Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
Страница 54
Знакомство Петра Великого с европейскими учеными и просветителями

Портрет Николааса Витсена. Неизвестный художник. 1677 г. Гравюра из книги «Северная и Восточная Тартария» (3-е изд. 1785).

выполнено им с величайшей добросовестностью. Благодаря его непосредственному и весьма деятельному содействию, приглашены были в академию такие силы, как Николай и Даниил Бернулли, Георг Бильфингер. Вольф также содействовал обучению российских студентов в Марбурге. Самым известным его учеником стал М.В. Ломоносов. Указом Екатерины I Х. Вольф был назначен почетным членом Петербургской Академии наук.

Другим ученым и государственным деятелем, который имел влияние на Петра I, был голландец Николаас Витсен. Еще совсем молодым человеком, после окончания университета, Витсен в 1666 году побывал в России. С тех пор его интерес к стране, изучению, накоплению знаний о ней только возрастал. Его карта России и 2-е издание его книги «Северная и Восточная Тартария» базируются во многом на материале, который Витсен получал непосредственно из России, что свидетельствует о доверии, которым пользовался голландец у русского царя и его сподвижников. Н.  Витсен собрал большую универсальную коллекцию, многие экспонаты которой также были получены им из России. Петр и Витсен как коллекционеры обменивались предметами своих собраний.

Важную роль в разработке организационных принципов будущей Академии наук в России сыграло посещение Петром в 1717 году Франции, где он побывал во многих научных и образовательных учреждениях, в том числе в Парижской Академии, Ботаническом саду, анатомическом театре, астрономической обсерватории, галереях Лувра. Петр знакомился с учеными, врачами, архитекторами, художниками, механиками. Парижская Академия провела чрезвычайное заседание, на котором для Петра «де Лафей (de Lafey) показывал модель водоподъемной машины, Лемери (Lemery) показывал химические опыты, Реомюр (Reaumur) приготовленные им к изданию рисунки к истории искусств, Далем — (Dalesme) действие новой подъемной машин» [1].

 

Примечания

 

1. Полуденский М. Петр Великий в Париже // Русский архив, 1865. М., 1866. Изд.  2-е. С.  81.

И.М. Бернигерот. Портрет Христиана Вольфа.

Лейпциг. 1755 г. Бумага, гравюра резцом.

МАЭ РАН. МЛ-00916.

  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд