Страница 142

 

Бартоломеус Доледо.

Анатомический театр в Лейдене.

Гравюра с рисунка Яна Корнелиуса Водануса.

1609 г.

МАЭ  РАН.

 

Анатомический театр 

 

Первые анатомические театры появились в Европе в XV–XVI  вв., хотя интерес к строению человеческого тела люди проявляли всегда; но уже с античных времен существовали религиозные запреты на расчленение мёртвого тела. Полагают, что в Падуе в XV в. построили первый деревянный разборный анатомический театр, который можно было перевозить. Постоянный анатомический театр появился в университете Падуи в 1594 году. Его высота составляла 13 м, а в зале, имевшем конусообразную форму, могли разместиться 250 зрителей.

В 1597 году стационарный анатомический театр был создан в Лейдене голландским профессором Петером Павом (1564–1617), декорировавшим его скелетами птиц, животных, людей, а также латинским изречением «Смерть есть рубеж всего сущего». Для публичных вскрытий брались трупы преступников, что как бы оправдывало такое их использование греховностью. Церемонию рассечения тела сопровождала музыка (небольшой оркестр или один – два флейтиста), в зале распылялись духи, большие свечи освещали прозекторский стол и прелектора в парадной одежде. Процедура вскрытия постепенно становилась похожей на торжественный спектакль, целью которого было просвещение и назидание зрителей в духе идеи суетности и быстротечности жизни – идеи, столь характерной для эпохи барокко. Само же помещение театра начало использоваться не только по его прямому назначению, но стало также музеем, лекторием, местом дискуссий и экспериментов. Опытный, умелый прелектор старался создать во время действа приподнятую театральную атмосферу. Особенно славился своим мастерством выдающийся голландский анатом Фредерик Рюйш (1638–1731), который в течение 30 лет проводил вскрытия в анатомическом театре

Башня знаний
  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд