Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
Реконструкция экспозиционных шкафов Кунсткамеры XVIII в.
Страница 157

 

Профиль Кунсткамеры на полдень.

Tab. XI из альбома «Палаты Санктпетербургской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры».

СПб., 1744.

Гравюра резцом. Гравер И. Соколов.

 

 

«Профиль второй залы с куриозными вещьми в первом аппартаменте: А) шкафы с анатомическими вещьми господина Руиша, В) шкафы, в которых хранятся всякие рыбы, ящерицы и инсекты»; «Профиль Галереи и первой залы с куриозными вещьми во втором апартаменте на восток»; «Перспективный вид библиотеки второго и третьего апартаментов». Эти гравюры дают ясное представление о внешнем и внутреннем виде Кунсткамеры, об устройстве Библиотеки. Особенную ценность для нас представляет «Чертеж 5» (Tabula  V) «План императорской библиотеки и кунсткамеры».

Хочется особо отметить, что факт строительства специального здания для Кунсткамеры породил, очевидно, впервые в мировой практике, отдельное издание с «профилями и разрезами» залов музея и, более того, поэтажными планами залов, которые в наши дни посетитель может найти при входе в любой музей мира. До этого в каталогах частных музеев, кабинетов и галерей обычно ограничивались фронтисписом с гравюрой общего вида помещения музея, который, как правило, состоял из одного единственного зала.

В 1744 году «Палаты Санктпетербургской Академии Наук» были переизданы. Новое издание вышло тремя отдельными выпусками — с текстом на русском, латинском и немецком языках, в меньшем формате, с уменьшенными гравюрами. В это издание было добавлено несколько чрезвычайно важных для истории Кунсткамеры текстов, очевидно, принадлежащих перу И.Д. Шумахера. Среди них – «Краткое известие о Академии наук и о учреждении библиотеки и кунсткамеры» и подробные легенды – «толкования литер и чисел»

  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд