии - 2, 9%. Абсолютные расходы на науку в результате существенно выросли. В 2001 г. страны ОЭСР затратили на НИОКР 638 млрд. дол. (в расчете по паритету покупательной способности - - ППС), что значительно выше, чем в 1999-м. Япония израсходовала 104 млрд. дол. и Индия (ориентировочно в 2000- 2001 гг.) - около 20 млрд. В 2002 г. США истратили на НИОКР 277 млрд. дол., Китай - 72 млрд. (по ППС), Германия - 55 млрд. При этом по отношению к ВВП расходы на науку составили в странах ОЭСР 2, 3%, в том числе в США - 2, 7, в Швеции - 4, 3, в Финляндии - 3, 4 и в Японии - свыше 3%. В странах ЕС этот показатель в среднем был равен всего 1, 9%, однако предполагается, что к 2010 г. он будет повышен до 3%. Особенно велика доля расходов на НИОКР в Израиле, где она составляет 4, 7% в ВВП, причем без учета оборонных исследований и разработок. Следует отметить, что в Китае этот показатель быстро увеличивается, и в 2003 г. он уже составлял 1, 32%.

С 2001 г. в ряде стран стала возрастать доля государственного финансирования науки, что свидетельствует о новых тенденциях правительств ведущих государств в отношении к сфере НИОКР. Доля правительственных расходов на НИОКР в 1990-е годы падала за счет ускоренного роста расходов частных фирм, что было характерно для США, Франции, Германии, Великобритании. Хотя в Японии, Финляндии и Австралии уже в тот период наблюдалось усиление государственной поддержки НИОКР в абсолютном выражении.

В 2001-2004 гг. произошло резкое изменение сложившейся многолетней динамики структуры финансирования НИОКР и в США. Если с начала 1970-х годов доля государственного финансирования науки непрерывно снижалась (с 1, 6% ВВП в 1970 г. до 1, 2% в 1980 г., 1, 1% в 1990 г. и 0, 7% в 2000 г.), то с 2001 г. обозначился рост этого показателя. В проекте бюджета США на 2005 г. доля государственных расходов на НИОКР повышается до 1, 1% ВВП, причем возрастают ассигнования как на военные (с 0, 4% в 2000 г. до 0, 6% в 2005 г.), так и на гражданские НИОКР (с 0, 3 до 0, 5%).

Россия - в затяжной стагнации

Определенные позитивные сдвиги наметились и в России. Анализируя показатели последних лет, можно отметить, что, во-первых, наметился некоторый рост расходов на НИОКР как в относительном, так и абсолютном выражении. Они составляли, по данным Госкомстата России, в 2001 г. 1, 16%, в 2002 г. - - 1, 24 и в 2003 г. - - 1, 28% от ВВП (значительно выше, чем в 1995 г., - 0, 79%). В постоянных ценах с 1999 г. до 2002 г. расходы на науку возросли на 48, 6%. Однако этот рост по сравнению с многократным спадом в период 1992-1998 гг., по заявлению самого же правительства, пока явно недостаточен.

В отличие от промышленно развитых стран, активно наращивающих научно-технический потенциал, Россия пока не может выйти из затяжной стагнации в этой сфере. Многие характеристики научно-технического потенциала - средний возраст исследователей, а также научного оборудования, уровень инновационной активности и другие - находятся за пороговыми значениями, при которых обеспечивается допустимый уровень национальной безопасности России.

Если в 1990 г. расходы России на НИОКР ориентировочно составляли, по оценкам специалистов, около 50 млрд. дол., в том числе около 30 млрд. дол. за счет государственного бюджета (точные расчеты трудно провести из-за сложности разделения союзных и республиканских расходов на науку, известно лишь, что в СССР в 1990 г. на науку было израсходовано 35, 2 млрд. руб., или примерно 3, 5% ВВП, что при расчете по ППС соответствует сумме свыше 80 млрд. дол.), то в 2001 г. - всего 12, 3 млрд. дол. в расчете по ППС.

Это означает, что в настоящее время объем расходов на НИОКР в России примерно в 3, 5 раза ниже уровня 1990-1991 гг. По объему расходов на НИОКР наша страна уступает многим американским фирмам и компаниям: даже при пересчете рубля по паритету покупательной способности расходы России на НИОКР меньше средств, выделяемых на эти цели двумя компаниями США, входящими в пятерку мировых лидеров, - "Дженерал Моторз" и "Форд".

Относительно ВВП инвестиции в сектор генерирования и распространения знаний в странах ОЭСР в целом в 2000 г. были в 3 раза, а в США более чем в 4 раза выше, чем в России. Пока еще у нас не соблюдаются даже рекомендации Международного академического совета (InterAcademy Council) для развивающихся стран относительно необходимости повышения финансирования НИОКР до уровня порядка 1, 5% ВВП (Россия выделяла на науку менее 1, 3% в 2003 г.).

Необходимость поддержки науки в России находит понимание и среди мировой научной общественности. Почти год назад на состоявшемся в Стокгольме форуме ученых, объединенных европейской организацией "Евросайенс" ("Euroscience"), отмечалось, что российская наука является мировым достоянием, и то, что она в настоящее время обескровлена, представляет большую опасность и для европейской науки.

Понимая это, более трехсот ученых с мировым именем, в том числе и лауреаты Нобелевской премии, направили в адрес российского Президента Владимира Путина обращение, содержащее большую тревогу: "Мы, европейские ученые, собравшиеся в Стокгольме на первый Европейский открытый научный форум, призываем вас обратить внимание на печальное состояние науки и ученых в России. Когда-то российская наука считалась великой... Сегодня, когда вы являетесь Президентом России, отечественные ученые влачат жалкое существование! У них нет ни денег, ни оборудования. В ваших силах изменить эту ситуацию. Мы верим в вашу порядочность и понимание того, что наука является основой любого общества".

Но услышано ли оно? ..



©РАН 2018