«В посещении музеев труда не жалел»
Страница 11

 

Питер ван Мушенбрук (1692-1761).

 

Электронный ресурс: ГПНТБ СО РАН

 

Режим доступа: http://www.spsl.nsc.ru/win/smr/prezent6.files/frame.htm

 

Мусенброку делать повелели, и понеже аз знал, яко вашему императорскому величеству такия машины благонравны суть, того ради следовал образу их и конечно мастеру 200 гульденов задатку дал. Хотя Мусенброк добрый мастер, однакож ежели от доброго математика не повелевается, то не весьма прямо работает, и для того обязал я господина Сгравезанда под платою 100 гульденов на оныя машины смотреть, чтоб верно и порядочно сделаны были»  [24]. Если учесть, что к этому времени уже вовсю шла подготовка к созданию в Петербурге Академии наук, и машины и инструменты нужны были для географических исследований просторов России, можно представить, как по душе пришлись такие действия Шумахера Петру. Вообще отчет Шумахера о его поездке можно рассматривать, говоря современным языком, как краткий обзор состояния музейного дела в Европе, а самого его назвать опытным музееведом с европейским кругозором. Выводы, которые сделал хранитель петровской Кунсткамеры и Библиотеки из своих посещений музеев, коллекций, кабинетов, очень важны: они раскрывают состояние коллекций петербургской Кунсткамеры к 1721  г. Шумахер пишет, что, по сравнению с другими европейскими собраниями, Петр имеет хорошее собрание натуралий, но натуралий российских «недовольно». Анатомический кабинет Петра «себе подобного не имеет». А вот художественных вещей, живописи, научных инструментов, «антиквитетов» и медалей мало, и они необходимы. Поэтому во время своей поездки по зарубежным странам Шумахер этот недостаток пытался устранить. В Гамбурге он купил золотые и серебряные монеты из продававшегося наследниками собрания И. Людерса. В 1738  г. петербургская Кунсткамера приобрела и бронзовые монеты из этого собрания. На аукционе в Голландии И.Д. Шумахер купил некоторые вещи из кабинета Н. Шевалье: геммы, древние светильники,

 

  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд