Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Введение
Музы и науки продвигаются к северу
«Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую»
Из Летнего дворца в Кикины палаты
«В посещении музеев труда не жалел»
«Присылают все, достойное внимания и сохранения»
Кунсткамера и Библиотека в новом здании
«А чтоб Академия в потребных способах недостатку не имела...»
«…каталогус на российском диалекте напечатать»
Пожар 5 декабря 1747 г.
Восстановление музейных фондов
«…кроме России, случая найти невозможно»
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Посещение Петром Великим музеев и коллекций в Европе
Знакомство Петра Великого с европейскими учеными
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Учреждение Кунсткамеры с Библиотекой в 1714 г.
Летний дворец и Кикины палаты
Заведение Кунсткамеры. Из подлинных анекдотов о Петре
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Приобретение коллекций в Европе
Приобретение собрания Я. Брюса
Даниил Готлиб Мессершмидт (1685–1735) и Кунсткамера
Экспедиция Д.Г. Мессершмидта (1719-1726)
Тератологическая коллекция Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Каталоги и нарисованный музей
Каталоги Кунсткамеры, изучение коллекций
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Вторая Камчатская экспедиция
Поездка Ф.-Л. Елачича в Китай
Физические экспедиции 1760-1770-х гг.
Исследования Северо-востока Сибири и Пассифики
Кругосветные путешествия и коллекции Кунсткамеры
Пожар в Кунсткамере в 1747 г.
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Выбор места для строительства здания Кунсткамеры
Архитекторы Кунсткамеры, строительство здания
Башня знаний
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Реконструкция экспозиционных шкафов Кунсткамеры XVIII в.
Коллекции Кунсткамеры
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Роберт Карлович Арескин
Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост
Иоганн Даниил Шумахер
Иван Иванович Тауберт
Петр Симон Паллас
Семен Кириллович Котельников
Иван Фомич Буссе
Николай Яковлевич Озерецковский
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
Воспоминания и записки иностранцев
«Письмовник» Н.Г. Курганова
Кунсткамера в «Описании Санктпетербурга» А.И. Богданова
Басня И.А. Крылова «Любопытный»
Заключение
Страница 17

 

«Calceolus  floremajore». Венерин Башмачок крупноцветковый.

Вверху слева: «A. 1720».

Внизу  справа: IV. For Rapport».

Акварель. К. Шульман, участник

экспедиции Д.Г. Мессершмидта.

СПФ АРАН. Ф.  98. Оп.  1. Д.  20. Л.  40.

 

 

Проектом учреждения Академии наук 1724  г. предусматривалось: «А чтоб Академия в потребных способах недостатку не имела, то надлежит, дабы библиотека и натуральных вещей камора Академии открыта была <…> те книги и инструменты, которые Академии надобны, выписать или здесь делать»  [37]. В судьбе Кунсткамеры как музея вхождение в состав Академии наук сыграло очень важную роль. То, что Кунсткамера была призвана просвещать, свидетельствует уже тот факт, что вход в музей по велению Петра был бесплатным. Фонды Кунсткамеры стали пополняться за счет научной и экспедиционной деятельности Академии наук.

Еще до ее создания в 1718 году в экспедицию в Сибирь по заданию Петра I был отправлен нанятый на русскую службу немецкий ученый Даниил Готлиб Мессершмидт. Цели экспедиции он сам определял так: «изыскания всяких раритетов и аптекарских вещей: трав, цветов, корения и семян»  [38]. Однако за время экспедиции Мессершмидт сделал гораздо больше того, что ему было предписано. Он путешествовал по Сибири до самого Забайкалья, изучал ее флору и фауну, историю, этнографию. Все собранные им вещи, а также сделанные в ходе экспедиции рисунки были отправлены в Академию и Кунсткамеру. Благодаря исследованиям Д. Мессершмидта о собраниях Кунсткамеры становится известно ученому миру.

В Парижской академии в 1721  г. Шумахер доложил об орнитологических исследованиях, проведенных Мессершмидтом в Сибири: «…академия удивилась, и только желают, чтоб прочия части истории натуральной всех российских провинций такожде обстоятельно описать и начальнейшие вещи красками колико возможно разделять»  [39].

Огромное значение для пополнения собраний Кунсткамеры имела другая, так называемая Вторая Камчатская экспедиция (1733–1743  гг.). Отправившиеся в Сибирь петербургские ученые присылали в Академию наук и в Кунсткамеру ящики с минералами и рудами, этнографические и археологические собрания, рисунки животных, рыб, птиц, а также их чучела, растения и семена.

 

«А чтоб Академия в потребных способах недостатку не имела...»
  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд