http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=fd48d3e0-16dc-4086-b842-3ab9ba029212&print=1
© 2024 Российская академия наук

ВУЗОВСКАЯ ПЕРЕГРУППИРОВКА

21.02.2005

Источник: Эксперт

Министр образования и науки Андрей Фурсенко предложил разделить все российские вузы на три группы

Министр образования и науки Андрей Фурсенко предложил разделить все российские вузы на три группы: порядка двадцати вузов получат статус общенациональных; 150-200 вузов - статус системообразующих, а в третьей будут оставшиеся. В разных группах предполагается разный уровень госфинансирования
Возможные последствия министерской инициативы комментирует проректор Академии народного хозяйства при правительстве РФ Андрей Волков.
- Для чего вводится трехуровневая система? - Сегодняшняя схема равномерного финансирования поддерживает однородность вузовской системы, как будто бы все вузы одинаково качественно работают, что совсем не так. Объективно далеко не все университеты могут вести фундаментальные исследования и проектные разработки, создавать новые технологии обучения, готовить специалистов требуемого уровня квалификации. Предложенная идея заключается в господдержке качества образования за счет финансовой дифференциации.
- Кто и что выиграет от введения такой схемы?
- Сегодня, когда все получают поровну, студент обходится государству где-то в семьсот долларов в год. Этого недостаточно. Средняя себестоимость добротного обучения одного студента - примерно две тысячи долларов. Пара сотен вузов с таким финансированием и должны создать системообразующий каркас высшего образования. А образование суперкласса стоит еще в два-два с половиной раза дороже. Университеты, уже доказавшие свою образовательную и научную состоятельность, и получат большее финансирование. Таких университетов общенационального статуса, понятно, много быть не может, и они должны быть примерно равномерно распределены по стране. Стало быть, выиграют серьезные вузы, выиграют регионы, в которых появятся общенациональные университеты. - Каковы могут быть критерии классификации вузов? - Критериями, например, могут быть удельный объем финансов, полученных от проектных разработок; совместные с зарубежными университетами программы; уровень исследовательских результатов, приведенный к численности профессуры.