Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Введение
Музы и науки продвигаются к северу
«Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую»
Из Летнего дворца в Кикины палаты
«В посещении музеев труда не жалел»
«Присылают все, достойное внимания и сохранения»
Кунсткамера и Библиотека в новом здании
«А чтоб Академия в потребных способах недостатку не имела...»
«…каталогус на российском диалекте напечатать»
Пожар 5 декабря 1747 г.
Восстановление музейных фондов
«…кроме России, случая найти невозможно»
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Посещение Петром Великим музеев и коллекций в Европе
Знакомство Петра Великого с европейскими учеными
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Учреждение Кунсткамеры с Библиотекой в 1714 г.
Летний дворец и Кикины палаты
Заведение Кунсткамеры. Из подлинных анекдотов о Петре
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Приобретение коллекций в Европе
Приобретение собрания Я. Брюса
Даниил Готлиб Мессершмидт (1685–1735) и Кунсткамера
Экспедиция Д.Г. Мессершмидта (1719-1726)
Тератологическая коллекция Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Каталоги и нарисованный музей
Каталоги Кунсткамеры, изучение коллекций
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Вторая Камчатская экспедиция
Поездка Ф.-Л. Елачича в Китай
Физические экспедиции 1760-1770-х гг.
Исследования Северо-востока Сибири и Пассифики
Кругосветные путешествия и коллекции Кунсткамеры
Пожар в Кунсткамере в 1747 г.
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Выбор места для строительства здания Кунсткамеры
Архитекторы Кунсткамеры, строительство здания
Башня знаний
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Реконструкция экспозиционных шкафов Кунсткамеры XVIII в.
Коллекции Кунсткамеры
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Роберт Карлович Арескин
Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост
Иоганн Даниил Шумахер
Иван Иванович Тауберт
Петр Симон Паллас
Семен Кириллович Котельников
Иван Фомич Буссе
Николай Яковлевич Озерецковский
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
Воспоминания и записки иностранцев
«Письмовник» Н.Г. Курганова
Кунсткамера в «Описании Санктпетербурга» А.И. Богданова
Басня И.А. Крылова «Любопытный»
Заключение
Страница 54
Знакомство Петра Великого с европейскими учеными и просветителями

Портрет Николааса Витсена. Неизвестный художник. 1677 г. Гравюра из книги «Северная и Восточная Тартария» (3-е изд. 1785).

выполнено им с величайшей добросовестностью. Благодаря его непосредственному и весьма деятельному содействию, приглашены были в академию такие силы, как Николай и Даниил Бернулли, Георг Бильфингер. Вольф также содействовал обучению российских студентов в Марбурге. Самым известным его учеником стал М.В. Ломоносов. Указом Екатерины I Х. Вольф был назначен почетным членом Петербургской Академии наук.

Другим ученым и государственным деятелем, который имел влияние на Петра I, был голландец Николаас Витсен. Еще совсем молодым человеком, после окончания университета, Витсен в 1666 году побывал в России. С тех пор его интерес к стране, изучению, накоплению знаний о ней только возрастал. Его карта России и 2-е издание его книги «Северная и Восточная Тартария» базируются во многом на материале, который Витсен получал непосредственно из России, что свидетельствует о доверии, которым пользовался голландец у русского царя и его сподвижников. Н.  Витсен собрал большую универсальную коллекцию, многие экспонаты которой также были получены им из России. Петр и Витсен как коллекционеры обменивались предметами своих собраний.

Важную роль в разработке организационных принципов будущей Академии наук в России сыграло посещение Петром в 1717 году Франции, где он побывал во многих научных и образовательных учреждениях, в том числе в Парижской Академии, Ботаническом саду, анатомическом театре, астрономической обсерватории, галереях Лувра. Петр знакомился с учеными, врачами, архитекторами, художниками, механиками. Парижская Академия провела чрезвычайное заседание, на котором для Петра «де Лафей (de Lafey) показывал модель водоподъемной машины, Лемери (Lemery) показывал химические опыты, Реомюр (Reaumur) приготовленные им к изданию рисунки к истории искусств, Далем — (Dalesme) действие новой подъемной машин» [1].

 

Примечания

 

1. Полуденский М. Петр Великий в Париже // Русский архив, 1865. М., 1866. Изд.  2-е. С.  81.

И.М. Бернигерот. Портрет Христиана Вольфа.

Лейпциг. 1755 г. Бумага, гравюра резцом.

МАЭ РАН. МЛ-00916.

  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд