Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Введение
Музы и науки продвигаются к северу
«Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую»
Из Летнего дворца в Кикины палаты
«В посещении музеев труда не жалел»
«Присылают все, достойное внимания и сохранения»
Кунсткамера и Библиотека в новом здании
«А чтоб Академия в потребных способах недостатку не имела...»
«…каталогус на российском диалекте напечатать»
Пожар 5 декабря 1747 г.
Восстановление музейных фондов
«…кроме России, случая найти невозможно»
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Посещение Петром Великим музеев и коллекций в Европе
Знакомство Петра Великого с европейскими учеными
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Учреждение Кунсткамеры с Библиотекой в 1714 г.
Летний дворец и Кикины палаты
Заведение Кунсткамеры. Из подлинных анекдотов о Петре
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Приобретение коллекций в Европе
Приобретение собрания Я. Брюса
Даниил Готлиб Мессершмидт (1685–1735) и Кунсткамера
Экспедиция Д.Г. Мессершмидта (1719-1726)
Тератологическая коллекция Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Каталоги и нарисованный музей
Каталоги Кунсткамеры, изучение коллекций
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Вторая Камчатская экспедиция
Поездка Ф.-Л. Елачича в Китай
Физические экспедиции 1760-1770-х гг.
Исследования Северо-востока Сибири и Пассифики
Кругосветные путешествия и коллекции Кунсткамеры
Пожар в Кунсткамере в 1747 г.
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Выбор места для строительства здания Кунсткамеры
Архитекторы Кунсткамеры, строительство здания
Башня знаний
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Реконструкция экспозиционных шкафов Кунсткамеры XVIII в.
Коллекции Кунсткамеры
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Роберт Карлович Арескин
Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост
Иоганн Даниил Шумахер
Иван Иванович Тауберт
Петр Симон Паллас
Семен Кириллович Котельников
Иван Фомич Буссе
Николай Яковлевич Озерецковский
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
Воспоминания и записки иностранцев
«Письмовник» Н.Г. Курганова
Кунсткамера в «Описании Санктпетербурга» А.И. Богданова
Басня И.А. Крылова «Любопытный»
Заключение
Реконструкция экспозиционных шкафов Кунсткамеры XVIII в.
Страница 157

 

Профиль Кунсткамеры на полдень.

Tab. XI из альбома «Палаты Санктпетербургской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры».

СПб., 1744.

Гравюра резцом. Гравер И. Соколов.

 

 

«Профиль второй залы с куриозными вещьми в первом аппартаменте: А) шкафы с анатомическими вещьми господина Руиша, В) шкафы, в которых хранятся всякие рыбы, ящерицы и инсекты»; «Профиль Галереи и первой залы с куриозными вещьми во втором апартаменте на восток»; «Перспективный вид библиотеки второго и третьего апартаментов». Эти гравюры дают ясное представление о внешнем и внутреннем виде Кунсткамеры, об устройстве Библиотеки. Особенную ценность для нас представляет «Чертеж 5» (Tabula  V) «План императорской библиотеки и кунсткамеры».

Хочется особо отметить, что факт строительства специального здания для Кунсткамеры породил, очевидно, впервые в мировой практике, отдельное издание с «профилями и разрезами» залов музея и, более того, поэтажными планами залов, которые в наши дни посетитель может найти при входе в любой музей мира. До этого в каталогах частных музеев, кабинетов и галерей обычно ограничивались фронтисписом с гравюрой общего вида помещения музея, который, как правило, состоял из одного единственного зала.

В 1744 году «Палаты Санктпетербургской Академии Наук» были переизданы. Новое издание вышло тремя отдельными выпусками — с текстом на русском, латинском и немецком языках, в меньшем формате, с уменьшенными гравюрами. В это издание было добавлено несколько чрезвычайно важных для истории Кунсткамеры текстов, очевидно, принадлежащих перу И.Д. Шумахера. Среди них – «Краткое известие о Академии наук и о учреждении библиотеки и кунсткамеры» и подробные легенды – «толкования литер и чисел»

  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд